kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: Сведения из истории изобретения бумаги. Работа со схемой – рисунком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить со способами изготовления бумаги, особенностями производства бумаги и видами бумаги; учить соотносить вид бумаги со способом её применения; учить производить исследование в соответствии с рекомендациями, соблюдая последовательность этапов исследования; учить рассуждать, делать выводы и публично выступать с защитой проекта; развивать исследовательские способности, критическое мышление, речь, внимание, логику; воспитывать интерес к исследовательской деятельности и экологическое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Сведения из истории изобретения бумаги. Работа со схемой – рисунком.»

Тема. Сведения из истории изобретения бумаги. Работа со схемой – рисунком.

Дата: 02.12

Цель. Познакомить со способами изготовления бумаги, особенностями производства бумаги и видами бумаги; учить соотносить вид бумаги со способом её применения; учить производить исследование в соответствии с рекомендациями, соблюдая последовательность этапов исследования; учить рассуждать, делать выводы и публично выступать с защитой проекта; развивать исследовательские способности, критическое мышление, речь, внимание, логику; воспитывать интерес к исследовательской деятельности и экологическое мышление.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1 слайд. Когда-то всемирно известный учёный Альберт Эйнштейн сказал: «Все мы с детства знаем, что есть то, что сделать и понять невозможно. Но всегда найдутся люди, которые этого не знают, они-то и делают открытия»

- Сегодня мы с вами тоже постараемся сделать открытия.

- Проверка готовности к уроку.



II. Сообщение темы и цели урока.

1. Эффект неожиданности.

У учителя на столе лежит как будто залетевший откуда-то самолётик. На доске буквы: УАБГМА.

Учитель строго. Чей это самолётик у меня на столе? Почему у меня на столе посторонние вещи?

Если никто не признаётся, то я его выброшу.

Учитель подходит к мусорной корзине, чтобы выбросить самолётик (заранее приготовлено в корзине много бумажного мусора).

- Что это? Корзина полная! Посмотрите, какой у нас необычный мусор: газета, использованная тетрадь, обрезки, салфетки и ещё вот этот самолётик.

- Что же общего в этом мусоре? (Ответ детей – всё из бумаги.)

2. Целеполагание.2 слайд.

- Как удачно! Тогда вы, наверное, разгадаете слово на доске, которое нечаянно рассыпалось.

3 слайд.(БУМАГА)

- Это тема нашего урока. Как вы думаете, что мы узнаем о бумаге? Что вы хотите узнать?

- Тогда работаем вместе. Вспомните правила успешной работы (работать быстро, точно выполнять задания учителя, внимательно слушать и запоминать, активно работать).



III. Актуализация знаний.

1. Ассоциации со словом «бумага».

2. Беседа.

Сегодня мы с вами поговорим о бумаге.

- Что вы знаете об этом материале?

- Где используют бумагу?

Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т.д.)

- Из какого материала производят бумагу? (деревья, бумага)


IV. Основная часть.

1. Знакомство с производством бумаги.

4 слайд. Беседа «История бумаги». Компьютерная презентация.

Бумага – это один из самых распространенных материалов. Началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай.

Секрет изготовления бумаги держали в строгом секрете много веков. Того, кто выдаст секрет бумаги ждала смертная казнь. Для производства бумаги годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.

Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. Это произошло 600 лет назад. С тех пор темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства. Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.


1. Исследование на наличие волокон.

- Попробуем разгадать секрет китайских мастеров. Из чего и как сделана бумага, тем более, что смертная казнь нам уже не грозит.

- Возьмите кусочек туалетной бумаги и разорвите его.

- Что вы видите по краям? Это волокна.

- Подобные волокна вы видите и в вате. Волокна , которые вы видите в бумаге и в вате родственны, потому что они растительного происхождения т.е. сделаны из растений (дерева и хлопчатника)

Волокно называют целлюлозой – это и есть тот материал из которого делают бумагу. Целлюлоза очень прочна. Она не растворяется в воде и не разрушается при нагревании. Целлюлозу практически нельзя уничтожить. Её можно только сжечь.

- Какое основное вещество в бумаге? (волокно – целлюлоза)

- Где берут целлюлозу? (в растениях)


2. Производство бумаги.

- Как же из дерева получают волокна- целлюлозу и бумагу?

- Исследуем картинки и выдвинем предположение в каком порядке их надо расположить (работа в парах)

6 слайд.

3. Просмотр фильма .

- Посмотрим видеоматериал и проверим – правильно ли мы расположили картинки. (видео 50сек.

о производстве бумаги)


4. Физминутка. «Изготовь бумагу»


5. Проект «Самодельная бумага».

- Чтобы сделать 300кг бумаги надо срубить 7 больших деревьев. Таким образом, делая тысячи тонн бумаги, вырубают целые леса. Правильно ли это?

- Бесконечны ли природные запасы деревьев?

- Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы леса? (последний вопрос на доске)

Учитель берёт в руки мусорную корзину.

- Как жалко выбрасывать целую корзину целлюлозы!!! Это же срубленные деревья!

- Может можно её спасти? Ведь мы узнали, что волокна не разрушаются, значит можно их использовать ещё раз…

- Кто желает спасти запасы целлюлозы?

- Как это сделать?

У нас в классе есть команда спасателей ценных запасов целлюлозы. Они подготовили проект «Самодельная бумага».


6. Выступление группы детей с защитой проекта «Самодельная бумага» и вручение им сертификатов участников научного проекта.

Выставка образцов самодельной бумаги.


V. Практическая работа «Виды бумаги».


1. Исследование на гладкость (тактильное)

- Какие образцы бумаги самые гладкие? (тетрадный лист, офисная, писчая)

- Что удобно делать на такой бумаге? (писать и печатать)

- Такая бумага так и называется: писчая и печатная.


2. Исследование на прозрачность (зрительное)

- Возьмите образцы бумаги прикладывайте их на картинку поочерёдно.

- Что обнаружили? (что тонкая бумага просвечивает картинку, а остальные нет ).

- Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. Используется в технологическом производстве, медицине, в чертежах, когда надо скопировать (перерисовать) картинку.


3. Исследование на влагопрочность бумаги.

Учитель поочерёдно опускает в воду разные образцы бумаги.

- Какие образцы намокли быстрее? Почему? (они более пористые, волокна не так плотно прилегают друг к другу: салфетка, туалетная бумага)

- Где используется такая бумага? (для бытовых нужд).

Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.


4. Исследование бумаги на мягкость.

Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается - бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

- Что лучше делать из мягкой бумаги? (сворачивать цветы, украшать поделки, ….)

- Из среднемягкой? (аппликации, поделки, обворачивать подарки, ….)

- Из твёрдой? (коробки, упаковку, ….)


5. Исследование видов бумаги.

Перед вами несколько видов бумаги. Рассмотрите их и попробуйте разложить в таблице.

Писчая бумага

Картон

Цветная


Промокательная бытовая

Газетная

Рисовальная


Гофрированная

Обои

Обёрточная


Проверка результатов. Какие окошки остались незаполненные?

Д/з найти и приклеить недостающие образцы бумаги.

VI. Вывод. Какая бывает бумага? От чего зависит её использование?

Бумага бывает: писчая, газетная, обёрточная, картон, рисовальная, ……

Её использование зависит от гладкости, пористости, мягкости, влагостойкости и т.д.

VII. Анонс.

На следующем уроке мы продолжим свои исследования по изучению бумаги и узнаем её свойства. Над изучением свойств бумаги работала группа детей. Они проводили исследования с изделиями из бумаги разных видов: газетной, цветной, и картона. Результаты очень интересны. Мы изучим свойства бумаги и изготовим поделку используя свои новы знания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока: Сведения из истории изобретения бумаги. Работа со схемой – рисунком.

Автор: Камкен Анель Оразбайкызы

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373980


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства