Конспект занятия «Изготовление Новогодней снежинки из бумаги» с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начального технического моделирования»
Конспект занятия «Изготовление Новогодней снежинки из бумаги» с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начального технического моделирования»
Цель: способствовать развитию творческого потенциала детей при изготовлении новогодней снежинки различных форм; изучить технологическую последовательность и трудовые приёмы выполнения изделия из цветной бумаги; расширить кругозор; воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполненную работу. На занятии дети знакомятся с интересными фактами о снежинках, разгадывают загадки, кроссворд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Изготовление Новогодней снежинки из бумаги» с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начального технического моделирования»»
Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников»
Конспект занятия
«Изготовление Новогодней снежинки из бумаги»
с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начального технического моделирования»
Составила:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Захарова Тамара Григорьевна
Ханты-Мансийск,
2016 г
Тема занятия:
«Изготовление Новогодней снежинки из бумаги»
Цель: способствовать развитию творческого потенциала детей при изготовлении новогодней снежинки различных форм; изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения изделия из цветной бумаги; расширить кругозор; воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.
Оборудование: образцы снежинок, выполненные из бумаги; картины с изображением встречи Нового года, иллюстрации снежинок; карта поэтапного выполнения работы; бумага различной структуры, ножницы, клей.
Планируемые результаты:
личностные: развитие художественного вкуса детей; овладение навыками самостоятельной работы; учить складывать бумагу квадратной формы по диагонали, сглаживать линии сгиба; учить делать срезы на сложенном в несколько раз квадрате; закреплять умение аккуратно работать ножницами;
предметные: развитие эстетического и колористического вкуса, творческого мышления, мелкой моторики учащихся; развитие способности анализировать технологические карты; применение практических приемов;
метапредметные: учиться видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающем мире; выбирать средства для реализации творческого замысла.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу
Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга необычно. Пожмите своему соседу руку, улыбнувшись при этом.
(Неожиданно стук в дверь.)
На пороге появляется Снеговик. В руке он держит письмо.
Педагог открывает конверт и читает письмо.
«Все лесные жители просят у вас помощи. На улице - декабрь. Зимний месяц. А зима отступать не торопится. Замерзают деревья без снега. Берлога медведя не укрыта снежным покрывалом. Зайцу в белой шубке от врагов спрятаться негде. Мерзнут без снега зверьки в норах. Даже Снеговик без Снега и тот не настоящий».
Педагог: Ребята, поможем Снеговику, всему лесу и его жителям?
Снеговик принес несколько заданий, которые помогут вам сообразить, что же от вас требуется и чем мы сегодня займемся.
Послушайте загадки:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег)
С неба падают зимою
И кружатся над землею.
Легкие пушинки,
Белые…(снежинки).
Это кружевце летало
Село на нос и пропало. (Снежинки).
II. Формирование новых понятий и способов действий:
1.А знаете ли вы, что снег состоит из снежинок, а снежинки в свою очередь более чем на 90% состоят из воздуха. Именно воздух позволяет снегу падать так плавно и медленно, со скоростью около 1 км в час.
2. Мы с вами привыкли видеть снег белого цвета. А в природе в разных местах выпадал розовый снег, зеленый и, даже, черный. Это зависит от бактерий, которые живут в снегу.
3. Снег падает тихо, однако как выяснили ученые эта тишина не для всех, когда снежинка касается поверхности воды, она издает высокочастотный звук, который не слышен человеку и хорошо слышен рыбам, которых этот звук очень пугает и раздражает.
4. Слышали ли вы, как скрипит снег в морозную погоду? Это под тяжестью вашего тела ломаются лучики снежинок.
5. Самая большая снежинка была найдена в 1987 году в США. Ее диаметр составил 38 см.
6.Ученые подсчитали, что каждый кубический метр снега содержит около 350 млн. снежинок и, самое удивительное, ни одна из них не повторяет другую.
Все они имеют шестиугольную форму, пятиконечных снежинок не бывает (это выдумка советских художников). Еще известный математик XVII в. Иоганн Кеплер был поражен найденной в середине снежинки маленькой точке, как будто это след от ножки циркуля. Ученый посвятил снежинкам целый научный трактат «Новогодний дар».
Весит снежинка около миллиграмма, очень крупные снежинки 2-3 мг.
Зафиксирован случай 30 апреля 1944 г. в Москве выпал самый странный снег, форма снежинок размером почти с человеческую ладонь больше всего напоминала страусиные перья.
Американец Уилсон Бентли был первым в мире, кто придумал сфотографировать снежинки: в 1885 году для этого ему пришлось присоединить кинокамеру к микроскопу. Завороженный красотой кристаллов, он в течение нескольких лет продолжал их фотографировать. Всего им сделано более 5000 фотографий и получил прозвище Снежинка Бентли.
В 1951 году Международная комиссия по снегу и льду (как ни смешно, но существует и такая!) узаконила классификацию снежинок. По утвержденной международной классификации существует семь видов снежинок: звездчатые кристаллы, иглы, столбцы (или колонны), пластинки, пространственные дендриты, столбцы с наконечниками и снежинки неправильной формы.
Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать снег в его различных состояниях. У саамов для определения и описания снега во всех его возможных видах используется 41 слово.
Всего несколько столетий назад снежную бабу люди лепили совсем не для забавы, а чтобы умилостивить недобрые силы Зимы.
Интересный исторический факт. В средние века жена французского короля Людовика XIV мадам Ментенон чисто по женской логике захотела в середине очень жаркого лета покататься на санях. Французский король Людовика XIV утром следующего дня устроил для своей королевы многокилометровую «заснеженную» дорогу из сахара и соли по дорогам Версальского дворца.
Факт, но более половины населения нашей Земли никогда не видели настоящего снега!
III. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.
Для того чтобы узнать, что мы сегодня будем делать, предлагаю вам отгадать кроссворд, ответы на мои вопросы называйте хором.
1. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... снегири
2. Не колючий,
Светло — синий,
По кустам развешан... иней
3. Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки,
Холодный, большой
– Кто я такой...? Снеговик.
4. Два берёзовых коня
По снегу несут меня.
Кони эти рыжие
И зовут их... лыжи
5. Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома...
Зовут меня...? Зима
6. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони
А блестящие... коньки
7. Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег. Готовы... санки
8. Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега да... вьюга
С
Н
Е
Г
И
Р
И
И
Н
Е
Й
С
Н
Е
Г
О
В
И
К
Л
Ы
Ж
И
З
И
М
А
К
О
Н
Ь
К
И
С
А
Н
К
И
В
Ь
Ю
Г
А
Педагог:
- Что мы сегодня с вами будем делать?
Правильно, ребята, сегодня на занятии мы научимся изготавливать новогодние украшения – снежинки. Я предлагаю вам открыть мастерскую «Деда Мороза» и стать его помощниками.
- А что такое снежинка?
Снежинка - это кристаллы льда, точнее, сростки простейших кристалликов льда - иголочек и пластинок. Кристаллы появляются, когда температура повышается, и лёд начинает таять. В этот короткий промежуток времени перед нашими глазами приоткрывается окно в поистине волшебный мир. (Демонстрация изделия)
5.Физминутка.
Игра называется «Собери снежинку». Педагог объясняет правила игры.
- Ребята, вы, наверное, все знаете, что снежинка состоит из маленьких кристалликов. Вы будете «кристалликами». Под музыку «кристаллики» начинают кружиться, двигаться хаотично.
По моей команде:
- Собрать снежинку из двух (трех, четырех) кристалликов, вы ищете себе пары, беретесь за руки, изображая снежинки.
IV. Работа над темой.
1. Анализ образцов
Какой материал потребуется для изготовления снежинки ?
(бумага различной структуры)
Какого цвета? (белая, цветная)
Что вы можете изменить в этой работе?
Какие инструменты будут использоваться? (ножницы)
2. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами:
С ножницами не шути.
Зря в руках их не крути.
И держа за острый край
Другу их передавай.
Лишь окончена работа
Ножницам нужна забота.
Не забыть ты их закрыть
И на место положить.
3. Инструктаж педагога по выполнению снежинки.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Перед вами лежат маршрутные листы, по которым вы будете отслеживать каждый этап своей работы.
3.1 Выполнение снежинок:
а) Складывание бумаги;
б) Разметка линий вырезания;
в) Вырезание всех слоев бумаги;
г) Разворачивание готовой снежинки.
4.Есть несколько вариантов изготовления снежинок.
Украшения к Новому году елки или зала не обходится без вырезания снежинок. Они имеют определенную форму - шесть линий, на которых расположен узор.
1. Квадратный лист тонкой белой бумаги сложите по диагонали. Правый острый угол согните на левый бок со смещением вверх. Аналогично согните левый угол в противоположную сторону так, чтобы линии сгиба совпали. Затем сложите всю заготовку пополам. Сделайте вырезы на верхней части с одной стороны больше, чем с другой.
2. Вытынанки (вырезание узоров ножницами).
Для вытынанок используйте тонкую бумагу, простейшие вытынанки получают из прямоугольника, сложенного пополам вдвое. Узор может состоять из произвольных геометрических форм.
Вытынанки в квадрате имеют более сложный, хотя техника вытынання является аналогичной.
Сначала подготовьте квадрат и сложите его по диагонали. Затем двойной треугольник сложите из углов вдвое. Вы получите новый квадрат. После этого согните его, на полученную заготовку нанесите рисунок и начните вырезать.
5.Физминутка. А сейчас давайте поиграем.
« С неба падают снежинки,
Мы на сказочной тропинке,
Будем их ловить руками-
И покажем дома маме.
(дети делают хватательные движения).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(потягивание – руки в стороны).
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(ходьба на месте, колени высоко поднимаются).
Вон лисица в поле скачет
Словно мягкий рыжий мячик.
(прыжки на месте).
Ну, а мы идём, идём.
(ходьба на месте).
И к себе приходим в дом (дети садятся).
V. Практическая часть
Педагог: А сейчас все приступаем к работе: нужно немножечко усердия, чуточку терпения, капельку усидчивости, щепоточку смекалки. Все это залить фантазией и приправить хорошим настроением. Потому что только с хорошим настроением можно творить чудеса!
Самостоятельная работа учащихся по карте поэтапного выполнения работы, проявляя творческие способности. Индивидуальная помощь педагога.
VI. Итог занятия
Выставка и анализ выполненных работ.
Покажите, кто получил смайлик за хорошую работу. Все ребята молодцы!
- Ребята, подведѐм итоги нашего занятия.
Чему мы сегодня учились на занятии?
- Вспомним цели, которые мы ставили в начале занятия, достигли ли мы этих целей? Что заметили хорошего, удачного в работах?
Над чем ещѐ необходимо поработать?
Молодцы, ребята! Вы сегодня дружно, хорошо потрудились и помогли лесным жителям. У Вас получились яркие, красивые снежинки.
- Вспомните, для чего мы сегодня трудились… (что бы украсить лабораторию и свою комнату к новому году)
VII. Рефлексия.
Педагог: Такой снежинкой на Новый год можно будет украсить открытки, стены, окна. Хорошо если снежинок будет несколько и возможно даже разных цветов. В этом случае из них можно составить целую композицию.
И в нашем кружке сразу как-то запахло морозцем. Ах, случилось чудо! Наш гость стал живым, снежным.
Снеговик:
Здравствуйте, а вот и я! Зимний всем привет, друзья!
На занятие к вам спешил, про подарки не забыл.
Угощение «снежинки» всем ребятам подарил.
Спасибо за работу, вниманье и заботу!
В зимний лес к нам приходите.
Папу с мамой приводите!
Педагог: Сейчас я раздам вам смайлики, ваша задача дорисовать у него улыбку веселую – если вам понравилась работа на занятии и у вас веселое настроение,
и грустную, – если на занятии что - то не получилось и настроение грустное.
Молодцы, покажите Ваши смайлики.
Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали.
Спасибо за ваше творчество!
Занятие закончено.
Литература и интернет ресурсы к Новому году
Захарова Т.Г. Наш любимый Новый год. Детская игротека. Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы. Москва, ТОО «Адам»- Издательство «Мария», 1994 г
Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски. Костюмы. Москва, «РОСМЭН», 1995 год.
Юдина В.Н.К нам торопятся снежинки/ В.Н. Юдина// Книжки, нотки и игрушки для Катюши и Андрюшки.-2009.-№10.-С.3-6.
Анисоян М. Как Новый год к нам пришел… // Природа и человек (Свет). – 2005. — №12. – С. 72-74
Бегичева В. Бук. Священные деревья: (в некоторых странах Новый год ассоциируется с буком) // Наука и религия. – 2008. — №12. – С. 22-25.
Наши любимые праздники. Стихи и рассказы. – М.: ОНИКС, 2009. – 192 с.
В книгу вошли стихи и рассказы, посвященные любимым праздникам.
Бегичева В. Дед Мороз: (Образ, вобравший в себя черты характера множество фольклорных героев) // Свет. – 2009. — №12. – С. 78-81.
Бельская Л.Л. Встреча и прощание с новогодней елкой: [тема Новогодней елки в поэзии] // Русская речь. – 2008. — №1. – С. 30-34.
Новогодние стихи и сказки. Сост. Р. Данкова. –М.: Издательство Оникс, 2011