Оборудование: детали костюма для инсценировки, карточки на цветных листах, презентация «Герои удмуртской мифологии», карточки с изображением деревьев, игрушка Домовой, ёлка. ХОД УРОКА Организационный этап. Приветствие Зравствуйте, ребята! Начинается урок, Он пойдет вам только впрок. Постарайтесь все понять, И получить отметку «пять»!
Организация рабочего места Для продуктивной работы на уроке вам понадобятся карточки. При необходимости мы к ним обратимся. Мотивация учебной деятельности учащихся.(Знакомство с персонажем удмуртской мифологии). Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Троих гостей вы видите в классе, а один гость пожелал спрятаться до тех пор, пока вы не отгадаете, кто он такой. Посмотрите внимательно на доску. Его имя спрятано здесь. 3) Постановка цели и задач урока. - Правильно, это Домовой. По- удмуртски его называют Коркамурт или Коркакузё. Вот и он. Настоящий Коркакузё похож на хозяина –мужика, он никогда не показывается перед людьми. А этот герой прибыл к нам из книги «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа» и хочет познакомить нас со своими родственниками. Вы уже догадались, о ком мы будем сегодня говорить? (варианты ребят). Как можно сформулировать тему урока? Тема: «Герои удмуртских мифов». Что мы можем узнать про этих героев? (ответы) Кто хочет обобщить сказанное и назвать цель урока? (ответ) 4) Первичное усвоение новых знаний. - Долгое время у удмуртов была языческая религия и они верили, что повсюду их окружают различные духи и божества. Чувствуя зависимость от них, удмурт постоянно обращался к ним и просил того или другого помочь ему в разных случаях. Каждую просьбу он сопровождал принесением жертвы божеству. В жертву чаще всего приносили барана, быка, утку или гуся. Так сложилась мифология удмуртов.Работа с термином . Мифология – это учение о духах, богах и великанах, которое сложилось у народа в древности. Главное божество у вотяков-язычников -Инмар. Он хозяин неба, живёт на солнце. Спускаясь, черпает воду золотым ковшом и поливает облака, чтобы они не высохли от солнца. Ему молились под сосной. (показывает картинку на доске и прикрепляет слово «Инмар») Вторым главным божеством является Кылдысин – хозяин земли. Похож на высокого человека, носит белую одежду и ходит по полевым дорожкам. Подсказывает людям, когда сеять, когда урожай убирать. Ему молились под берёзой . (показывает картинку на доске и прикрепляет слово «кылдысин»). Третье важное божество –Куазь –бог погоды и атмосферы. У него просили хорошей погоды и молились под елью. (. (показывает картинку на доске и прикрепляет слово «Куазь»). 5) Первичное закрепление. - Инсценировка мифов. - Работа с текстом в парах. В мифологии удмуртов ещё есть огромное количество богов и духов. О некоторых из них мы узнаем из текстов, которые лежат у вас на партах. (Самостоятельная работа с новой информацией. Парам предлагается прочитать текст (приложение №1) и выполнить задание: изучите текст, подчеркните ключевые слова карандашом и ручкой и сделайте пометки: v уже знал; + новая информация; ! очень удивило. учащиеся обсуждают полученные данные, свою точку аргументируют цитатами из текста. 6)Физкультминутка. Из подсказок Домового очень много мы узнали про его родственников. Теперь покажем ему, как мы можем веселиться. («Вик –вак арганэ) 7) Первичная проверка понимания. 1 Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение №2)Тот, кто сделает быстрее, читает правильные ответы и остальные ставят себе +и-. 2. Просмотр презентации «Герои удмуртских мифов» Вопрос: образы некоторых мифологических героев вам показались знакомыми, как вы думаете, почему? (ответ: они похожи на мифологических героев русского народа) 8) Информация о домашнем задании. Домашнее задание (на выбор) – нарисовать образ какого-либо мифологического героя, - прочитать 1 миф и приготовить на пересказ, - найти пословицы про мифологических героев. 9)Подведение итогов урока. Назовите, пожалуйста, ключевые слова сегодняшнего урока. (ответы) 10) Самооценка и рефлексия. Мы сегодня вспомнили о домовом не зря. Да ведь совсем скоро, 10 февраля, у домового день рождения. А посему 10 февраля все, кто дорожит присутствием этот человечка у себя дома, справляют его именины. А для этого делают ему специальные подарки, задабривают. Подарки делают самые различные: кто-то стряпает специальную лепешку и кладет ее под печь, кто-то бросает под печь медную монету. Особенно стараются люди сделать приятное домовому на большие праздники: Рождество, Пасху, Новый год. У нас приближается Новый год. И представьте себе, что своей работой на уроке вы тоже испекли блины. Но от того, кто как трудился, блины могли получиться разной формы и разного цвета. (оценка своей работы – зелёный цвет –«5», жёлтый цвет – «4», белый цвет –«3»). Подпишите и повесьте свои блины на ёлку для Домового. 11) Заключение: В каждом доме есть свой Барабашка – Маленький веселый домовой. я тебе хочу пожелать, чтоб он хранил всегда дом твой! Ты положи ему конфеток пару, Пусть он отметит с нами праздник Новый год. Спасибо за урок! Приложение №1. Тексты для групп. 1 «Матери» явлений природы. (прочитайте текст и выполните задание: изучите текст, подчеркните ключевые слова карандашом и ручкой и сделайте пометки: v уже знал; + новая информация; ! очень удивило) Как и в мифах других финно-угорских народов, у удмуртов существовали представления о божественных матерях: Ин-мумы почиталась матерью самого Инмара, Шунды-мумы — солнца, Гудыри-мумы — грома, Музъем-мумы — земли, Ву-мумы — воды и т. д. Музъем-мумы — богиня земли, которая гневается, если землю обрабатывают не вовремя, когда она еще спит. Ей также не нравится, когда копают ямы. Этой богине приносят в жертву быков и овец темной масти — цвета земли: их кости, кровь и потроха зарывают в землю, мясо съедают. Мать солнца должна была следить, чтобы солнце вовремя всходило и заходило, не сбивалось с пути. Врагом солнца считался паук: по поверью, он мог заткать солнце паутиной и лишить людей света. Ветер препятствовал этому, разрывая паутину. Особым почитанием пользовались Гудыри-мумы и Инву-мумы («Мать небесной воды»). Ее имя постоянно поминалось при молениях, а на больших молениях гуслярша исполняла священную мелодию поисков небесной воды. При этом молящиеся поднимали ритуальный плач: слезы должны были породить небесную воду. Инву-мумы обеспечивала также благополучие рода и семьи 2.Водяные. (прочитайте текст и выполните задание: изучите текст, подчеркните ключевые слова карандашом и ручкой и сделайте пометки: v уже знал; + новая информация; ! очень удивило) Вукузё считался хозяином вод и источников. Ему особо кланялись молодухи после свадьбы: ведь им предстояло носить воду и стирать, а это занятие, считалось опасным у финно-угорских народов: мог утащить водяной. Поэтому молодая бросала в реку или прорубь кусок хлеба, масло, монету, произнося при этом заклинание, чтобы вода ее не пугала, обмывала, и не схватил бы вумурт, а Вукузё не посылал бы болезней. С моления нужно было принести полные ведра воды — тогда и жизнь будет счастливой. В водоемах обитали вумурты («водяные люди») с длинными черными бородами и волосами, иногда принимавшие вид щуки. Вумурты любили появляться в ручьях и мельничных прудах, вредили людям, могли утопить или наслать болезнь, смыть плотину, истребить рыбу, но иногда помогали человеку. Переплывая через реку, нужно было бросить вумурту горсть травы со словами: «Не держи меня!» В воде у вумурта свой дом, большие богатства, много скота; жена и дочь — обе красавицы; веселые свадьбы вумуртов сопровождаются наводнениями. Вумурту и реке («матушке-реке») молились рыбаки, чтобы они посылали рыбу, а вумурт не портил снастей. |