Конспект урока: Сведения из истории изобретения бумаги. Работа со схемой – рисунком.
Конспект урока: Сведения из истории изобретения бумаги. Работа со схемой – рисунком.
Познакомить со способами изготовления бумаги, особенностями производства бумаги и видами бумаги; учить соотносить вид бумаги со способом её применения; учить производить исследование в соответствии с рекомендациями, соблюдая последовательность этапов исследования; учить рассуждать, делать выводы и публично выступать с защитой проекта; развивать исследовательские способности, критическое мышление, речь, внимание, логику; воспитывать интерес к исследовательской деятельности и экологическое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Сведения из истории изобретения бумаги. Работа со схемой – рисунком.»
Тема. Сведения из истории изобретения бумаги. Работа со схемой – рисунком.
Дата: 02.12
Цель. Познакомить со способами изготовления бумаги, особенностями производства бумаги и видами бумаги; учить соотносить вид бумаги со способом её применения; учить производить исследование в соответствии с рекомендациями, соблюдая последовательность этапов исследования; учить рассуждать, делать выводы и публично выступать с защитой проекта; развивать исследовательские способности, критическое мышление, речь, внимание, логику; воспитывать интерес к исследовательской деятельности и экологическое мышление.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1 слайд. Когда-то всемирно известный учёный Альберт Эйнштейн сказал: «Все мы с детства знаем, что есть то, что сделать и понять невозможно. Но всегда найдутся люди, которые этого не знают, они-то и делают открытия»
- Сегодня мы с вами тоже постараемся сделать открытия.
- Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Эффект неожиданности.
У учителя на столе лежит как будто залетевший откуда-то самолётик. На доске буквы: УАБГМА.
Учитель строго. Чей это самолётик у меня на столе? Почему у меня на столе посторонние вещи?
Если никто не признаётся, то я его выброшу.
Учитель подходит к мусорной корзине, чтобы выбросить самолётик (заранее приготовлено в корзине много бумажного мусора).
- Что это? Корзина полная! Посмотрите, какой у нас необычный мусор: газета, использованная тетрадь, обрезки, салфетки и ещё вот этот самолётик.
- Что же общего в этом мусоре? (Ответ детей – всё из бумаги.)
2. Целеполагание.2 слайд.
- Как удачно! Тогда вы, наверное, разгадаете слово на доске, которое нечаянно рассыпалось.
3 слайд.(БУМАГА)
- Это тема нашего урока. Как вы думаете, что мы узнаем о бумаге? Что вы хотите узнать?
- Тогда работаем вместе. Вспомните правила успешной работы (работать быстро, точно выполнять задания учителя, внимательно слушать и запоминать, активно работать).
III. Актуализация знаний.
1. Ассоциации со словом «бумага».
2. Беседа.
Сегодня мы с вами поговорим о бумаге.
- Что вы знаете об этом материале?
- Где используют бумагу?
Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т.д.)
- Из какого материала производят бумагу? (деревья, бумага)
Бумага – это один из самых распространенных материалов. Началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай.
Секрет изготовления бумаги держали в строгом секрете много веков. Того, кто выдаст секрет бумаги ждала смертная казнь. Для производства бумаги годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. Это произошло 600 лет назад. С тех пор темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства. Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.
1. Исследование на наличие волокон.
- Попробуем разгадать секрет китайских мастеров. Из чего и как сделана бумага, тем более, что смертная казнь нам уже не грозит.
- Возьмите кусочек туалетной бумаги и разорвите его.
- Что вы видите по краям? Это волокна.
- Подобные волокна вы видите и в вате. Волокна , которые вы видите в бумаге и в вате родственны, потому что они растительного происхождения т.е. сделаны из растений (дерева и хлопчатника)
Волокно называют целлюлозой – это и есть тот материал из которого делают бумагу. Целлюлоза очень прочна. Она не растворяется в воде и не разрушается при нагревании. Целлюлозу практически нельзя уничтожить. Её можно только сжечь.
- Какое основное вещество в бумаге? (волокно – целлюлоза)
- Где берут целлюлозу? (в растениях)
2. Производство бумаги.
- Как же из дерева получают волокна- целлюлозу и бумагу?
- Исследуем картинки и выдвинем предположение в каком порядке их надо расположить (работа в парах)
6 слайд.
3. Просмотр фильма .
- Посмотрим видеоматериал и проверим – правильно ли мы расположили картинки. (видео 50сек.
о производстве бумаги)
4. Физминутка. «Изготовь бумагу»
5. Проект «Самодельная бумага».
- Чтобы сделать 300кг бумаги надо срубить 7 больших деревьев. Таким образом, делая тысячи тонн бумаги, вырубают целые леса. Правильно ли это?
- Бесконечны ли природные запасы деревьев?
- Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы леса? (последний вопрос на доске)
Учитель берёт в руки мусорную корзину.
- Как жалко выбрасывать целую корзину целлюлозы!!! Это же срубленные деревья!
- Может можно её спасти? Ведь мы узнали, что волокна не разрушаются, значит можно их использовать ещё раз…
- Кто желает спасти запасы целлюлозы?
- Как это сделать?
У нас в классе есть команда спасателей ценных запасов целлюлозы. Они подготовили проект «Самодельная бумага».
6. Выступление группы детей с защитой проекта «Самодельная бумага» и вручение им сертификатов участников научного проекта.
Выставка образцов самодельной бумаги.
V. Практическая работа «Виды бумаги».
1. Исследование на гладкость (тактильное)
- Какие образцы бумаги самые гладкие? (тетрадный лист, офисная, писчая)
- Что удобно делать на такой бумаге? (писать и печатать)
- Такая бумага так и называется: писчая и печатная.
2. Исследование на прозрачность (зрительное)
- Возьмите образцы бумаги прикладывайте их на картинку поочерёдно.
- Что обнаружили? (что тонкая бумага просвечивает картинку, а остальные нет ).
- Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. Используется в технологическом производстве, медицине, в чертежах, когда надо скопировать (перерисовать) картинку.
3. Исследование на влагопрочность бумаги.
Учитель поочерёдно опускает в воду разные образцы бумаги.
- Какие образцы намокли быстрее? Почему? (они более пористые, волокна не так плотно прилегают друг к другу: салфетка, туалетная бумага)
- Где используется такая бумага? (для бытовых нужд).
Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.
4. Исследование бумаги на мягкость.
Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается - бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.
- Что лучше делать из мягкой бумаги? (сворачивать цветы, украшать поделки, ….)
- Из среднемягкой? (аппликации, поделки, обворачивать подарки, ….)
- Из твёрдой? (коробки, упаковку, ….)
5. Исследование видов бумаги.
Перед вами несколько видов бумаги. Рассмотрите их и попробуйте разложить в таблице.
Писчая бумага
Картон
Цветная
Промокательная бытовая
Газетная
Рисовальная
Гофрированная
Обои
Обёрточная
Проверка результатов. Какие окошки остались незаполненные?
Д/з найти и приклеить недостающие образцы бумаги.
VI. Вывод. Какая бывает бумага? От чего зависит её использование?
Её использование зависит от гладкости, пористости, мягкости, влагостойкости и т.д.
VII. Анонс.
На следующем уроке мы продолжим свои исследования по изучению бумаги и узнаем её свойства. Над изучением свойств бумаги работала группа детей. Они проводили исследования с изделиями из бумаги разных видов: газетной, цветной, и картона. Результаты очень интересны. Мы изучим свойства бумаги и изготовим поделку используя свои новы знания.