Тема: А.П. Чехов « Ванька». Работа над содержанием.
Цель: продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века; работать над содержанием произведения; формировать навык осознанного и выразительного чтения; учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор учащихся; развивать слуховое восприятие на материале соц- организационных вопросах; обогащать словарь учащихся, развивать связную устную речь; закреплять навык грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, экран, таблички, тексты на партах, портрет Чехова.
Ход урока
I Организационный момент. ( за экраном)
[Какой сейчас урок?]
Сейчас урок чтения.
[Какой урок по счёту?]
По счёту второй урок.
II. Фонетическая зарядка.
В рассказе нам встретились трудные слова, которые в нашей речи уже не используются.
Какие это слова?
Это устаревшие слова.
Давайте прочитаем эти слова.
III. Подготовительная работа ( сведения об авторе)
Чей это портрет? Кто это?
Это Антон Павлович Чехов.
Что вы можете о нём сказать?
Это великий русский писатель.
Давайте послушаем сообщения, которые приготовили девочки о жизни и творчестве Чехова.
1 сообщение
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца. В 19 лет Чехов приезжает в Москву. Позади осталось трудное детство, годы нищеты. Он поступает на медицинское отделение Московского университета и сразу начинает писать рассказы.
2 сообщение
Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей, умел дружить с ними. Писателя волновала судьба детей из народа, которым жилось тяжело. Он описал их жизнь в своих рассказах.
Ребята, а какие рассказы Чехова вы знаете?
« Каштанка», « Белолобый», « Мальчики»,
Некоторые из них мы уже читали, с другими вы познакомитесь позднее.
Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён?
Это бедный мальчик, который приехал из деревни в город.
Тяжелая доля выпала детям старой России.
3 сообщение
Голод и тяжёлая жизнь в деревне вынуждали крестьян посылать своих детей в город. Дети шли работать на заводы, их отдавали в ученье.
IV. Сообщение темы урока.
О жизни такого мальчика мы узнали из рассказа Чехова.
Как называется рассказ?
Рассказ называется « Ванька».
Сегодня на уроке мы закрепим наши знания
V.Словарная работа.
Давайте вернёмся к нашим словам и вспомним их значение.
( слова записаны на доске, значения этих слов на отдельных карточках, которые лежат на партах перед учащимися. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим словом.)
VI. Беседа с выборочным чтением по теме.
О чём этот рассказ?
Этот рассказ о тяжёлой жизни мальчика, которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину.
Кто главный герой рассказа?
Главный герой Ванька Жуков. Он сирота.
Что значит сирота?
У него нет родителей.
Сколько ему лет?
Ваньке девять лет.
Докажите словами из текста.
У кого Ванька живёт в городе?
Ванька живёт у сапожника Аляхина в Москве.
Как ему живётся ?
Ваньке живётся тяжело, плохо.
Найдите и прочитайте о том, что жизнь у сапожника была тяжёлой.
В какое время года происходят события? Какой праздник приближался?
Была зима. Приближалось Рождество.
Чем занимается Ванька в городе?
Ванька днём и ночью качает люльку с ребёнком, чистит селёдку, выполняет работу по дому. Он прислуга.
Как с ним обращаются хозяева и подмастерья?
Все Ваньку бьют, не жалеют его, насмехаются.
Как живётся Ваньке в городе?
Ваньке в городе живётся плохо.
Да, Ваньке в городе жилось плохо, поэтому он часто вспоминает свою жизнь в деревне.
Как ему жилось в деревне?
Почему жизнь в деревне была счастливой?
Он жил среди родных людей, которые его любили.
О чём мечтал Ванька?
Он мечтал вернуться в деревню.
Давайте сделаем вывод.
Вывод по опорным словам.
Ваньке нравилось жить в деревне, потому что …….
Ванька жил в деревне с …., ……., барышня Ольга Игнатьевна ……,
поэтому….
Вывод: Жизнь Ваньки можно разделить на две части:
- Жизнь в деревне (какая?)…
- Жизнь в городе (какая?)…
VII. Работа над письмом.
Ребята, у вас на партах лежит конверт с письмом.
Письмо написал Ваня Жуков.
Кому и куда написал Ванька?
Он написал своему дедушке Константину Макарычу в деревню.
Давайте его прочитаем. ( читает письмо один ученик)
О чём Ванька просит деда в письме?
Он просит деда, чтобы он приехал, пожалел и увёз его в деревню.
А то Ванька помрёт от такой жизни.
А теперь послушайте, что Ванька дальше сделал с письмом.
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке
Потом подумал и прибавил: “Константину Макарычу”.
Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу…
Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.
Как вы думаете, получит ли дедушка письмо?
Дедушка не получит письмо, так как Ванька не указал адрес.
Ребята, я предлагаю изменить концовку рассказа.
Когда Ванька пишет письмо?
Пишет в ночь перед Рождеством.
Что такое Рождество?
Это добрый праздник, от которого ждут чуда.
Вот и наш Ванька тоже верил в чудо, которое должно произойти с ним в Рождество.
Какая мечта у Ваньки?
Вернуться в деревню к дедушке.
Послушаем сценку двух почтальонов.
Сценка
VIII. Работа с выставкой книг.
- Не только А. Чехов писал о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников.
IX. Картинная галерея
- Не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь.
X. Итог урока. Выставление оценок за урок.