kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения из раздела " Познаем секреты житейской мудрости". Тема " И.А. Крылов " Квартет".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Познавательные действия: перечитывание текста с разными задачами, работа с иллюстрацией. Коммуникативные действия: постановка вопросов управление поведением партнера умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.   Работа в парах.Самостоятельная работа.Первичное чтение басни учителем Физкультминутка.   Работа с пословицами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения из раздела " Познаем секреты житейской мудрости". Тема " И.А. Крылов " Квартет".»


Учитель Васильева Людмила Викторовна

МАОУ «СОШ №1»


Перспективная начальная школа 3 класс

«Познаем секреты житейской мудрости»

Тема И.А.Крылов «Квартет»

Цели:

Обучающие:

1. продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

2. учить понимать глубину содержания произведения;

3. формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

4. находить мораль в произведении;

5. учить читать басню по ролям;

6. различать речь автора и героев басни;

7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

1. содействовать развитию мыслительных операций:

2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;

3. развивать творческое воображение, познавательную активность,

4. работать над развитием разговорной речи .

Воспитательные:

1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,

2. формировать положительные качества.

3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

4. пробуждать добрые чувства.

5. воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.


Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

3. планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии







ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.


2. Актуализация знаний.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.


- Как вы думаете, о ком написаны эти строки? (эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове).

- Мы с вами уже знакомы с этим баснописцем.

- Что о нём вы могли сейчас рассказать?

Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста. В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.

И. А. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Его басни переведены более чем на 50 языков мира. Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.

- Какие произведения Крылова вы знаете?( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград»)

-К какому жанру они относятся? (басня)

- Давайте обобщим знания об этом жанре с помощью теста.


Тест.

Выберите правильный ответ


1. Басня – это:

а) краткий рассказ;

б) поучительный рассказ;

в) краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет басни, называют:

а) поэт

б) писатель

в) баснописец

3. Басни писались с целью:

а) высмеять пороки людей

б) научить правильному поведению

в) показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

а) прямое значение

б) иносказательное значении

5. В басне:

а) есть вывод – мораль

б) вывода нет, каждый придумывает его сам.


в) вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

а) Они высмеивают не людей, а животных.

б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

в) Они высмеивают только богатых людей.


Ответы: 1 В; 2 В; 3 А; 4 Б; 5 А; 6 Б.

- Взаимопроверка.

- Самооценка.


Вывод: нам есть еще над чем поработать, уверена, что читая басни Крылова мы будем совершенствовать наши знания.


3. Работа над новым материалом.


-Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней И.А.Крылова « Квартет».

- Какую цель для себя вы поставите на урок?

1. Познакомиться с басней Крылова « Квартет»

2. Развивать навыки беглого чтения

3. Находить мораль в произведении

4. Учиться анализировать басню


Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день

Что такое квартет? (Ответы детей) ( если не отв: где можно уточнить значение слова?)

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей

Где четыре музыканта
Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.

А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

-Сядьте удобнее, расслабьтесь.

- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?


Первичное чтение произведения.


- Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера М.М. Козакова.

- Во время чтения басни вы глазами следите в тексте по учебнику, отмечая карандашом непонятные для вас слова.

- Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?


Прослушивание басни.

- Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»?

1. Проказница мартышка

2. Осёл

3. Козёл

4. Косолапый Мишка

5. Автор

6. Соловей

- А можете их назвать?

- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)




Словарная работа.


- Какие слова в басне вам были непонятны?

Пленять – очаровывать.

Альт – музыкальный смычковый инструмент немного больше скрипки.

Бас – самый низкий голос (контрабас).

Прима – инструмент, играющий главную роль оркестре (скрипка).

Втора – второй по важности инструмент в оркестре.


Вторичное чтение произведения.


- Сейчас эту басню будите читать вы вслух.

- Какие цели вы поставите перед прочтением произведения?

1. Читать чётко, внятно, чтобы всем было понятно

2. Эмоционально и выразительно

3. Громко и грамотно


Работа над басней.

- Подумайте, на сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)

- Просмотрите глазами текст и определите границы частей басни.

- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование

2 часть – мораль

- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в басне.


Работа в паре.

- Какие животные участвуют в квартете?



Возьмите карточки

Дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)


Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей


- Проверка

-Оценивание пары

  • Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

  • Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)

  • Осел - упрямый, туповатый

  • Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.


- А речь, только каких животных звучит в басне?  (Cоловей, Мартышка, осел.)

очему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.)
- Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?
- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?





- Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении. (Выполняют по колонкам в парах)


I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:

II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла

III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья



Обратите внимание:

I ряд - читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

II ряд – читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

III ряд - читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка. (прослушать по 1 чел с ряда)

Групповая работа.

-Работа в шестёрках чтение по ролям

- Проверка групп.



Самостоятельная работа.

В чьи уста Крылов вложил слова морали? Перечитайте мораль басни. В чем ее основная ее мысль? (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).


- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей?

- Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?

- Прочитайте задание в уч. стр30


4.Подведение итога.


Вспомните какую цель ставили на урок? Достигли ее?

С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?

- Какой человеческий недостаток высмеивает автор?


Рефлексия.

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

« Меня удивило…»


Оценки за урок.


5. Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Людмила Викторовна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281445


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства