Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия. Изготовление вертолёта «Муха» с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начальное техническое моделирование»»
Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников»
Конспект занятия
Изготовление вертолёта «Муха»
с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начального технического моделирования»
Составила:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Захарова Тамара Григорьевна
Ханты-Мансийск,
2016 г
Тема занятия:
«Изготовление вертолёта Муха»
Цель занятия:
изготовить модельпростейшего вертолета «Муха»
Задачи занятия:
Образовательные:
познакомить учащихся с последовательностью изготовления простейшего вертолета «Муха»;
формировать умения и навыки изготовления простейшего вертолета: сборка, регулировка и запуск;
закреплять умения и навыки работы с линейкой, ножницами;
Развивающие:
развивать:
наблюдательность, внимание, зрительную память;
мелкие мышцы кистей рук;
основные функции мышления: самоанализ, самооценку, целеполагание и мотивацию к познанию.
Воспитательные:
прививать интерес к техническому творчеству;
воспитывать уважение к российским ученым, авиаконструкторам, летчикам;
воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе;
воспитывать чувство взаимопомощи
Новые термины и понятия: вертолёт, лопасть.
Ресурсы и оборудование:
У педагога: образец изделия «Вертолёт «Муха», изображения разнообразных вертолётов.
Материалы для работы:
Альбомная, цветная бумага
Инструменты для работы:
Ножницы;
Линейка;
Простой карандаш;
Скрепки
Следует уделить время технике безопасности, чтобы обезопасить учащихся и себя от обидных травм.
Техника безопасности при работе с ножницами:
Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.
Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.
При вырезании детали поворачивай бумагу.
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.
При работе не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй их в раскрытом виде.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Психологический настрой:
-Добрый день! Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! (дети стоят в кругу и хором произносят слова)
Прекрасно всё на небе (поднимают руки вверх)
Прекрасно на земле (опускают руки вниз к полу)
Прекрасно всё вокруг нас (показывают руками вокруг себя)
Прекрасно и во мне (показывают на себя).
Определите, с каким настроением вы пришли на занятие, покажите это цветом стикера: красное плохое настроение, зелёное - хорошее.
Объяснение нового материала
Педагог:
Ребята, сегодня мы приступаем к новой теме «Авиамоделирование».
Дня, наверное, не проходит, чтобы вы, ребята, не видели в небе самолет. Аэрофлотом ежегодно пользуются более 10 миллионов человек. Многие из вас уже летали на нем. А более подробно мы сегодня с вами остановимся, отгадав загадку:
«Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляется в полет
Наш российский …» (вертолет)
Вы, наверное, знаете, ребята, что авиацию широко применяют в геологической разведке, в разведке рыбы в море, медленно кружа над участком моря, вертолет находит косяки рыб и указывает их рыбакам, для уничтожения вредных (насекомых) с/х культур, ГАИ несет службу на вертолетах, его используют в санитарной службе, в качестве «скорой помощи», в различных чрезвычайных ситуациях, например, при тушении сложных пожаров, во многих отраслях народного хозяйства.
Вертолёт просто необходим в городе. Вертолет поможет вам добраться на аэродром, находящийся в пригороде, и перевезет прилетевших пассажиров в самый центр города. Как птица, сядет на плоскую крышу высотного здания. Вертолеты спасают людей, заблудившихся в горах, перевозят строительные материалы и даже тяжелые ящики. Вводит корабли в гавань, снимает людей с тонущих кораблей. И ещё много и много можно бы рассказывать о вертолете — быстрой и смелой машине, верном помощнике человека.
Главным достоинством вертолётов является их маневренность: вертолёты способны к вертикальному взлёту, вертикальной посадке, зависанию в воздухе и даже к полёту «задом наперёд». Вертолёт может приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта. Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет транспортировать очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы. К недостаткам вертолётов по сравнению с самолётами можно отнести меньшую максимальную скорость, сложность в управлении, высокий удельный расход топлива и, как следствие, более высокую стоимость полёта.
МИ-1. Первый серийный вертолет в СССР
Вертолет – самый универсальный из всех летательных аппаратов. У вертолета крыльев нет, но у него имеется винт. Лопасти винта, вращаясь, отбрасывают назад поток воздуха, и за счет этого вертолет поднимается с места без разбега.
Летает он за счет одного или нескольких горизонтально расположенных винтов с длинными лопастями. При этом может двигаться вперед, назад, вбок и даже неподвижно зависать в воздухе. Ему не нужен, как самолёту, взлетно-посадочная полоса аэродрома, так как он взлетает и приземляется вертикально.
Между прочим, это предсказал еще Леонардо да Винчи, великий итальянский художник и изобретатель еще в XV веке. Он спроектировал первый в мире вертолет. Но первым реальным проектом вертолета был проект М.В. Ломоносова. Он называл его «аэродинамической машинкой», способной подниматься вертикально. Идея ее проста: два небольших винта должны вращаться в разные стороны относительно одной общей вертикальной оси и создавать при этом подъёмную силу. Это был первый аппарат доказавший возможность вертикального полёта с помощью горизонтально вращающихся винтов.
КА-52 Аллигатор. Хвостового винта нет.
Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуск летающих моделей – воздушных шаров, змеев, планеров, самолетов и ракет.
Многие из прославленных авиационных конструкторов, летчиков, космонавтов начинали свой путь с авиамодельного кружка.
Авиамоделистами были авиаконструктор дважды Герой Соц.труда – Александр Сергеевич Яковлев, Герой Соц.труда – Олег Константинович Антонов, трижды Герой Советского Союза – Александр Иванович Покрышкин, летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и др.
Хочется назвать несколько фамилий известных авиаконструкторов, создателей вертолётов:
Доктора технических наук, Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии СССР Николай Ильич Камов;
Известный конструктор вертолетов Михаил Леонтьевич МИЛЬ выпускал вертолеты серии Ми, в которую вошло около 30 моделей
(самые известные - Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24).
Марат Николаевич Тищенко и др.
4. Сообщение темы и цели занятия.
Перед тем как приступить к работе, надо вспомнить, что значит создать модель, что такое модель. (Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-либо.)
Прежде чем перейти к практическому занятию, давайте ответим на несколько вопросов (применение компьютерных технологий):
Где приземляются все летательные аппараты? аэродром
Как называется летательный аппарат, имеющий крылья и хвост? Самолет
Как называется летательный аппарат, имеющий винт? Вертолёт
Как называется летательный аппарат, летающий без мотора? Планер (планер отличается от других летательных аппаратов тем, что не имеет мотора)
Как одним словом можно назвать все то, что мы только что отгадали?
Правильно, авиация.
5. Последовательность изготовления модели вертолета «Муха».
6. Практическая работа:
Изготовление вертолётика «МУХА» из бумаги
Очень забавная моделька! Вертолетик, опускаясь на землю, не падает резко вниз, а кружится вокруг своей оси. Так получается, потому что у нашей модели есть лопасти. Воздух эти лопасти обтекает и вертолетик плавно и красиво приземляется. Модель простая в изготовлении. Единственная ее сложность состоит в необходимости делить бумагу на равные части с помощью карандаша и линейки. Школьнику младших классов такая задача не только посильна, но и полезна. Научившись уверенно складывать модель, можно будет обойтись без линейки, выполняя всю работу «на глазок».
Шаг 1
Чертим на листе бумаги и вырезаем полоску бумаги размером 21х5 см. Рисуем посредине вертикальную линию. Линию можно и не рисовать, а наметить сгибом – сложить полоску пополам, затем расправить – вот линия и намечена
Шаг 2
Треть полоски – 7 см – согните вниз
Шаг 3
Разверните бумагу, сделайте разрез посередине, до линии сгиба.
Шаг 4
Прочертите линию чуть ниже линии сгиба. Разделите эту линию на четыре отрезка.
Шаг 5
Сделайте надрезы с двух сторон по намеченной линии, прорезая четверть ширины бумаги с каждой стороны.
Шаг 6
Загните одну сторону к центру, хорошенько разгладьте. Так же загните вторую сторону.
Шаг 7
Согните так, как показано на рисунке, нижнюю часть.
Шаг 7
Закрепите нижнюю часть вертолетика канцелярской скрепкой. Расправьте лопасти. Модель готова к полетам!
Чтобы запустить модель, надо просто сбросить ее с высоты хотя бы своей вытянутой рука. Но если забраться на стул, или стол, то будет интереснее.
7. Физминутка. Запуск изготовленных моделей
(Педагог показывает правильные приемы запуска модели, наблюдает за запуском модели каждого ученика, помогает при необходимости)