Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Пернатые друзья" по объединению "Развивающие игры"»
«Пернатые друзья»
Цель:
- обобщить и систематизировать знания о птицах, показать значение птиц в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
Задачи:
- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;
- повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях птиц;
- осуществлять экологическое воспитание, воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней; воспитывать культуру поведения в природе.
- учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;
- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;
- развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями;
- развивать память, мышление, внимание.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением птиц, плакаты с загадками, ребусами, книги о птицах.
Ход занятия
I. Актуализация знаний.
Педагог: (доскажите по смыслу)
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, пингвины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - …. (ответы обучающихся)
- Загадка:
Снится ночью пауку Чудо - юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица)
Педагог: Рябята скажите, пожалуйста о чем мы сегодня будем разговаривать? (Ответы обучающихся, о птицах)
Педагог: А каких птиц мы больше всего встречаем в наших краях? (показ картинок с изображениями птиц). (Ответы обучающихся: вороны, голуби, воробьи и т.д.)
Педагог: Птицы - наши друзья, красота нашей природы, а еще птиц называют лесными Айболитами.
Педагог: - Ребята, я слышала разговор двух перелетных птиц (Скворца и Ласточки, показ картинки, педагог читает).
Скворец: Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто - то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец: Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Ответы обучающихся, они улетают до наступления холодов)
- Почему многие птицы улетают в теплые края?
- Кто знает, как называются эти птицы? (Ответы обучающихся, перелетные)
Игра «Перелетные и неперелетные птицы»
На столе разложены карточки с перелетными и неперелетными птицами , нужно разделить их на две группы «перелетные» и «неперелётные» птицы.
Физкультминутка
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Обучающиеся садятся в глубокий присед и сидя несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Обучающиеся встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Обучающиеся садятся за парты).
Педагог демонстрирует кроссворд, ребята что это такое (ответы обучающихся кроссворд) правильно! Мы с вами попробуем его разгадать.
Педагог: Сейчас поиграем в другую игру «Узнай птиц по описанию»
Игра «Узнай птиц по описанию» (демонстрируются картинки )
Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заостренный.
(Воробей. Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу.)
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое.
(Синица. Очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на
ветку они подвешиваются к ним вниз головой, качаются держась на самых тонких ветках).
Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато - серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета.
(Снегирь. У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты).
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные.
(Дятел. Чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса).
Педагог: Молодцы все справились с игрой!
Задание «Ну- ка, прочитай»
Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо найти спрятанные названия птиц.
ОЗУДАСИНИЦАЬЮБОЕККУ (синица)
БИВХЕРСОВАХАКСУТИ (сова)
КАГРЛКНДЯТЕЛРОПОАНЫШ (дятел)
ОРНААИРЬВОРОНАЬЬБЮТР (ворона)
Педагог: С наступлением весны оживает вся природа, мы чаще слышим пение птиц, которое нас радует, вдохновляет. Давайте послушаем, как же красиво поют птицы и постараемся угадать их голоса.
(Включается запись:)
Ворона
Кукушка
Сова
Сорока
Воробей
Петух
Синица
Дятел
Педагог: Как вы хорошо разбираетесь в голосах птиц, молодцы!
(Педагог рассказывает «Барометр погоды» обучающимся). Ребята по поведению, птиц можно определить какая будет погода. Например:
Ласточки задевают крыльями поверхность воды
(к дождю)
Ласточки летают то вверх, то вниз
(жди бурю)
Стрижи летают низко и с криком
(к дождю)
Чайки ходят по песку, моряку судят тоску, села чайка на воду, жди…
(хорошую погоду)
Задание «Собери пазл»
Из частиц с изображениями птиц нужно собрать пазл.
VI. Рефлексия (Итог занятия).
1. Подводятся итоги конкурсов. Награждение.
2. Заключительная беседа.
-Почему птиц надо охранять?
-Почему птицам нужно помогать зимой?
3.- Сейчас на наших листах бумаги немного порисуем. Если вам понравилось занятие, то нарисуйте солнышко, а если нет, то - тучку.
- Занятие окончено. Спасибо за внимание!!!
Список использованной литературы:
1. Анашкина Е.А. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 2014.
2. Бианки В. В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 2013.
3. Ковин Л. и Спиэр Э. «Живой мир», энциклопедия - М: «Росмэн», 2014.