7
Урок внеклассного чтения в 4 классе
Инсценировка пьесы
Подготовила учитель начальных классов Харцызской ОШ № 2
Климкова Е.Ю.
Тема: В.П. Катаев "Цветик - семицветик" (пьеса) Цель урока:
Познакомить с пьесой и творчеством В.Катаева Задачи урока: Ознакомить учащихся с произведением В.Катаева; учить устанавливать различия между сказкой и пьесой, читать и инсценировать пьесу в лицах, давать обстоятельные ответы на поставленные вопросы; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами; умение сравнивать и анализировать, работать в группе; воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки.
Тип урока: комбинированный, урок усвоение новых знаний.
Методическое и дидактическое обеспечение: портрет В.П. Катаева, книги, поделка “Цветик-семицветик”, декорации к пьесе, костюмы героев, выставка книг, таблица (различия между сказкой и пьесой), иллюстрации к произведению, плакат с пословицами.
Структура урока:
Организационный момент. Мотивация урока. (2 мин.)
Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.(3 мин.)
Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1) Знакомство с биографией автора; (3 мин.)
2) «Мозговой штурм»; (2 мин.)
3) Знакомство с пьесой; (3 мин.)
4) Восприятие и осознание нового материала; (15 мин.)
5) Работа в группах; (4 мин.)
6) Закрепление и осмысление знаний. Установление различий
между сказкой и пьесой. (3 мин.)
Итог урока. (3 мин.)
Домашнее задание. (1 мин.)
Рефлексия. (1 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация урока.
(учащиеся разделены на 4 группы)
Учитель: - Ребята, сегодня к нам на урок внеклассного чтения пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Как настоящим хозяевам вам нужно быть гостеприимными, т.е. стараться, чтобы гостям было у нас интересно. Для этого будем активно работать.
- Возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек,
улыбнитесь друг другу.
Улыбка располагает к приятному общению.
Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке. Садитесь, пожалуйста.
Создание эмоционального настроя.
На доске таблица:
внимательный
аккуратный
самостоятельный
любознательный
активный
рассеянный
модный
рассудительный
Рядом с таблицей – портрет ученика.
Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся.
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Беседа
- Любите ли вы читать о чудесах?
- Бывают ли чудеса в жизни?
Попробуйте объяснить значение слова чудо, чудеса.
Метод «Цветок» - каждая группа на лепестке пишет значение слова, с чем ассоциируется. На доске собирается Цветик - семицветик.
Справочное бюро (1 группа) объясняет значение слова
Чудо - это нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. (словарь Ожегова)
Учитель: Расшифруйте спрятанные слова.
ЧСМИСКАЗКАБПОЛПЬЕСАГШЬКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫЦЙЮ
Учитель: Что это за слова?
Дети: Катаев. Сказка-пьеса: “Цветик-семицветик”.
Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Вы дома уже прочитали саму сказку Катаева, а на уроке мы познакомимся с пьесой, написанной по этой сказке, и установим различие между ними. Выясним, чему же учит нас эта сказка?
- Посмотрите, не похож ли наш цветок на Цветик - семицветик? А сколько в нем лепестков? (7) Так вот почему он семицветик. На что похожи эти цвета? 7 цветов радуги. Радуга - это тоже чудо природы. Наверно поэтому автор назвал свою книгу именно так.
III. Работа по теме урока.
1. Биография автора.
Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на
доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев.
Презентация 2 группы
(Выступления детей со сведениями из биографических данных В.П. Катаева)
Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”.
Учитель:
-Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Перед вами книжная выставка, все эти книги изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам. Вы уже прочитали эту сказку дома.
– А понравилась ли она вам, юные читатели?(Ответы детей).
Учитель: Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее. В чем же здесь секрет? Сейчас разберемся.
2. «Мозговой штурм»
Учитель: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.
3. Знакомство с пьесой.
Учитель: Дома вы все прочитали сказку Катаева «Цветик-семицветик». А теперь мы познакомимся с пьесой, написанной по этой сказке. Приходилось ли вам читать пьесы?
Справочное бюро: Пьеса - это название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.
- Самое основное в пьесе - разговор действующих лиц. Поэтому и текст построен по - особому. В начале каждой строчки - имя того, кто говорит. Дальше - его слова. (Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего).
- Есть и слова автора, но их немного. Автор коротко описывает место действия, объясняет, что сделал герой пьесы. (Ремарка - пояснение автора к тексту пьесы, печатается мелким шрифтом или даётся в скобках)
- Волшебница подарила обыкновенной девочке Жене чудесный цветок, который может исполнять семь любых желаний. А что такое желание?
Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, что не существует на самом деле, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.
- Все ли желания девочки будут разумные? Не растратит ли желания на пустяки? Смогла ли Женя по-настоящему использовать подарок?
-Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях? Вы сейчас увидите пьесу на сцене, а потом прочитаете, и по ходу будете заполнять табличку:
лепестки | желание | чувство | разумное или нет |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
6. | | | |
7. | | | |
4. Восприятие и осознание нового материала.
1. Презентация работы 3 группы (актёры). Инсценировка 1 части.
Заполнение таблицы
2. Чтение пьесы-сказки про себя учащимися. Развитие техники чтения.
(упр. «Засечка»)
3. Чтение пьесы по ролям.
Физкультминутка
Заполнение таблицы.
4. Анализ желаний героини. Работа по таблице
- Смогла ли Женя по-настоящему использовать подарок?
-Обратимся к заполненной таблице.
лепестки | желание | чувство | разумное или нет |
1. желтый | Вернуть баранки | радость | разумное |
2. красный | Наказать собаку | злоба | глупое |
3. синий | Съесть мороженое | испуг от холода | глупое |
4. зеленый | Вернуть лето | радости | разумное |
5. оранжевый | Иметь все игрушки | испуг | глупое |
6. фиолетовый | Отправить игрушки | облегчения | разумное |
7. голубой | Вернуть здоровье | радость | разумное |
– Сделаем вывод о желаниях девочки.
5. Работа в группах.
-Итак, у Жени семь лепестков для семи желаний. Сколько у нее было разумных? Посчитайте и назовите ее разумные желания.
Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание. (характеристика героев)
1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?
2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
6. Закрепление и осмысление знаний. Установление различий между сказкой и пьесой.
1.Презентация работы 4 группы.
- Какие сюжеты не совпадают в пьесе и сказке? Какие одинаковые? Чем заканчивается сказка и пьеса?
(Работа с таблицей)
2. Игра «Путаница»
Восстановите порядок рисунков из сказки.
IV. Итог урока
Выходит Волшебница с последним лепестком.
- Последний лепесток полетал-полетал и вернулся назад ко мне. Я его посадила, и из него вырос новый цветок.
-Как вы думаете, почему последний лепесток вернулся к Волшебнице?
-Что значит делать добро? Что значит совершать добрые поступки?
-Какой вывод можете сделать, прочитав эту сказку? А сейчас обратимся к плакату. На нём написаны 3 пословицы.
- Прочитаем хором.
- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).
-Скажите, пожалуйста, обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
-В начале урока вы сказали, что книга вам понравилась. Что же понравилось в этой книге?
-Чему учит эта книга? (Когда появляются желания, сперва подумай. Принесет оно тебе неприятность или радость.)
- Так в чем же секрет долголетия сказки?
V. Домашнее задание.
-Написать «эссе»
Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик?
VI. Рефлексия.
-Зачем нам нужен был этот урок?
-За что ты можешь похвалить себя?
-За что можно похвалить своих одноклассников?
Ответы детей.
Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я буду совершать только добрые поступки».