* организовать деятельность учащихся по знакомству с понятием «приставка» как часть слова, стоящая перед корнем, с помощью которой образуются новые слова;
* организовать деятельность учащихся по распознаванию родственных слов с приставками;
* регулятивные – развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
* коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах
* познавательные (информационные) – способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
* познавательные (общеучебные) – способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов;
* организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
-
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра, мы желаем друг другу добра, - Как вы думаете, почему я написала эти слова? Как вы ее понимаете? Какое отношение они имеют к уроку русского языка? (Ответы детей). - Ребята, вы уже знаете, что русский язык - удивительный и очень интересный предмет, полный тайн и загадок. И сегодня вам предстоит самостоятельно открыть еще один секрет русского языка. Кто готов к новым открытиям? Тогда в путь! Запишите дату и вид работы.. Как называется раздел по которому мы работаем? | Слайд 1. Проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, нацеливает на самостоятельное открытие знания, желает успеха. Слайд2 (как делаются слова) | Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - умение выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять желание самостоятельно узнавать новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | - Давайте вспомним материал прошлых уроков. – 1. Игру «Верно или неверно». Проверим с помощью сигнальных кругов, как вы освоили эту тему. (У детей двухцветные круги: красный цвет обозначает «неверно», зеленый - «верно» ). - Окончание – это изменяемая часть слова? – Верно. - Окончание служит для образования новых слов? – Неверно. - Бывает ли у слова нулевое окончание? – Верно. - Суффикс находится за корнем? – Верно. - Суффикс служит для образования новых слов? – Верно. - Корень – это главная часть слова? – Верно. - Слово может быть без корня? – Неверно. - У родственных слов одинаковый корень? – Верно. 2. Назовите, все изученные части слова.(Корень, суффикс, окончание). Как называются части слова по другому? Морфемы Что мы повторили? (Состав слова) Вспомните, алгоритм разбора слов по составу? Перед вами модель, которую мы вместе создали на предыдущих уроках. (На доске) (Измени слово и выдели окончание, выдели основу, подбери однокоренные слова и выдели корень, выдели суффикс (если есть)). 3.Запись слов на доске и в тетрадях: корм, кормушка накормил. - Как называются эти слова? -Какую работу можем выполнить с этими словами. Спишите слова и выделите корень Укажите, какие еще известные вам части слова которые вы можете выделить. | Предлагает вспомнить итог деятельности прошлого урока
Организует коллективную проверку
Доска
Слайд 3 Слайд 4 | С помощью сигнальных кругов делают свой выбор. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Опираясь на графическую запись, вспоминают орфографическую задачу, которая была поставлена на прошлом уроке, и формулируют ее. | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
III. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | - Что же такое на-? Где она стоит? -Изменилось ли значение слова с ее помощью? Как будем выходить из затруднения? Займёмся поиском ответов на эти вопросы. | Побуждает к высказыванию своего мнения. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Анализируют, делают выводы. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: -уметь проговаривать последовательность действий на уроке; - планировать действия с учетом поставленной учителем задачи. Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - быть готовым ее корректировать |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства.
Работа в парах
Физминутка . |
- Какую цель вы ставите для себя на уроке? Я хочу узнать… Я хочу понять…. Я хочу научиться… - Решить поставленные задачи можно двумя путями: я могу объяснить новую тему или вы исследуете ее сами. Какой путь выбираете? А где вы сможете получить такую информацию? (в учебнике) Правильно. Откройте учебник (У3, с.59, упр. 64. По пиктограмме дети обращаются к обратному словарю). - Откройте обратный словарь на букву -ь. Найдите слова на -ть. -Сколько в списке слов, родственных слову «бежать»? (5) -Вы можете выделить корень у этих слов? Назовите его! (-беж-) -Зачем этим словам частички ПЕРЕД корнем? (в словаре они выделены голубым цветом) - Понаблюдайте, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки. -Эти частички придают словам разный смысл? -От какого слова образовались ВСЕ эти слова с частичкой перед корнем? (бежать) Миша предположил, раз мы эту часть приставили к корню, значит, она называется «Приставка». Маша предложила обратиться к плакату Летучей Мыши. (У3, с.60), - Прочитайте внимательно правило. У вас на партах лежат карточки с выбором вариантов ответов. (Работа в парах по учебнику с правилом. Учащиеся читают правило и выделяют фломастером на карточке правильный ответ). Называется ______________________ Это маленькое слово или часть слова? Стоит перед корнем или после корня? Изменяет формы слова или образует новые слова? Обозначается - С какой целью вы выполняли это упражнение? Проверка. - Какой вывод вы сделали? Что такое приставка? |
Слайд я хочу….. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока Слайд учебник Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения. Дает задание на поиск и моделирование закономерностей.. Слайд проверка Слайд физминнутка | Формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. Отвечают на вопросы, применяя выработанный на прошлом уроке способ действия. Работают в парах. Формулируют выводы наблюдений, высказывают свои гипотезы. Самостоятельно формулируют правило, работая с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. | Познавательные: - умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения, выдвигать гипотезы и их обоснование. Регулятивные: - вносить коррективы в действие после его завершения; - определять степень успешности своей работы и работы других людей: Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
V. Реализация построенного проекта. Цель этапа: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения
| - Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. - Что же такое на-? - Для чего служит? - Как обозначается? - Приставок в русском языке много. Проверим это на опыте. Практическая работа -Назовите действие, которое я произвожу с водой: Наливаю в стакан, переливаю в другой, выливаю в цветы. - Изменялось ли мое действие? За счет чего? - Какие еще действия мы могли произвести с водой? (поливаю, сливаю, обливаю, заливаю). - Запишите слова, которые образовались. Проверка Прочитайте, какие приставки помогли Дополним алгоритм разбора слова с учетом новой части слова. | Проводит практическую работу, направленную на понимание словообразующей роли приставки. Организует групповую работу. Включает детей в диалог по анализу составленных моделей, помогает сконструировать общую модель. | Составляют модели алгоритма «Разбор слова по составу». | Познавательные: -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, доказательно отстаивать свою точку зрения Регулятивные: -уметь работать по коллективно составленному плану |
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель этапа: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Вернитесь к списку слов, родственных слову бежать. Прочитайте задание. Выполнение задания: дополнение словосочетаний подходящими по смыслу приставками с опорой на обратный словарь. (Задание выполняется комментировано с объяснением). -Что мы проверили этим упражнением? -Как оцениваете свои знания? | Организует обсуждение способов решения Слайд | По очереди комментируют словосочетания. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других Личностные: самоопределение |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Проверка детьми уровня своих знаний по данной теме. - Работа в парах. Текст о птицах. Вставьте недостающую по смыслу приставку. Запишите эти слова. …шла зима. Леса и поля …крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и …летели они к жилью людей. Ребята …весили для пернатых кормушки. Они …готовили для птиц корм. - Выполните взаимопроверку. Проводится работа над ошибками. | Слайд Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль | Выполняют самостоятельно упражнение в тетради. Сверяют с эталоном. | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные: самоопределение |
РЕЗЕРВ VIII. Включение в систему знаний и повторение по теме Цель этапа: зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | 2) Дифференцированная работа Выберите задание по карточкам самостоятельно. Но помните, что, чем темнее цвет карточки, тем задание труднее. Рассчитывайте на свои силы. Проверка по эталону. | Слайд Организует самостоятельную работу.
. | Самостоятельно выполняют задание. Выполняют проверку, сверяясь с эталоном. | Регулятивные: - проговаривать последовательность действий -уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | - Какое встретили затруднение? Какую ставили цель? Я хочу узнать… Я хочу понять… Я хочу научиться… Игра «Да - нет».
1 .Приставка –это часть предложения. 2.Приставка – это часть слова. 3.Приставка стоит после корня. 4.Приставка стоит перед корнем. 5.Приставка – это главная общая часть родственных слов. 6.Приставка служит для образования новых слов. Отметьте дорожку , на которой теперь находятся ваши знания по этой теме. 2. Самооценка деятельности на уроке. 3. Домашнее задание: 1) Возьмите интервью у своих родителей на тему: «Я знаю приставки». Запишите их . на следующем уроке эти знания нам пригодятся для дальнейшего изучения приставок. Составить рассказ о добрых своих делах. | Слайд Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Слайд дорожка успеха
Слайд дом задание | Высказывают впечатления от урока, оценивают свою работу. | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |