I. Создание проблемной ситуации. | Учитель записывает тему урока «Графика. Чёрное на белом, белое на чёрном», рассказывает детям историю о двух товарищах и просит ответить на вопросы. – В одном классе учились два товарища, Костя и Серёжа. Однажды перед уроком рисования Костя обнаружил, что забыл цветные карандаши. Он обратился к Серёже: – Ты поделишься со мной карандашами? – Конечно, но только когда сам нарисую. Прозвенел звонок, и учительница объявила тему рисунка: «Любимое дерево». Ребята взялись за работу. – Когда же ты дашь мне карандаши? – спросил Костя. – Держи пока чёрный, а остальные мне самому нужны, освободятся, тогда дам, – ответил Серёжа. Прошло время, и вдруг учительница объявила, что пора заканчивать, и взяла журнал, чтобы выставить отметки. Только теперь Серёжа понял, что так и не успел дать Косте карандаши. Ему стало стыдно, он боялся даже повернуть голову в сторону своего друга и всё ждал, когда учительница увидит несделанную работу и поставит Косте «2». Но каково же было удивление Серёжи, когда он услышал восторженные возгласы ребят и учителя, увидевших рисунок Кости! – Как вы думаете, чему удивились ребята? – Как Костя смог, используя чёрный карандаш и белый лист бумаги, справиться с заданием? | Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Тому, что работа выполнена и она очень красивая. Затрудняются ответить либо ответы неполные. | Учитель может расставлять универсальные учебные действия (УУД) и личностные результаты (ЛР) по своему усмотрению, используя перечень УУД и ЛР из третьего столбца. В конспекте первого урока темы 17 дан примерный вариант распределения УУД и ЛР по различным этапам урока. Помните, что одно задание может развивать несколько умений, но необязательно перечислять их все, а только те, которые вы считаете необходимыми на данном уроке. Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 6. Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели. |
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа с текстом. Работа с произведениями мастеров. Практическая работа. | 1. Учитель предлагает детям открыть учебник на с. 32 и взглянуть на заголовок. – Прочитайте заголовок и ответьте на вопрос: о чём этот текст? – А слово «графика» о чём-то вам говорит? – Давайте прочитаем первый абзац. Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать первый абзац. – Итак, оказывается, есть такое искусство, в котором художники используют (как Костя) чёрный и белый цвет. Называется такое искусство графика. – Скажите, эти цвета похожи между собой или нет? Одинаковое настроение отражают или нет? – Да, эти цвета противоположные, их называют контрастными. Контраст – это большое различие. | 1. Ученики читают и отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – О графике и о чёрном и белом цветах. Затрудняются. Ученик читает. – Эти цвета сильно отличают-ся, они противоположные. Чёрный – цвет печали, белый – нежности и чистоты. |
2. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрации Льва Дурасова на с. 32 учебника и ответить на вопросы. – Рассмотрите иллюстрацию Льва Дурасова, рис. 1 на с. 32 учебника. Расскажите, что на ней изображено? – Почему вы решили, что он может быть преступником? – Молодцы, значит, художник выразил свои мысли всего лишь линией и пятном. – Рассмотрите иллюстрацию Льва Дурасова, рис. 2 на с. 32 учебника. Расскажите, что на ней изображено? – Чем выразил свои мысли художник на данной иллюстрации? | 2. Рассматривают, отвечают (возможные ответы учеников): – Город, жители города, один человек странный, похож на преступника. – Художник изобразил всех людей линиями, а этого человека чёрным пятном. – Богатырь приближается к голове огромного великана. – Короткими линиями, штрихами и точками. |
V. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает ребятам нарисовать в альбоме два дерева, используя в первом рисунке линии и штрихи, а во втором рисунке – точки и пятна. – ПЛАН РАБОТЫ: 1. Решить, какое дерево вы будете рисовать. 2. Сделать лёгкий подготовительный рисунок простым карандашом. 3. Повторить этот рисунок рядом с первым. 4. Первый рисунок завершить выбранным инструментом (чёрная гуашь, кисть № 3, гелевой ручкой или чёрным фломастером), используя только линии и штрихи. 4. Второй рисунок завершить выбранным инструментом (чёрная гуашь, кисть № 3, гелевой ручкой или чёрным фломастером), используя только точки и пятна. Наносить точки лучше, начиная с карандашной контурной линии, постепенно к середине рисунка сведя общее количество точек на нет. | Выполняют. |