Конспект занятия в рамках курса внеурочной деятельности на тему «Вербальное и невербальное общение».
Учитель: Осипенко Наталья Сергеевна
Класс: 3 (15 человек)
Время: 25 минут
Оборудование для учителя:
Материалы для обучающхся:
Данное занятие внеурочной деятельности в игровой форме носит продуктивно-творческий характер с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель:
- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного занятия
Личностные результаты:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в соответствии с возможностями своего организма;
- умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные результаты:
- овладение умение организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
Технологическая карта занятия в рамках курса внеурочной деятельности на тему
«Вербальное и невербальное общение».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Приветствие. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Подготовка класса к работе. | Личностные: Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах. |
2. Актуализация знаний | Речевая разминка. | Речевая разминка | Личностные: Умение излагать свои мысли, делать выводы, умение приводить примеры из личного опыта. Метапредметные: способность к рассуждению, умение выделить главное и второстепенное. |
3. Первичное усвоение новых знаний | Введение в тему. Игры: «Огонь-лед», «Как живешь?», «Полезное -не полезное» | Первичное усвоение новых знаний. | Личностные: Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах. Метапредметные: Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. - регулятивные:умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. -коммуникативные: умение слушать, координировать действия. Предметные: Закрепление понятия общение и знакомство с разными способами общения. |
4. Подведение итогов | Задает вопросы по теме урока. Ваши впечатления? Чему научились? | Определяют, какая из команд одержала победу | Личностные: Формирование собственных представлений о роли общения в жизни человека. Метапредметные: Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединить части в целое ( что такое общение, способы общения, формы общения и правила общения). Предметные: Умение высказывать свои суждения по результатам ответов на вопросы. |
5. Рефлексия | Предлагает проанализировать эмоциональное состояние на уоке. | Рефлексия собственных чувств и эмоций.Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: Формирование собственных представлений о роли общения в жизни человека. Метапредметные: Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединить части в целое ( что такое общение, способы общения, формы общения и правила общения). Предметные: Умение высказывать свои суждения по результатам ответов на вопросы. |
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний
- Чтобы наш язычок не устал на занятии, выполним речевую разминку.
(Речевая разминка направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.)
На экране вы видите стихотворение.
- Прочитаем его сначала спокойно, медленно,затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
С такой установкой, Мне кажется что у нас действительно должно все получится. Я желаю Вам успехов
Сегодня наш урок будет посвящен самой популярной в мире спортивной игре .
Как вы думаете что это за игра? (футбол)
Дело в том, Чемпионат Мира по футболу будет проходить уже на следующий год.
В какой стране будет проходить чм по футболу? ( в России )
Я уверена, что у Вас в школе часто проводят спортивные соревнования
, где Вы демонстрируете свою ловкость, силу, выносливость.
Сегодня на занятии у нас тоже пройдут небольшие соревнования, только не спортивные, а интеллектуальные – «Веселые старты за партой».
В ходе этих соревнований вы покажете, какие вы умные, находчивые, чему вы научились в школе. (Разделение на три команды при помощи жетонов разного цвета)
Жюри у нас не будет. Команда, которая быстрее выполнит задание, будет получать маленькую награду – «здрайвер». И команда, у которой окажется больше «здрайверов» – будут признаны победителями. По окончанию занятия победителей ждут приятные призы.
(Примечание: «здрайверы» – это небольшие желтенькие кружочки, на которых изображено улыбающееся лицо. ).
III. Первичное усвоение новых знаний.
Обратите пожалуйста внимание на доску.
(На доске изображены разное эмоциональное состояние футболистов. Детям необходимо определи какие именно эмоции изображены и сформулировать тему занятия. За каждый за каждый правильный ответ обучающиеся получают «здрайверы» )
(Целью данного упражнения является актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы; проявление проблемы суженного опыта восприятия и трансляции чувств.)
- А как мы назовём жесты и мимику одним словом? (невербальные средства общения)
Чтобы узнать следующую игру, мне понадобится один помощник (Ребенок вытаскивает мяч, на котором написано упражнение)
Игра называется :«Как живешь?»
Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны ответить на них, но без помощи слов. Ответом на вопрос будут ваши движения.
(Обучающимся предлагается ответить на вопрос невербально, показав движение.)
(Данное упражнение способствует развитию у детей умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно, мыслительные навыки и координацию движения, развитию физических качеств детей через русские народные подвижные игры)
Как живешь?
- Вот так!
А плывешь?
- Вот так!
Как бежишь?
- Вот так!
Вдаль глядишь?
- Вот так!
Ждешь обед?
- Вот так!
Машешь вслед?
- Вот так!
Утром спишь?
- Вот так!
А шалишь?
- Вот так!
Награждение всех участников команд за игру «как живешь»
Чтобы узнать следующее задание, мне снова необходим помощник
(Ребенок вытаскивает мяч, на котором написано упражнение)
Упражнение «Огонь – лед»
(Цель упражнения «Огонь-лед»: фoрмировать навыки двигательнoй активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью, с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; выполнять имитациoнные движения, демонстрируя красoту, выразительность, грациoзность, пластичность движений)
Дети перемещаются по комнате.
По команде учителя «Лед!» дети останавливаются в той позе, в которой их застала команда, и напрягают мышцы. Когда звучит команда «Огонь» - расслабляются и совершают произвольные, спонтанные движения.
Игра повторяется несколько раз.
Игра «Полезное – не полезное»
(Цель игры «Полезное- не полезное»: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни , развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.)
(Игра проводится с мячом по принципу «Съедобное – несъедобное»)
- Я бросаю мяч, а вы ловите и мимикой или жестами показываете «Полезно или неполезно».
Кефир, рыба, чипсы, мороженое, геркулесовая каша, кола, шоколадные конфеты, гречка, молоко, яблоки, макароны, сало, копченая курица, подсолнечное мясо, морковь, капуста, газированная вода, отварное мясо.
Игра «Пазл»
(На скорость, трем командам предлагается собрать пазл. Данное упражнение способствует развитию логического мышления, внимания, памяти и воображения. Собирая пазл, ребёнок развивает мелкую моторику.)
Ребята, вам необходимо на скорость собрать пазл. Команда, которая справится с заданием быстрее всех, получит «здрайвер».
IV. Подведение итогов
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Какие средства общения мы использовали?
-Что получилось?
-Что вызвало затруднения?
- Какое упражнение понравилось больше всего?
Пришло время награждения.
Команда, набравшая большее количество «здрайверов», получает билеты на чм по футболу в 2018 году (Но т.к. хорошо работал весь класс, билеты заслуживает и вторая команда)
V. Рефлексия
Для того, чтобы оценить свою работу, я вам приготовила необычное задание. Кто считает, что на уроке было все понятно и интересно, прикрепляют на доску картинку радостного человека. Кто считает, что у него на уроке не все получилось и хотелось бы лучше, прикрепляет картинку грустного человека.
- Спасибо за занятие!
- Поблагодарите за урок всех присутствующих гостей улыбкой, а друг друга рукопожатием.