kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с презентацией К. Бальмонт "Снежинка" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка современного урока "Я работаю по ФГОС"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конкурсный урок»




Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Аркаулово имени Баика Айдара




Разработка урока «Я работаю по ФГОС»

. Литературное чтение 3 класс

К.Бальмонт «Снежинка»




Автор: Кагарманова Зульфия Жавиловна

учитель начальных классов

Конспект конкурсного урока «Я работаю по ФГОС»


Учитель: Кагарманова Зульфия Жавиловна

Место работы: МОБУ СОШ с. Аркаулово имени Баика Айдара

Название УМК: «Школа - 2100»

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3

Тема урока: К.Бальмонт «Снежинка».»

Тип урока: Урок – исследование.

Цель урока: Исследование и изучение художественной роли метафоры на основе произведения К.Бальмонта «Снежинка»».

Задачи урока: 1) Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению содержания стихотворения.

2) Развитие исследовательских умений и навыков, умения работать с художественным образом слова.

3) Способствовать формированию умения видеть красоту в окружающем мире, привитие любви к природе.

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Познавательные УУД:

Формирование умений анализировать, синтезировать, строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

Формирование умений высказывать свои мысли, используя различные выразительные средства, строить доказательства, умение понять и принять точку зрения другого человека.

Личностные:

Формирование этических чувств: «вдыхать» аромат художественного слова.

Регулятивные: Формировать умения планировать и распределять работу.


Оборудование: мультимедийные средства, компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник «Литературное чтение» 3 класс, часть 1, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, авторская работа - презентация, толковые словари, рабочая тетрадь по литературному чтению.








Этап урока

Время

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы организации учебного материала

Деятельность

учителя

Деятельность

Учащихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1.

Организационный момент.

2 мин

Приветствие. Создание ситуации успеха.

Словесный

Коллективная

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова.

Приветствуют учителя.





Высказывания детей.

Личностные


2.

Актуализация знаний.

2-3 мин

Прослушивание песни «Кабы не было зимы»

Просмотр слайдов о зиме.


Демонстрационный (показ слайдов)

Коллективная

- Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьёзная работа. И поэтому вспомним наш девиз «Не говори – не умею, а говори – научусь!» (Слайд 1)

- О каком времени года поётся в песне?

Рассматривают репродукции картин на фоне музыки.

Коммуникативные

Познавательные

(анализ объектов с целью выделения признаков)

3.

Целеполагание и мотивация

2-3 мин

Определение темы и цели урока.


Проблемный

Учебно-диалогическая



Открывают учебники.


К. Бальмонт

«Снежинка».

- Беседовать с книгой.

- Высказывать своё отношение к прочитанному.

- Описывать героев произведения…и т.д.


Учащиеся рассказывают

Регулятивные

Коммуникативные (установление связи между целью учебной деятельности и мотивом)








4.

Открытие новых знаний.

2-3

Мин

Знакомство с содержанием стихотворения.

Частично-поисковый

Фронтальная

- У этого стихотворения есть тайна! Чтобы разгадать её, необходимо познакомиться с текстом.

- Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь почувствовать настроение этого произведения. ( слайд 3)

Учащиеся читают стихотворение про себя.

Личностные

_ планирование сотрудничества)


Познавательные

( извлечение информации)

5.

Первичное закрепление.

2-3 мин

Ответы на вопросы


Фронтальная

- Какое настроение у вас возникло после чтения?




- Какие картины представили?

- это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки. (слайд 4)

- мечтательное

- радостное

- приподнятое

- лирическое


- Падающие снежинки.

Личностные

Познавательные

( поиск информации)

6.

Физкультминутка «Снежинка»

2 мин

Выполнение упражнений под музыку.


Коллективная

- Представьте, что вы – снежинки и летаете по воздуху.

- Передайте это в движении.

Ребята танцуют под музыку песни «Три танкиста»














7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4-5

мин

Повторное чтение.

Репродуктивный

Фронтальная

- Чтобы точнее представить картину, описываемую автором, давайте вчитаемся и поразмышляем: (слайд 5)

- Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность , лёгкость снежинки?

- Какие ещё эпитеты использовал автор?

- Что значит «бурная дорога»?

- Какие слова «одушевляют» снежинку?

- Пользуясь словарём, объясните значение этого слова.

- С кем она дружит?


Ребята читают первую часть стихотворения.

Высказывания детей

- Светло-пушистая.

- Белая, чистая, смелая.

- Трудная, опасная.


- Проносится.


- Двигается очень быстро, стремительно.


- С ветром, он её качает, лелеет, утешает.

Коммуникативные

Личностные Регулятивные

8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

3-4 мин
















3-4

мин





4-5 мин

1) Работа с метафорой как средством художественной выразительности.












2) Упражнения в выразительном чтении.




3) Составление партитуры 3 и 4 строф.

Проблемно-поисковый
















Практический






Проблемно-поисковый

Групповая

















Коллективная






Работа по

парам




1) - С чем автор сравнивает снежинку?

- Как называется это художественное средство?

- Давайте проведём литературный эксперимент. Исключим метафору из текста, а вместо неё вставим эпитет.

- Что получилось?

- Какова художественная роль метафоры?

(слайд 5)





2) – Все ли строфы читаются в одинаковом ритме?

- Как нужно читать первую строфу? ( и остальные)


- Что отмечаем в партитуре?

(слайд 6)


- Звезда кристальная


- Метафора.








Вывод: Автор с помощью метафоры создаёт яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше, чем снежинка.



Ответы учащихся.



- Логическое ударение, паузы, настроение.

Коммуникативные

( планирование сотрудничества)



Познавательные

(поиск информации, анализ, синтез)


Личностные







Регулятивные





Коммуникативные

(информационное представление работы)

9.

Рефлексия.

Подведение итогов.

5-6

мин

Рассуждения детей по изученной теме.

Составление синквейна.


Оценивание учащимися своей работы на уроке.

Метод самоконтроля, самооценки

Коллективная

1)

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания вам показались наиболее интересными?

- Пригодятся ли знания этого урока в дальнейшей жизни?

-Как мы должны относиться к природе?


2) - Наш урок мы начали с радостного

стихотворения. Хотелось бы и закончить урок жизнерадостным стихотворением, которое вы сочините сами. Предлагаю составить синквейн о снежинке.(слайд 7)


3) Оцените свою работу на уроке.

- Если вы довольны своей работой, выберите зелёную фишку.

- Если считаете, что не всё хорошо получалось, то жёлтую.

-Если плохо усвоили материал – красную фишку.



Ответы и рассуждения детей










Примерный ответ учащихся:1) Снежинка.

2) Пушистая, мягкая.

3) Летает, кружится, падает.

4) Белые снежинки порхают в воздухе.

5) Красота!


Регулятивные

( контроль и оценка)




Личностные

( способность к самооценке на основе критериев успешности учебной работы)









Регулятивные

( контроль и оценка)

10.

Домашнее задание.

1-2

мин

По выбору:

1) Выучить стихотворение.

2)Выразительное чтение стихотворения.

3) Выполнение заданий №1, 2 и нарисовать снежинки.




(слайд 8)






































































Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний новых способов мышления и поведения- то, что пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал.

Один из главных путей развития интеллектуального творческого потенциала личности ребенка – это исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее не известным решением. Склонность к исследованиям свойственна всем детям. На таких уроках дети-активные участники познавательного процесса: занимаются напряженной умственной деятельностью, решают проблемы и выводят правила, побуждаются к творческим поискам, используют свой опыт, сами проверяют и оценивают, чувствуют себя ответственными за учебные достижения класса.

При изучении лирического произведения перед учителе м стоит задача не только развивать у школьников чувство прекрасного, умение воспринимать красоту и видеть ее изящность в природе, но и расширять их словарный запас за счет образных средств, которые применяют поэты.

На уроке ребенок должен пережить радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательные интересы. Важно, чтобы дети сами могли установить свойства, вывести понятия, подвести итог.

В качестве примера предлагаю урок литературного чтения в 4 классе по теме: К.Д Бальмонт «Снежинка». «Камыши» по программе «Начальная школа 21века». На этом уроке при первичном усвоении материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведен самостоятельный анализ, сделаны самостоятельные выводы по теме.

Тема урока: К .Д. Бальмонт «Снежинка »,Камыши».

Цель: Создать условия на уроке для полноценного восприятия лирических произведений К .Д .Бальмонта.

Предметные задачи:

-обучить анализу лирического произведения, уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, необходимых при анализе стихотворного текста;

-развить устную речь, воображение уч-ся, развивать навыки сопоставительного анализа ,исследовательской работы, развивать умение вести диалог;

-совершенствование навыка чтения с точки зрения его выразительности и осознанности;

-воспитывать внимательного читателя, способствовать умению воспринимать чувство товарищества, взаимопомощи.

Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД:

Регулятивных-учить принимать роль в учебном сотрудничестве; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий.

Познавательных-пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме.

Коммуникативных-учить строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.


Материалы к уроку: авторская работа-презентация, компьютер, проектор,экран, учебник «Литературное чтение»Л.А.Ефросинина,2часть,песня»Кабы не было зимы» ,стихотворения о зиме, толковые словари ,рабочая тетрадь №2»Литературное чтение»


Методы: исследовательский, поисковый ,проблемный


Приемы: анализ содержания и формы, выразительное чтение, комментирование.

Форма работы :групповая, парная, фронтальная ,индивидуальная.




Ход урока:

1.Оргэтап.

У нас урок литературного чтения, урок общения .Приятно общаться с человеком веселым ,доброжелательным .Начнем урок с игры »Привет ,сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь(Дети хором произносят текст)


Привет ,сосед!

Улыбнись мне в ответ!

Я хочу ,чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.


Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьезная работа .И поэтому вспомним наш девиз: »Не говори –не умею ,а говори-научусь!»


(звучит песня» Кабы не было зимы») (слайд »Зима»№1 )

-О каком времени года песня?

 

2.Постановка цели и задач урока .Мотивация учебной деятельности.

Перед Вами цитаты из стихотворений. Выберите любую строку. Назовите из какого стихотворения эта строчка. Какое художественное средство использовал автор? Зачитайте это стихотворение наизусть.

«Робкой…пушинкой  Падает над городом снежинка…» (А .Пришелец «Снежинка»)

«Сквозь волнистые туманы Пробирается луна…(А. Пушкин «Зимняя дорога»)

«…То как зверь она завоет…» (А .Пушкин «Зимний вечер»)

«…Летит пушистая Снежинка смелая…» ( ?)

 

Работа со стихотворением К .Бальмонта «Снежинка»

Знакома ли вам эта строчка. Эту строчку я взяла из произведения, которое мы будем изучать на этом уроке. Откройте учебник на с.47. какое произведение мы будем читать?

 

Сформулируйте цели урока, используя глаголы:

Продолжить (знакомство с творчеством К. .Бальмонта)

Учиться (правильно и выразительно читать и анализировать)

Воспитывать (интерес к литературному чтению)

(слайд №2 ) 

-Ребята ,чему нас учат уроки литературного чтения?(беседовать с книгой ,высказывать свое отношение к прочитанному ,писать отзывы, понимать позицию автора, описывать героев произведения)

3.Актуализация знаний.


Ребята, а что вы знаете об авторе? (Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет мальчик начал писать стихи.

Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Мы читали его произведения…. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте) ( слайд №3)

И сегодня мы с вами в этом убедимся.

 

Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как они между собой связаны? ( будем читать о снежинке)

 

 

Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь почувствовать настроение этого произведения. (дети читают)

 

4.       Первичное восприятие-

Какое настроение возникло у вас после чтения? (лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое)

Какие картины представили? (падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки) (слайд№4)

Послушайте это стихотворение.

 

5.       Повторное чтение-

Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем

 

Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая)

 

Какие эпитеты использовал автор еще? (белая, чистая, смелая) ( слайд№5)

 

Что значит «бурная дорога»? (трудная, опасная)

 

Какие слова одушевляют снежинку? ( олицетворения – проносится.) Пользуясь словарем, объясните мне значение этого слова(двигается очень быстро – стремительно), просится, покинула, дрожит, взметается. (движения становятся более резкими, неровными, ее направление изменяется то вверх, то вниз)

 

С кем она дружит? ( с ветром, он ее качает, лелеет, утешает) Что это значит?

 

6.       Работа с метафорой как средством художественной выразительности –

С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте(звезда кристальная). Как называется это художественное средство? (метафора) Что такое метафора? (*скрытое сравнение) ( слайд№6)

 

Давайте проведем литературный эксперимент. Исключим метафору из текста, а вместо нее вставим эпитет. Прочитайте, что получилось?

 

Какая художественная роль метафоры? (автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше, чем снежинка.

 

    7.  Наблюдение за построением строф, рифмой, ритмом-

Продолжим работу своими воспоминаниями о снежинке. Вы прошлом году мы учили стихотворение А.Пришельца «Снежинка». Чем похожи и чем отличаются эти стихотворения ( похожи – авторы любуются снежинкой, снежинки стремятся к земле, они танцуют, им это нравится, отличие – снежинки по характеру разные – робкая и смелая, автор пытается спасти ее, но ничего не получается)

 

Как называется строфа?

 

Назовите рифмующиеся пары в 4 и 5 строфе. Как называется такая рифма? (перекрестная)

 

     8. Физкультминутка .

 Не боимся мы пороши

Л овим снег-хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит вам и нам

По пороше побежали.

И снежинкой полетали.

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.


     9.  Упражнение в выразительном чтении-

Все ли строфы читаются в одинаковом ритме?

Как нужно читать первую строфу? (и остальные)

 

Работа в парах -  

составляем партитуру 3 и 4 строфы. Что отмечаем в партитуре? (логическое настроение, паузы, настроение) Проверка.

Работа в тетради№2 с.20-21 задан. 


К.Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Восклицательное предложение начинает и заканчивает предложение. Такой прием очень интересен.

Постарайтесь передать это настроение и чувства при чтении.

 

   10.   Чтение стихотворения «цепочкой» по строфе.

 

11 .    Физкультминутка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо , влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!


12. Работа со стихотворение К.Бальмонта «Камыши»

После отдыха, я предлагаю вам побывать… Догадайтесь где?

Все обходят это место.

Здесь земля, как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи..

Нет опоры для ноги. (болото)

 

Все представляют себе, что такое болото, как оно выглядит?

 

1.       Слушание стихотворения –

Я предлагаю вам прослушать стихотворение «Камыши».

 

2.       Что поразило больше всего в этом стихотворении. Какие чувства вы испытали, услышав это произведение? (мы считали, что болото – это что-то неподвижное, однако у него своя жизнь – ужасная, жуткая) Как добился автор? Какими средствами?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю перечитать это стихотворение по строфе.

3.       Чтение стихотворения.

 

4.       Наблюдение за ритмом, построением  строф.-

 

Как называется строфа?

Какие художественные средства использовал автор, чтобы передать на это чувство?

 

5.       Работа в группах.

Проверка. ( олицетворения – камыши шепчут, говорят, месяц поник, сырость ползет, трясина заманит, засосет. Эпитеты – месяц багряный, погибшая душа. Метафора – вздох погибшей души – шуршат камыши)

 

6.       Наблюдение за звукописью-

В этом стихотворении автор использует один интересный прием. Может кто-то обратил внимание? Поэт повторяет созвучные согласные для усиления выразительности художественной речи.

Перечитайте первое двустишье. Какой звук часто повторяется?

Такое художественное средство называется звукопись.( слайд№7)

 13.Итог урока.

 

                 1. Работа в группах

Я предлагаю два понятия – чудо и страх. Объясните мне какое из прочитанных сегодня произведений ассоциируются с этими понятиями. Объясните свой выбор. Используйте толковый словарь .

 

                2. Поэтическая минутка.

Наш урок мы начали с радостного стихотворения. Хотелось бы и закончить наш урок жизнерадостным стихотворением, которое вы сочините сами. Предлагаю на выбор составить синквейн о снежинке или четверостишие по заданной строфе.( слайд№8)

Чтение получившихся стихотворений.

 

Выставление отметок.

 

6.Домашнее задание – подготовить выразительное чтение одного из стихотворений; в тетради №2 выполнить задания к стихотворению»Камыши».

( слайд№9)

 

 


Просмотр содержимого презентации
«бальмонт снежинка презентация»

Урок литературного чтения  в 3 классе   К. Бальмонт  «Снежинка» Кагарманова З.Ж., учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Аркаулово имени Баика Айдара

Урок литературного чтения в 3 классе К. Бальмонт «Снежинка»

Кагарманова З.Ж.,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ с. Аркаулово имени Баика Айдара

  • Константин Бальмонт родился в 1867 году в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне Гумнище Владимирской губернии.
  • Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки.
  • В девять лет мальчик начал писать стихи.
  • Долгие годы Бальмонт жил за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
  • Во всех произведениях поэта чувствуется искренняя любовь к природе , к красоте.
имеющая цвет лазури, светло-синяя лазурная приходит в смятение, начинает метаться взметается ласкающий, заботливо ухаживающий лелеющий прозрачная, чистая  кристальная

имеющая цвет лазури,

светло-синяя

лазурная

приходит в смятение,

начинает метаться

взметается

ласкающий,

заботливо ухаживающий

лелеющий

прозрачная,

чистая

кристальная

Продолжить предложения:  Я доволен своей работой, потому что…  2. Я допустил ошибку…  3. Мне следует поработать над…

Продолжить предложения:

  • Я доволен своей работой, потому что…

2. Я допустил ошибку…

3. Мне следует поработать над…

Используемые источники:   Бунеева Е. В., Смирнова О. В., Яковлева М. А.  Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс.  Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004  А. В. Аркадьева. Уроки чтения в 3 классе (из опыта работы). Методические рекомендации. – М., «Баласс», «С-инфо», 1996. http://festival.1september.ru/files/articles/50/5062/506242/pril1.ppt http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-39122.htm

Используемые источники:

Бунеева Е. В., Смирнова О. В., Яковлева М. А.

Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс.

Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004

А. В. Аркадьева. Уроки чтения в 3 классе (из опыта работы).

Методические рекомендации. – М., «Баласс», «С-инфо», 1996.

http://festival.1september.ru/files/articles/50/5062/506242/pril1.ppt

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-39122.htm

Ссылки на источники графики http://www.litera.ru/stixiya/authors/balmont.html  http://liga-ivanovo.narod.ru/_potan0703.jpg

Ссылки на источники графики

http://www.litera.ru/stixiya/authors/balmont.html

http://liga-ivanovo.narod.ru/_potan0703.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока с презентацией К. Бальмонт "Снежинка" 3 класс

Автор: Кагарманова Зульфия Жавиловна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства