Учитель: Завадская Лилия Борисовна
г. Хабаровск
МОУ «Гимназия №8»
Урок литературного чтения в 3-ем классе
по теме
"Г. Куликов «Как я влиял на Севку» (завершение работы)»
Цели:
- завершить знакомство с главами произведения;
- проанализировать прочитанное;
- дать характеристику главным героям произведения.
Тип урока: завершение работы над произведением
Образовательная система: «ШКОЛА 2100»
Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель:
Ребята, на уроке мы спокойны, приветливы, а главное – очень активны. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните плохое настроение, беспокойство. Забудьте о них и улыбнитесь друг другу.
Слайд № 1
Учитель: урок я начну со слов Бернарда Шоу, английского писателя:
«Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.
Если у Вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Бернард Шоу.
Учитель: Я уверена, что урок не пройдёт даром, вы обязательно будете обмениваться идеями, узнаете для себя новое. И, конечно же, мы не останемся без яблока, у нас будет целое фруктовое дерево, яблоня. За каждый правильный ответ, вы сможете взять себе яблоко. В конце урока мы подведём итог, посчитаем, сколько яблок заработал каждый из вас. И сможем украсить ними наше дерево.
Девиз урока: Идеями делись, пробуй и ищи!
(на яблоке)
2. Актуализация знаний
Ребята, на партах у вас лежит шифровка. Задание: среди набора букв отыщите фамилии авторов.
Б | К | У | Л | И | К | О | В | Р | Ь | Э |
О | У | С | П | Е | Н | С | К | И | Й | Я |
З | Н | Ъ | З | А | Х | О | Д | Е | Р | Ч |
Ч | К | М | А | П | О | У | С | П | В | Ы |
- Назовите авторов. Проверьте. (Слайд)
- Что объединяет этих авторов? (Писали о детях, школьниках, школе. Их произведения в разделе «Уроки и переменки»)
- Соотнесите авторов с их произведениями.
3. Сообщение темы урока
- Назовите автора, который остался. Геомар Куликов автор какого произведения? («Как я влиял на Севку»)
- Определите тему урока. (Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Завершение работы.) Слайд
Цели урока:
Слайд
- завершить знакомство с главами произведения;
- проанализировать прочитанное;
- дать характеристику главным героям произведение.
- Что вы знаете об этом авторе?
- Геомар Куликов родился в Москве в 1924 году. Его отец был зоологом, мама работала в библиотеке. В 1943 году добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в действиях сначала как радист, затем как переводчик. Награждён орденом Красной звезды. После войны работал редактором Всесоюзного радио и параллельно начал публиковать рассказы и заметки в журналах «Пионер», «Юный натуралист». Герои рассказов обычные рядовые школьники, сюжеты – разнообразные происшествия в школе, среди друзей. Много книг было написано на историческую тему. СЛАЙД
- Определите жанр произведения «Как я влиял на Севку». (Повесть)
- Докажите. (Описан большой отрезок жизни героев. Происходит много событий. Много героев. Большое по объёму. Делится на части.)
(На доску прикрепляю таблички: Г. Куликов
«Как я влиял на Севку»
Повесть
4. Характеристика главных героев
- Назовите главных героев. (Костя Горохов, Севка Мымриков)
(Вывешиваю таблички)
- На протяжении всех уроков мы были вдумчивыми читателями, вели диалог с автором и поэтому много чего узнали о наших героях.
- Вспомните, какими предстают перед нами Костя и Севка вначале повести.
- Соедините наших героев с их чертами характера.
(2 человека у доски, остальные работают парами)
КОСТЯ СЕВКА
- добрый - не любит ссор - внимательный - серьёзно относится к делу - отличник - изобретательный - старательный - ответственный - отстающий ученик - долго не скучает - сладкоежка - грязнуля - первый шалопай - хороший артист - путешественник - храбрый
Проверка
- Правильно! Из тех качеств, которые вы выбрали для Кости, я возьму, к примеру, вот такое. (Ответственный)
- Обратитесь к произведению и найдите подтверждение наших слов в нём.
- с. 130 1 абзац
- с. 133
- Теперь перейдём ко второму нашему герою, к Косте.
- Но давайте снова обратимся к тексту и зачитаем – как автор говорит нам о том, что Севка – хороший артист. Где это мы видим сначала, потом?
- с. 130 (первый урок)
- с. 134 (в гостях)
- А почему в гостях Севка играл такую роль? (Ответы детей)
- Потому что, из какой семьи был Костик?
- Пересказ отрывка «Я единственный ребенок…» (Один ученик)
- Чего же больше всего боялись Костины родители? (Ответы детей. Чтобы ребёнок не попал в плохую компанию.)
- А Севка был из этой компании?
- Как об этом говорит автор одной фразой? Зачитайте. (Ответ детей – «Что он за птица было видно невооруженным глазом»)
- Как понимаете это выражение?
- И глядя на Севку, можно сразу сказать, что главный принцип его жизни каков? (ответ детей – «Сила есть, ума не надо»)
- Подтвердите это словами автора, где автор говорит об этом?
(ответы детей:
- Севка любил выходить победителем из любой ситуации и даже в споре
5. Работа с текстом (часть вторая) (повторение)
- А в чем состоял спор на этот раз? (дети пересказывают до ситуации у служебного помещения с. 142)
- А дальше, я думаю, стоит прочитать по ролям (с.142 – чтение по ролям – 3 человека)
- Когда мы читали на прошлом уроке эту часть, у вас возник вопрос к автору. Какой? (Сможет ли Севка перестоять птицу?)
- Какие предположения мы сделали?
Посмотрим, какая версия верна или ответ на наш вопрос совсем другой
ФИЗМИНУТКА
- Если я показываю розовое яблоко – подпрыгнуть на двух ногах,
красное – присесть, зелёное – хлопнуть в ладоши, жёлтое – побежать на месте. (выполняют несколько движений).
А теперь есть условие: при этом я буду говорить утверждение из нашей повести, если вы согласны – выполняете действие, если нет – стоите.
- Задача Кости была подружиться с Севкой. + ЗЕЛЁНОЕ
- Севка был не такой человек, чтобы долго скучать. + КРАСНОЕ
- Костя целую неделю ломал голову, как подступиться к Севке. – ЖЁЛТОЕ
- Костя решил поймать Севку на приманку. + КРАСНОЕ
- От радости того, что Севка всё-таки пришёл, Косте хотелось петь. – РОЗОВОЕ
- От стыда на уроке Костя готов был провалиться сквозь землю. + ЖЁЛТОЕ
- Севка всегда приходил на экскурсии? – ЗЕЛЁНОЕ
- Севка пообещал купить сто порций мороженого. + СИНЕЕ
6. Работа с текстом (часть третья) (знакомство)
- Чтение третьей части одним учеником вслух (с. 144)
- После чтения, ответьте на вопрос: Сможет ли Севка перестоять птицу?
7. Работа с текстом (часть третья). Обсуждение.
- Как ответим на вопрос, который мы задали автору?
- Можно ли назвать победителей в споре? (Нет)
- Зачитайте строчки, из которых следует, что Севка был потрясен услышанным.
(«Ч-чучело?!»)
- Как вы думаете, почему Костя не поднял своего подопечного на смех?
( ответы детей:
- А как, по-вашему, в этой ситуации поступил бы Севка?
- Как вы думаете – признает ли он свое поражение?
- Может, об этом узнаем из следующей части?
8. Работа с текстом (часть четвертая) (знакомство)
- Чтение четвертой части про себя (с. 145)
- Чтение вслух четвертой части одним учеником
9. Работа с текстом (часть четвертая) (обсуждение)
- Кого винил Севка, что попал впросак?
- Зачитайте, как он об этом говорит.
- Почему стоит многоточие? (Ответ детей – он мог до бесконечности оправдывать себя)
- Что такое галиматья? (Ерунда, чепуха, бессмыслица)
- Попробуем разгадать страшный сон:
(ответы детей –
Когда приходится доказывать очевидные вещи, говорят «Вот и докажи, что ты не верблюд». А нашему герою приходится доказывать Севке, что надо учиться и шалопаем быть стыдно, что очень очевидно.)
- Чьи слова произнес верблюд?
( ответ детей –
- А почему же верблюд захохотал именно Севкиным голосом?
(ответ детей –
- Почему же Косте приснилась эта галиматья?
10. Анализ всего произведения
- В самом начале работы при чтении первой главы мы задавали разные вопросы к автору. - А сейчас, когда мы закончили знакомство с четырьмя главами произведения, у кого сформировались новые вопросы к автору? (ответы детей)
- Ваши предположения (ответы на эти вопросы)
- Чтобы проверить – верны ли наши предположения, что надо сделать?
(ответ детей –
- Кто хотел бы продолжить дальнейшее знакомство с произведением?
- Чем оно вас заинтересовало?
- Могут ли подобные события происходить в реальной жизни?
Какой представляется вам личность писателя? (Юмор, любовь к детям, весёлость)
- Над произведением работал не только автор, но и художник, а для этого надо быть очень вдумчивым читателем.
- Какая иллюстрация вам показалась наиболее интересной и почему?
- Вы тоже были вдумчивыми читателями и тоже попробовали себя в роли художников. Посмотрим. (Выставка детских рисунков)
- Ваши герои на иллюстрациях вышли очень интересными, вы постарались передать их характер.
- Ребята, а вы на кого хотели бы быть похожими?
- Попробуйте это доказать, написав мини-сочинение. Это и будет вашим домашним заданием.
11. Итог
- О чём говорили?
- В начале урока мы ставили перед собой 3 цели. Давайте вернёмся к ним и посмотрим, кто их достиг, просигналив карточками.
- завершить знакомство с главами произведения (сигнал);
- проанализировать прочитанное (сигнал);
- дать характеристику главным героям произведение (сигнал).
- У меня в руках есть коробка, на которой написано «В БУДУЩЕЕ». Напишите на яблочках, какие черты характера вы бы хотели в себе воспитать. Эти яблочки мы поместим в коробку и откроем её в 4 классе.
12. Рефлексия
- Ребята, вспомните весь наш урок и выберите карточку определённого цвета:
Зелёный – урок мне показался неинтересным, я для себя ничего не подчерпнул, синей – урок был интересен, но я был неактивен, красный – я сегодня активно работал, обменивался идеями с учителем и одноклассниками.
- Выставление оценок.