kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения "Забыть нельзя, простить!" по рассказу Шмелькина Семёна Фёдоровича.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 4 класс.Конспект урока внеклассного чтения "Забыть нельзя, простить!" по рассказу Шмелькина Семёна Фёдоровича.

Можно использовать материал для проведения классного часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения "Забыть нельзя, простить!" по рассказу Шмелькина Семёна Фёдоровича.»


  1. Автор: учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Северодвинска – Скрябина Елена Владимировна.

  2. Тема урока «Забыть нельзя, простить» по рассказу Шмелькина Семена Федоровича.

  3. Урок литературного чтения в 4 классе.

  4. Цели и задачи урока:

- формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне;

- способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, воспитать уважение к старшему поколению;

- способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий;

- формирование у учащихся ценностно-смысловых, общекультурных и коммуникативных компетенций;

- формировать навыки работы по анализу художественных текстов;

- способствовать развитию устной речи учащихся.

  1. Тип урока – урок закрепления знаний и выработке умений по их применению, усвоения способов деятельности и анализа художественного произведения.

  2. Время проведения - 45мин.

  3. Форма урока: урок – диалог.

  4. Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

  5. Методы и приемы обучения:

- метод нравственной оценки поведенческих моделей;

- анализ художественных текстов;

- локализация исторических событий в пространстве и времени;

- продуктивно – творческий;

- персонифицирующий;

- прогнозируемое чтение;

- полифоническая беседа.

  1. Методические рекомендации к уроку

Великая Отечественная война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. С историей войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы. Обсуждая вопрос об уроках войны, о значении памяти о великой Победе для современной жизни россиян, необходимо обращаться к воспоминаниям людей переживших войну. Современным школьникам затруднительно воспринимать трагедию народа, пережившего ленинградскую блокаду. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства, отношения и поведение. Учащиеся 4-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь… Большую роль в формировании социально-одобряемых взглядов играет метод обсуждения проблем. Для того, чтобы обсуждать, анализировать, делать выводы нужны знания. Не все дети могут принимать участие в дискуссиях. Но важно, чтобы все слушали. Произведение, выбранное для чтения на уроке, становится более понятными благодаря выбранному направлению анализа. Неоценимую помощь в достижении цели урока, поставленной перед детьми: оказывает технология прогнозируемого чтения. Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств. Эмоциональную атмосферу, пространство времени помогает воссоздать особая экспозиция урока: компьютерная презентация, аудиозапись «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича.

Содержание данного урока ориентировано на познавательные интересы 10-11летних детей.

Тема. «Забыть нельзя, простить» по рассказу Шмелькина Семена Федоровича.

Цели и задачи урока:

- формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне;

- способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, воспитать уважение к старшему поколению;

- способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий;

- формирование у учащихся ценностно-смысловых, общекультурных и коммуникативных компетенций;

- формировать навыки работы по анализу художественных текстов;

- способствовать развитию устной речи учащихся.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

27 января День Воинской Славы России – снятие Блокады Ленинграда. Это официальный праздник, когда впервые прогремел салют в честь окончания Блокады. Но есть ещё день 18 января. В этот день была прорвана блокада. Вспомним эти дни.

- презентация «Блокада» ( рассказ учителя о Ленинградской блокаде)

1 слайд 8 сентября 1941 – 27 января 1944

2 слайд Почти 900 дней (8 сентября 1941 г.- 27 января 1944 г.) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады.

3 слайд Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

4 слайд Воронка от авиабомбы на набережной Невы.

5 слайд Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву.

6 слайд Вглядись в эти фотографии и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой.

7 слайд Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

8 слайд Дети блокадного Ленинграда

9 слайд Дневник Тани Савичевой.

10 слайд Воспоминание воспитанника ленинградского детского дома.

11 слайд «Во время бомбежек в детском доме, я и мои приятели, верили в то, что нас кто-то хранит. Почему-то мы все складывали молитвенно ручки, хотя нас никто никогда этому не учил, и читали нашу детскую молитву: «Снаряды, снаряды, вам падать не надо, на наш Ленинград, на наших ребят». Эта мольба была стихийной молитвой детей, не получивших никакого религиозного воспитания. Многие из нас никогда не слышали о Боге и не знали, как обращаться к Нему. Бомбы страшно выли, снаряды оглушительно свистели, и мы твердили нашу мольбу до сигнала отбоя воздушной тревоги»

12 слайд Фотография детей.

13 слайд Люди умирали прямо на улицах.

14 слайд Гражданские потери:

16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках

632 253 погибли от голода.

15 слайд Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

16 слайд Немцы в Ленинграде… (Фотография пленных немцев)

17 слайд Забыть нельзя простить

- Что не хватает? Запятой. Как поставить запятую?

18 слайд Забыть, нельзя простить? Забыть нельзя, простить?

- Два вопроса. Чтобы ответить на этот вопрос нам предстоит прочитать рассказ человека, который пережил Блокаду. Рассказ не писателя, обычного человека. Рассказ обычного ленинградского мальчика. Сейчас это уже не мальчик, дедушка. Он написал рассказ о своём не военном, а о после военном детстве. Этот вопрос, что на нашей доске, задаёт он. Шмелькин Семен Федорович. Он свою запятую поставил. И мы попробуем поставить её, прочитав рассказ. Вот почему я хотела, чтобы вы вспомнили, что пережили люди в блокадном Ленинграде.

  1. Работа над текстом.

Используется технология прогнозируемое чтение. Чтение учителя и детей, прогнозирование и анализ событий рассказа. После чтения каждой части, диалог с детьми.

Шмелькин Семен Федорович

Забыть нельзя простить

Начало истории, которую я хочу рассказать, относится к далекому 1946, первому мирному году. Ленинград, только что переживший блокаду, с трудом приходил в себя, постепенно освобождаясь от руин. Вместе с жителями города в разборке развалин и восстановлении домов участвовали и пленные немцы, которых каждый день откуда-то пригоняли. В частности, они построили в разных районах города много двух-трехэтажные домов. Эти дома оказались очень крепкими, и даже сейчас, через 60лет, не выглядят ветхими, видимо, потому, что строились немцами, характер которых не позволял им строить плохо даже в стране, их победившей. Я впервые увидел пленных немцев в центре города, на Ковенском переулке, где они восстанавливали церковь, разрушенную в 1942 году.

1 . Что испытывали дети, глядя на пленных немцев? Страх, ненависть, жалость?

Мы, мальчишки военных лет, пережившие блокаду, часто прибегали посмотреть на пленных, по вине которых от голода и от обстрелов погибли наши близкие. Честно говоря, у нас, детей, особой ненависти к немцам не было, больше любопытства.

2. Почему было больше любопытства, чем ненависти?

Мы видели, как плохо они были одеты. У них были тонкие шинельки, порванные или зашитые кое-как. Правда, мы были одеты не лучше. Но у нас здесь был свой дом, где мы могли согреться, спрятаться от дождя или снежной бури. Немцам же негде было укрыться. Они прятались среди развалин, дрожа и кутаясь в свои промокшие шинели. Чтобы как-то прокормиться, пленные мастерили незатейливые деревянные игрушки, которые они меняли на хлеб.

3.Могли ли дети общаться с пленными немцами?

Со временем мы, ребятня, стали совсем близко подходить к пленным, с любопытством разглядывая их небритые, истощённые голодом лица. Скоро мы даже стали отличать их друг от друга. У нас появились и «свои» немцы, дружески махавшие нам рукой, когда мы после школы прибегали к ним. Мы приносили им кусочки хлеба, к которому ещё сами не успели привыкнуть, да и не имели его вдоволь. Они с жадностью ели хлеб, держа его двумя руками, чтобы не потерять ни крошки драгоценной еды. Иногда мы собирали окурки для них.

4. Как к этому относились взрослые?

Взрослые, однако, нас не поддерживали в нашем стремлении накормить пленных, они не могли забыть себя такими же голодными всего два-три года назад. Они говорили, что если бы всё было наоборот, вряд ли немцы кормили бы русских пленных. Но никто нас не гонял, а иногда сердобольные горожане даже давали для немцев кое-какую одежонку. Со временем мы узнали несколько немецких слов, таких как «данке» (спасибо), «раухен» (курить) и другие, сопровождаемые характерными знаками. Особенно часто мы общались с немцем по имени Манфред. Он, был старше других, и казался нам, мальчишкам, стариком. Но ему, как я сейчас понимаю, было около 30-35 лет. Просто он был истощён больше других. Однажды, в первых числах января 1947 года, Манфред подозвал нас. Мы подошли к нему, отдав еду, оставшуюся после нехитрой рождественской трапезы. Он взял, как и всегда, с благодарностью. И вдруг протянул моему другу спичечный коробок, что-то сказав при этом. Мы ничего не поняли.

5. Что было в коробке?

Лишь дома, открыв коробок, мы увидели в нем маленький оловянный крестик и кусочек бумажной полоски, видимо, оторванной от газеты, где на немецком языке были написаны какие-то слова и цифры. Тогда мы не поняли, что это были за знаки. Видимо, он хотел нам что-то оставить на память, не надеясь выжить. Положив свой крестик в коробок, Манфред, вероятно, надеялся, что мы сохраним его и записку как память о нём, а ведь больше у него ничего и не было. Это была последняя встреча с Манфредом. На следующий день стройка опустела: либо немцев перевели на другие, более важные, объекты, либо их стали отпускать домой.

6. Как поступили мальчишки с коробком?

Я переехал в другой район Ленинграда и мои отношения с другом прервались. Правда, мы иногда с ним перезванивались и поздравляли друг друга с праздниками. Прошли годы. События тех лет не казались мне особенно важными, и я стал их забывать. Но вдруг звонок жены моего друга, прозвучавший в начале 2000 года, вернул меня в послевоенное детство. Женщина попросила меня приехать к ней, чтобы передать мне, как она сказала, тот самый спичечный коробок с крестиком и запиской. Я знал, что мой друг детства недавно умер, но я, к сожалению, не был на его похоронах, и звонок его жены был для меня неожиданным. Семья моего друга по-прежнему жила в той же коммунальной квартире, в которой я так часто бывал в моём детстве. По дороге к ним я задавал себе вопрос: как же они сохранили тот коробок.

7. Почему они сохранили тот коробок?

И тут я вспомнил, что когда заходил к другу домой, то видел икону, висевшую в углу комнаты, и зажжённую перед ней лампадку. Теперь-то я понимаю, что семья моего друга была верующей. И, вот почему его мать, люто ненавидевшая немцев и из-за блокады, и из-за погибшего на фронте мужа, и из-за своей потерянной молодости, и из-за мысли, что она должна остаться на всю жизнь одной, всё же не выбросила эту коробочку: ведь там же был крестик. И появился он у них в дни Рождества. Я шёл по давно забытому переулку, и что-то щемило моё сердце: то ли воспоминания детства, то ли память о моём друге, с которым я не встречался более пятидесяти лет. Меня встретила пожилая женщина и провела в свою комнату. Везде стояли фотографии ее умершего мужа, а в углу висела та же икона. Женщина предложила мне чай. Я не отказался. Затем она достала тот самый коробок. Я с волнением открыл его и увидел маленький оловянный крестик и изрядно выцветшую записку. Я раскрыл её и только теперь смог прочитать написанное.

8. Как вы думаете: что там было написано?

Там был указан город ? Нюрнберг, улица, номер дома и фамилия Манфреда –Вернер. Жена сказала, что перед смертью муж просил передать этот коробок мне, может быть, он надеялся, что я когда-нибудь увижу «нашего» немца или его родных и верну его, как воспоминание о послевоенных годах.

9. Что могло произойти дальше?

И вот, в 2007 году, судьба занесла меня в Германию, в тот самый город Нюрнберг. Надеясь отыскать родственников Манфреда или его самого, я взял с собой заветный спичечный коробок. По адресу, указанному в записке, я нашел дом. Он оказался на окраине города. На двери не было номера квартиры, а только фамилия: Вернер. Я нажал звонок. Меня спросили, кто я. И я на немецком языке ответил, что я из России и ищу Манфреда Вернера. Дверь открыли не сразу, видимо, хозяева находились в замешательстве, причину которого я узнал позже. Я поднялся на второй этаж, где меня встретила полноватая женщина средних лет, седая. Из-за её спины выглядывал молодой мужчина. Я представился еще раз и вошел в небольшую квартирку. Я спросил, знает ли хозяйка английский, которым я владел лучше немецкого. Получив утвердительный ответ, я достал заветный коробок и открыл его. Молча достал крестик и записку. Женщина с недоумением взяла крестик и взглянула на записку. И она всё поняла. У неё вдруг вырвалось по-немецки: «Майн фатер!» (Мой отец!) Слёзы появились на ее глазах. Она молча прижала крестик к губам, что-то шепча при этом. Придя в себя, хозяйка сказала мне, что её отец умер в 1975 году. Он часто рассказывал ей о русском плене, о том, что в Ленинграде ему помогли выжить два русских мальчика, и о том, что он оставил им свой адрес, думая, что кто-нибудь из них передаст этот крестик его семье. И вот теперь, через почти 60 лет, его послание дошло до адресата. Женщина познакомила нас с его внуком, тоже Манфредом. Он был очень похож на своего деда. Хозяйка, скрывая своё волнение, выставила на стол всё, что у неё было в холодильнике. Видимо, она хотела выполнить волю своего умершего отца: накормить своих спасителей. Прожив большую жизнь, многое повидав, и видимо, став к старости немного сентиментальным, я с трудом удержался от нахлынувших на меня чувств. Женщина с большим вниманием выслушала меня о наших встречах с её отцом в Ленинграде. А, прощаясь, я сказал, что просьба, сделанная в Рождество, обязательно должна будет выполненной. Так и случилось.

Что касается заголовка этого рассказа, то каждый читатель может поставить запятую там, где подскажет его совесть.

10.ГДЕ ВЫ ПОСТАВИТЕ ЗАПЯТУЮ?

Я же поставил запятую после слова «нельзя». Забыть нельзя, простить.

  1. Рефлекссия.

- Как вы думаете, а где бы вы поставили запятую?

- Как вы считаете, что надо- не прощать? Мстить? Ненавидеть? Или помнить? Но прощать!

- мнения детей: « Забыть нельзя, простить»

- Прошло много лет после войны. Воевали даже не ваши деды, прадеды. В прошлом году мы отметили 70 лет со Дня Победы. Может быть можно уже забыть. Не вспоминать о войне.

- мнения детей (Надо помнить, чтобы война не повторилась. Сила человека в памяти.)

  1. Итог урока.

- в конце урока я хочу, чтобы вы послушали музыку Дмитрия Шостаковича. «Ленинградская симфония» была написана и прозвучала в блокадном Ленинграде. Это музыка непокорённого Ленинграда.

- прослушивание записи










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Скрябина Елена Владимировна

Дата: 05.01.2017

Номер свидетельства: 375464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства