kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения для 4 класса. В.П.Катаев "Цветик - семицветик" (пьеса).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит обучающихся с творчеством В.П.Катаева. На уроке используется презентация - биография Катаева, а так же инсценизация отрывка пьесы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения»

7



Урок внеклассного чтения в 4 классе

Инсценировка пьесы


Подготовила учитель начальных классов Харцызской ОШ № 2

Климкова Е.Ю.

Тема: В.П. Катаев "Цветик - семицветик" (пьеса) Цель урока: Познакомить с пьесой и творчеством В.Катаева

Задачи урока: Ознакомить учащихся с произведением В.Катаева; учить устанавливать различия между сказкой и пьесой, читать и инсценировать пьесу в лицах, давать обстоятельные ответы на поставленные вопросы; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами; умение сравнивать и анализировать, работать в группе; воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки.

Тип урока: комбинированный, урок усвоение новых знаний.

Методическое и дидактическое обеспечение: портрет В.П. Катаева, книги, поделка “Цветик-семицветик”, декорации к пьесе, костюмы героев, выставка книг, таблица (различия между сказкой и пьесой), иллюстрации к произведению, плакат с пословицами.













Структура урока:

  1. Организационный момент. Мотивация урока. (2 мин.)

  2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.(3 мин.)

  3. Работа по теме урока.  Изучение нового материала.

1) Знакомство с биографией автора; (3 мин.)

2) «Мозговой штурм»; (2 мин.)

3) Знакомство с пьесой; (3 мин.)

4) Восприятие и осознание нового материала; (15 мин.)

5) Работа в группах; (4 мин.)

6) Закрепление и осмысление знаний. Установление различий

между сказкой и пьесой. (3 мин.)

  1. Итог урока. (3 мин.)

  2. Домашнее задание. (1 мин.)

  3. Рефлексия. (1 мин.)


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация урока.

(учащиеся разделены на 4 группы)

Учитель: - Ребята, сегодня к нам на урок внеклассного чтения пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Как настоящим хозяевам вам нужно быть гостеприимными, т.е. стараться, чтобы гостям было у нас интересно. Для этого будем активно работать.

- Возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек, 
улыбнитесь друг другу. 
Улыбка располагает к приятному общению. 
Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке. Садитесь, пожалуйста.

Создание эмоционального настроя. 
На доске таблица: 
внимательный 
аккуратный 
самостоятельный 
любознательный 
активный 
рассеянный  
модный 
рассудительный

Рядом с таблицей – портрет ученика.


Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями? 
Ответы учащихся. 
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным. 


II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Беседа

- Любите ли вы читать о чудесах?

- Бывают ли чудеса в жизни?

Попробуйте объяснить значение слова чудо, чудеса.

Метод «Цветок» - каждая группа на лепестке пишет значение слова, с чем ассоциируется. На доске собирается Цветик - семицветик.

Справочное бюро (1 группа) объясняет значение слова

Чудо - это нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. (словарь Ожегова)

Учитель: Расшифруйте спрятанные слова. 

ЧСМИСКАЗКАБПОЛПЬЕСАГШЬКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫЦЙЮ

Учитель: Что это за слова? 

Дети: Катаев. Сказка-пьеса: “Цветик-семицветик”.

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Вы дома уже прочитали саму сказку Катаева, а на уроке мы познакомимся с пьесой, написанной по этой сказке, и установим различие между ними. Выясним, чему же учит нас эта сказка?

- Посмотрите, не похож ли наш цветок на Цветик - семицветик? А сколько в нем лепестков? (7) Так вот почему он семицветик. На что похожи эти цвета? 7 цветов радуги. Радуга - это тоже чудо природы. Наверно поэтому автор назвал свою книгу именно так.


III. Работа по теме урока. 
1. Биография автора.

Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на

доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев.

Презентация 2 группы

(Выступления детей со сведениями из биографических данных В.П. Катаева)


Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”.

Учитель:

-Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Перед вами книжная выставка, все эти книги изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам. Вы уже прочитали эту сказку дома.

– А понравилась ли она вам, юные читатели?(Ответы детей).

Учитель: Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее. В чем же здесь секрет? Сейчас разберемся.

2. «Мозговой штурм»

Учитель: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.

3. Знакомство с пьесой.

Учитель: Дома вы все прочитали сказку Катаева «Цветик-семицветик». А теперь мы познакомимся с пьесой, написанной по этой сказке. Приходилось ли вам читать пьесы?

Справочное бюро: Пьеса - это название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.

- Самое основное в пьесе - разговор действующих лиц. Поэтому и текст построен по - особому. В начале каждой строчки - имя того, кто говорит. Дальше - его слова. (Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего).

- Есть и слова автора, но их немного. Автор коротко описывает место действия, объясняет, что сделал герой пьесы. (Ремарка - пояснение автора к тексту пьесы, печатается мелким шрифтом или даётся в скобках)

- Волшебница подарила обыкновенной девочке Жене чудесный цветок, который может исполнять семь любых желаний. А что такое желание?

Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, что не существует на самом деле, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.

- Все ли желания девочки будут разумные? Не растратит ли желания на пустяки? Смогла ли Женя по-настоящему использовать подарок?

-Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях? Вы сейчас увидите пьесу на сцене, а потом прочитаете, и по ходу будете заполнять табличку:

лепестки

желание

чувство

разумное или нет

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.







4. Восприятие и осознание нового материала.

1. Презентация работы 3 группы (актёры). Инсценировка 1 части.

Заполнение таблицы

2. Чтение пьесы-сказки про себя учащимися. Развитие техники чтения.

(упр. «Засечка»)

3. Чтение пьесы по ролям.

Физкультминутка

Заполнение таблицы.

4. Анализ желаний героини. Работа по таблице

- Смогла ли Женя по-настоящему использовать подарок?

-Обратимся к заполненной таблице.

лепестки

желание

чувство

разумное или нет

1. желтый

Вернуть баранки

радость

разумное

2. красный

Наказать собаку

злоба

глупое

3. синий

Съесть мороженое

испуг от холода

глупое

4. зеленый

Вернуть лето

радости

разумное

5. оранжевый

Иметь все игрушки

испуг

глупое

6. фиолетовый

Отправить игрушки

облегчения

разумное

7. голубой

Вернуть здоровье

радость

разумное

– Сделаем вывод о желаниях девочки.

5. Работа в группах.

-Итак, у Жени семь лепестков для семи желаний. Сколько у нее было разумных? Посчитайте и назовите ее разумные желания.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание. (характеристика героев)

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?


2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

6. Закрепление и осмысление знаний. Установление различий между сказкой и пьесой.

1.Презентация работы 4 группы.

- Какие сюжеты не совпадают в пьесе и сказке? Какие одинаковые? Чем заканчивается сказка и пьеса?

(Работа с таблицей)

2. Игра «Путаница»

Восстановите порядок рисунков из сказки.

IV. Итог урока

Выходит Волшебница с последним лепестком.

- Последний лепесток полетал-полетал и вернулся назад ко мне. Я его посадила, и из него вырос новый цветок.

-Как вы думаете, почему последний лепесток вернулся к Волшебнице?

-Что значит делать добро? Что значит совершать добрые поступки?

-Какой вывод можете сделать, прочитав эту сказку? А сейчас обратимся к плакату. На нём написаны 3 пословицы.

  • Делу время, потехе час.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Дело мастера боится.

- Прочитаем хором.

- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).

-Скажите, пожалуйста, обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

-В начале урока вы сказали, что книга вам понравилась. Что же понравилось в этой книге?

-Чему учит эта книга? (Когда появляются желания, сперва подумай. Принесет оно тебе неприятность или радость.)

- Так в чем же секрет долголетия сказки?

V. Домашнее задание.

-Написать «эссе» 
Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик? 

VI. Рефлексия.

-Зачем нам нужен был этот урок?

-За что ты можешь похвалить себя?

-За что можно похвалить своих одноклассников?

Ответы детей.

Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я буду совершать только добрые поступки».


Просмотр содержимого документа
«приложение»

Наличие действующих лиц

Постоянный разговор действующих лиц

Частичный диалог

Слова автора выделены мелким шрифтом или даны в скобках

Слова автора в самом содержании текста

Четкое объяснение действий героя, выделенное мелким шрифтом

Образное описание действий героя

Краткое конкретное описание места действия в скобках

Художественное описание места действия










Просмотр содержимого презентации
«Биография и творчество В. П. Катаева»

Валентин Петрович  Катаев     1897 – 1986

Валентин Петрович Катаев 1897 – 1986

Валентин Петрович Катаев родился 28 января 1897 в Одессе, в семье учителя. Брат В.П. Катаева, Евгений. П.В. Катаев с сыновьями , 1910г. Одесса Отец П.В. Катаева 12/03/16

Валентин Петрович Катаев родился

28 января 1897 в Одессе,

в семье учителя.

Брат В.П. Катаева, Евгений.

П.В. Катаев с сыновьями , 1910г. Одесса

Отец П.В. Катаева

12/03/16

Учился в Одесской гимназии. С девяти лет Валентин Катаев начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 году впервые стихи В.П. Катаева опубликовали в Петербурге в журнале «Весь мир».

Учился в Одесской гимназии.

С девяти лет Валентин Катаев начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах,

а в 1914 году впервые стихи

В.П. Катаева опубликовали в Петербурге в журнале «Весь мир».

В 1915 поступил в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917 года. В 1919 был призван в Красную Армию в качестве командира батареи, затем был назначен заведующим отдела сатиры в Одессе: писал тексты для агитплакатов, частушки, лозунги, листовки.

В 1915 поступил в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917 года. В 1919 был призван в Красную Армию в качестве командира батареи, затем был назначен заведующим отдела сатиры в Одессе: писал тексты для агитплакатов, частушки, лозунги, листовки.

Во время Отечественной войны 1941-1945 работал в Радиокомитете, был военным корреспондентом

Во время Отечественной войны 1941-1945 работал в Радиокомитете, был военным корреспондентом "Правды" и "Красной звезды", где печатались его очерки с фронта.

В 1946 был удостоен Государственной премии СССР

(за повесть "Сын полка").

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года за большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность Катаеву Валентину Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Медаль «Серп и молот»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года за большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность Катаеву Валентину Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Медаль

«Серп и молот»

Произведения В. П. Катаева

Произведения В. П. Катаева

Умер Валентин Петрович Катаев 12 апреля 1986 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Умер

Валентин Петрович Катаев

12 апреля 1986 г.

в Москве.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока внеклассного чтения для 4 класса. В.П.Катаев "Цветик - семицветик" (пьеса).

Автор: Климкова Елена Юрьевна

Дата: 03.12.2016

Номер свидетельства: 365433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства