| Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. (Проверка готовности к занятию) (1 мин.) | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Альбом, кисти, краски! Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | |
Повторение (3 мин.) | Что значит декоративно-прикладное искусство? | Декоративно-прикладное искусство – это создание красивых вещей своими руками, которые можно использовать в повседневной жизни. |
| Ребята, кто занимался народным декоративно-прикладным искусством? | Мастера, которые жили в деревнях, сёлах, занимались декоративно-прикладным искусством. |
Работа по теме урока (13 мин.) | Следующий вид росписи узнайте по описанию. Простые по форме, а радуют взор. Богат и наряден чудесный узор. По золотому фону затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумейка. А где-то кудрины по чёрному полю Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье. Слайд № 2 | Хохлома |
| Где зародилась Хохлома? Что изготавливали хохломские мастера? Основные цвета хохломской росписи? | Нижегородская область село Хохлома. Расписывали посуду и мебель. Желтый, черный, красный и зеленый. |
| Хохлома всегда роскошна, по-праздничному красочна. | |
| Слайд № 3 Теперь познакомимся с элементами росписи. - Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов. - Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. | Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату. |
| Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем: 1. «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; 2. «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; 3. «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге; 4. «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль; 5. «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента; 6. «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»; | |
| Слайд № 4 Элементы хохломского орнамента. Чем больше сложных узоров из простых элементов, тем он оригинален. | |
| Хохломская роспись делиться на два вида письма Слайд № 5 I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет. Слайд № 6 II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе. | |
Практическая работа (20 мин.) | Показ способа выполнения наиболее простых элементов хохломской росписи и показ расположения элементов в полосе. Слайд № 7 «ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом. Слайд № 3 Давайте посмотрим как выполнять последовательно роспись листьев. Слайд № 8 Последовательность исполнения элементов травного узора | |
| Выполняем растительный узор по мотивам хохломской росписи. Не отходя от цветовой гаммы. Объяснение последовательности. Расположите горизонтально альбомный лист с заранее заготовленной желтой полосой. Проведите волнистую линию и от нее в разные стороны отведите дополнительные маленькие линии черным цветом. Они будут служить основаниями для листочек и ягодок. Рисуем листочки и ягодки соответствующими цветами зеленым и красным. Прорисовываем основные элементы хохломской росписи черным цветом: капельки, кудрины, завитки. Выполняем оживку листочков и ягодок желтым цветом. К концу урока вы должны будете выполнить узор в полосе. | |
Эстетическая оценка работы (5 мин.) | Какие работы вам больше всего понравились? Почему? Оценки за урок. | |
Домашнее задание (3 мин) | повторить зрительный ряд. Урок окончен. Спасибо. | Дети убирают за собой рабочие места |