Конспект урока по литературному чтению
Тема: Г. Скребицкий «Белка»
Цель: учить узнавать научные и художественные тексты, определять жанр произведения, прививать любовь к родной природе
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, модели обложек
Ход урока:
1Организационный момент. Работа в паре.
-Девиз нашего урока у вас зашифрован на листочке. Вам нужно зачеркнуть буквы не русского алфавита, оставив только буквы русского алфавита.
З g g н а j н d и s е l с g о z v б и w р а е w т с q я п о f n к а z п l л r е w
СЛАЙД «Знание собирается по капле» (слайд№1)
-Прочитайте, как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Знание сразу не дается, всему нужно учиться постепенно)
-Какие вы еще пословицы об ученье знаете?
-Сегодня мы покажем свои знания по изученным произведениям.
-Вы прочитали много произведений, и мы вспомним некоторые из них.
2.Проверка д/з.
Выразительное чтение
3 Речевая разминка. СЛАЙД.
Если будет день хорош,
Точно в парк гулять пойдёшь.
И возьми с собой орешки,
Говорю не для насмешки.
Там уже на елях ждут,
За гостинцами придут,
Быстрые, как-будто, стрелки,
Наши рыженькие белки.
(Ученики читают «глазами» одновременно говоря ртом «ля-ля-ля-ля». Затем учитель задаёт вопросы по тексту.)
- Куда пойдёте гулять?
-Что возьмёте с собой?
- Кто ждёт вас на елях?
- С чем сравнивает белок автор?
- Какие слова и выражения вам непонятны?
-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
Прочитайте с восхищением, с удивлением; выразительно.
4.Работа по группам.
Установите соответствие.
Агния Львовна Барто «Думают ли звери?»
Эмма Мошковская «Дедушка дерево»
Владимир Орлов «Цветное молоко»
Георгий Скребицкий «Белка»
Если группа справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Проверка по СЛАЙДУ
(отметить работу групп)
5. Постановка целей урока.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (о.д.)
- Какую цель поставим перед собой на урок.
- Как вы думаете, о чём мог рассказать нам Георгий Скребицкий?
- Чему мы будем учиться на уроке?
6.Рассказ учителя о Георгии Скребицком.
СЛАЙД
Георгий Скребицкий родился в России, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.
7.Словарная работа. СЛАЙД
Поганка – один из самых опасных смертельно ядовитых грибов.
Пристроиться – помещаться, располагаться.
Развилка между сучками – сучок с разветвляющимися ветками.
Хлопотунья – от слова хлопоты – забота, беспокойство.
Кладовая – хозяйственное помещение для хранения продовольствия.
8.Работа по теме урока.
-Как вы думаете, чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного рассказа? (о. д.)
СЛАЙД.
- Прочитаем рассказ. И ответим на вопрос «К какому жанру относится данное произведение»? с.93.
- Ребята, как вы думаете, это произведение художественное или научно-познавательное? ( научно-познавательное) Почему вы так думаете? (сопоставление художественных рассказов или сказок с научными).
-На каком уроке мы часто встречаемся с научно-познавательными текстами? (на уроках окружающего мира)
- От чьего имени написан рассказ?
-Что нового вы узнали о белке?
-Как она готовит запасы на зиму?
-Как вьёт своё гнездо?
9.Физкультминутка.
б) вторичное чтение вполголоса
в) беседа по тексту, выборочное чтение
- Как вы думаете, как автор относится к белочке?
-Почему белочке не страшны ни мороз, ни ветер. Прочитай.
-Найди и прочитай описание гнезда белки.
10.Развитие речи. СЛАЙД
Задание: по картинкам восстановить текст (пересказ).
11.Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно хорошо получилось?
12 Итог урока
- Узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое о белках?
- Кому захотелось прочитать книги о животных прямо сейчас?
13 Оценивание
За активную работу на уроке…
14 Домашнее задание
Стр. 93-94 читать пересказывать и написать синквейн со словом «белка»