«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 26»
Конспект урока ручного труда в 4 классе.
Тема урока: Бисероплетение - современный вид рукоделия(2 часа).
Раздел: культура дома
Тип урока: интегрированный
Изделие: Кольца для салфеток из бисера.
Учитель: Данилова Татьяна Николаевна
Ульяновск, 2016 год
Урок ручного труда в 4 классе. 2 часа.
Тема урока: Бисероплетение - современный вид рукоделия.
Раздел: культура дома
Тип урока: интегрированный
Изделие: Кольца для салфеток и бисера.
Цель урока: Активизировать познавательную и творческую деятельность школьников при обучении основам бисероплетения.
Образовательные задачи:
1. Способствовать обогащению и активизации знаний обучающихся об истории и развитии бисероплетения как искусства, совершенствованию знаний и умений по основам композиции, цветоведения и техники бисероплетения.
1.1. Научить учащихся работать на компьютере в программе Paint.
Коррекционно-развивающие задачи:
2. Способствовать развитию концентрации зрительного внимания, творческих способностей, фантазии, самоконтроля, мелкой моторики, аккуратности, умения довести начатое дело до конца.
2.1. Формировать процессы мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия).
2.2. Способствовать коррекции и развитию связной речи учащихся.
Воспитательные задачи:
3 . Формировать художественный и эстетический вкус, прививать интерес к культурному наследию и истокам народного творчества своей Родины, вырабатывать у обучающихся интерес к выполнению украшений своими руками.
Материалы и оборудование: презентация к уроку, разноцветный бисер, проволока, ножницы, кольца для салфеток, образцы изделий из бисера, карточки «Гармония цвета», карточки со схемами плетения из бисера, маршрутная карта, карточки с домашним заданием.
1.Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее рабочее настроение.Передайте свое настроение и нашим гостям.
2. Актуализация знаний детей. Проблемное сообщение темы урока.
Слайд №1. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня вы совершите путешествие в мир изумительного рукоделия. Представьте, что вы находитесь в одной из современных дизайн - студий. А чем занимаются в этой студии? Отгадайте слово, которое спряталось за этими картинками, оно поможет вам ответить на поставленный вопрос и самостоятельно назвать тему нашего урока. Слайд №2
- Посмотрите, какой предмет изображен на первой картинке? С какой буквы начинается слово. Запишите его на карточках в первой клеточке. Молодцы, правильно. Дальше продолжайте самостоятельно.
- Ребята, так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)
Слайд № 3.- Итак, тема урока «Бисероплетение – современный вид рукоделия».
Слайд №4.
Фея тихо плакала, сидя на травинке.
Рассыпаясь, падали бисером слезинки.
- Может быть, так появился бисер? На прошлом уроке вы получили задание на дом: подготовить сообщение об истории развития бисера. Давайте послушаем.
3. Проверка домашнего задания.
Слайд № 5. Археологические находки говорят о том, что бисер делали ещё 4000 лет назад в Древнем Египте. Научившись делать стекло, египтяне стали изготавливать «фальшивый жемчуг» - бисер. Непрозрачное стекло, которое для этого использовали, по-арабски называлось «бусра» или «бусер». Отсюда и название - «бисер». Бисер – мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые, главным образом, для вышивания (на предметах быта и женской одежды). . В Африке в рабовладельческие времена всего за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисеру приписывали свойства оберега.
Слайд № 6. Также бусины изготавливались из натуральных материалов: камней, зубов, зерен, костей. Нанизывали их на травинку, на конский волос, а затем на нитку и леску. И во все времена эта кропотливая работа делалась для того, чтобы себя необычно украсить. Ниточки из бисера вплетались в волосы, ими расшивали одежду, головные уборы и обувь, надевали на руки, ноги, шею.
Слайд №7.Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. Рецепты изготовления строго оберегались – за их разглашение полагалась смертная казнь.
Так постепенно бисер вошёл в культуру разных народов.
Слайд №8.На Руси же бисер был известен с давних времён. Уже во времена Киевской Руси его делали в стекольных мастерских.
В 1752 г Ломоносов учредил в Усть – Рудице мастерскую для изготовления бисера. Он провёл много опытов плавок стекла и получил большое количество различных оттенков. В своём стихотворении он писал:
Так в бисере стекло, подобно жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуночных степях,
Им красится Арап на южных берегах.
Техника работ с бисером разнообразна. Это вышивка, плетение, ткачество
Слайд № 9. В России в кустарных мастерских тоже стали изготавливать бисер. Искусство бисероплетения у нас называлось низанием. По украшенному бисером наряду судили о достатке семьи: «Чем богаче невеста, тем богаче у неё убор». В XIX веке бисер стал необыкновенно популярен и в деревнях, и в помещичьих усадьбах. Бедная девушка зарабатывала рукоделием на хлеб, а богатая дама коротала время. Слайд №10.Крестьянки низали, плели, делали ожерелья, бусы, вышивали сарафаны, воротнички, пояса. Богатые модницы часто обращались в женские монастыри за тем, чтобы монахини расшили их одежду. Ведь в женских монастырях рукоделие было уникально. Здесь готовилось убранство церкви, расшивались одеяния для священнослужителей и иконы.
Слайд №11.Начало формКонец формыУдивительно, что прикоснуться к этой тайне - к искусству бисероплетения - желают многие современные девушки. Создавать маленькие шедевры из бусинок-слезинок стало вновь популярно. Бисер сейчас достать легко, материал этот недорогой, а смотрятся изделия из него оригинально и подчеркивают индивидуальность владелицы. Главное - немного времени, элементарных навыков и фантазии.
4. Изучение нового материала.
Слайд 12.- Представьте себя в роли дизайнера изделий из бисера. В течение урока вы изготовите кольца для салфеток из бисера, которые потом можете использовать при сервировке стола. Также кольца для салфеток – это хороший подарок. Какими будут ваши кольца для салфеток, зависит от творческой фантазии и художественного вкуса.
- Чтобы создать интересное изделие из бисера, необходимы знания о цвете. В природе существует семь основных цветов. Их называют хроматическими. Слайд №13.Они легко запоминаются по считалочке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Хроматический цветовой ряд представлен красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым цветом.
Кроме хроматических цветов существуют ахроматические цвета – чёрный, белый и серый.
Слайд №14.Цвет изделия из бисера меняется при различном освещении (солнечном или искусственном). Поэтому и необходимо подобрать цвета в гармонии друг с другом.
Гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов.
- Назовите родственные цвета красного цвета? ( розовый цвет, алый, малиновый)
- Назовите контрастные цвета, которые располагаются в противоположных четвертях цветового круга (фиолетовый- желтый и т.д.)
Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо привлечь внимание
Слайд №15.– На какие еще две группы можно разделить цвета?
– Какие цвета относятся к теплым цветам? – Назовите самый теплый цвет. – Какие цвета относятся к холодным? – Назовите самый холодный цвет.
Слайд №16.- Правильно подобранные цветовые сочетания радуют человеческий глаз, доставляют человеку эстетическое наслаждение. Очень важно подобрать для своего изделия красивые цветовые сочетания.
5. Закрепление знаний учащихся.
- Возьмите на столе карточку «Гармония цвета» и назовите какие цвета будут гармонично сочетаться с предложенным вам цветом.
Слайд №17.- В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса. Основными средствами композиции (построения изделия) являются ритм. Давайте вспомним, что такое ритм? (Ритм – это один из способов организации изображения, чередования его элементов)
Слайд №18. Основными элементами плетения колец для салфеток из бисера являются цепочки. Цепочки бывают разного способа плетения. Цепочки, из которых мы изготовим кольца для салфеток сплетены известным вам видом низания – низание «крестиком», но выглядят они все по разному, так как имеют разные сочетания цвета .
- Итак, вы готовы пофантазировать, создать неповторимое украшение для сервировки праздничного стола? Перед каждым из вас лежат карточки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Верно, это схемы плетения из бисера.
- Из чего состоят схемы? (ответы детей: круги, прямые линии) На каких уроках вы сталкиваетесь со схемами? (математика, русский язык)
Слайд №19.Схема – это чертёж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия.
- А сейчас, посмотрите, какой цвет бисера лежит у вас на столе. Используя знания о гармонии цвета, выберите 2 цвета для вашего изделия.
- Ваша задача составить цветовую гамму цепочек.
Вручную это долго и утомительно, ведь возможно вы попробуете несколько вариантов. Однако у нас сегодня есть идеальный помощник – компьютер. Учитель информатики Татьяна Викторовна поможет вам вывести схемы на экран, вы и их раскрасите.
Перед началом работы учащиеся повторяют правила техники безопасности.
– Какая посадка должна быть за компьютером? – Каким должно быть расстояние от глаз до монитора во время работы?
Физминутка для глаз.
Т.В. – Сначала нужно запустить программу для рисования. Эта программа называется Paint ( по-английски это значит «краска»). Для того чтобы ее запустить, нужно нажать кнопку «Пуск». Затем выбрать пункт «Программы»,«Стандартные» и там щелкнуть по Paint.
- Нажмите кнопку мыши и выберите инструмент, например, кисть. Двигая мышь по столу, вы двигаете кисть по экрану компьютера. Выберите нужный цвет палитры и раскрасьте каждую бусинку в схеме в нужный цвет.
- Работу можно исправлять, пока вы не убедитесь, что схема получилась.
Сохраните рисунок и, если нужно, выполните работу заново, используя цвет в другом ритме. Сравните и выберите наиболее удачную схему.
6. Самостоятельная работа учащихся за компьютером.
- Теперь по данной схеме можно создавать цепочку из бисера. Вернитесь к своим рабочим столам. Возьмите карточку, отметьте на схемах цвет карандашом.
Физминутка.
2-й урок.
-Дизайн-студия начинает свою работу. Какие инструменты и материалы пригодятся нам в работе с бисером. ( ножницы, проволока)
Какие правила безопасной работы необходимо помнить при работе с ножницами?
Слайд №20.Правила безопасности в работе с ножницами:
Передавайте ножницы кольцами вперед.
Не оставляете ножницы раскрытыми.
Не машите ножницами, не подносите к лицу.
Используйте ножницы по назначению.
После окончания работы кладите ножницы в футляр.
Храните ножницы всегда в определенном месте.
Слайд №21. - Какие правила безопасной работы необходимо помнить при работе с проволокой:
Начинать плетение нужно с центра проволоки.
Во время работы аккуратно поправляйте проволоку, предотвращая появление заломов.
Для максимальной аккуратности вашего изделия, плотно подтягивать проволоки и бусины.
7. Самостоятельная практическая работа учащихся. - У каждого из вас на столе лежит схема и маршрутная карта для изготовления кольца для салфетки. (проговаривание этапов работы)
Слайд №22
Маршрутная карта изготовления кольца для салфетки
№ п/п
Последовательность выполнения работы
1.
Подобрать бисер для изделия в заданной цветовой гамме.
2.
Отрезать проволоку длиной 40 см. (с помощью линейки)
3.
Нанизывать бисер плотно друг к другу.
4.
Набирать бисер по счёту или цвету согласно выбранной схеме плетения, не допуская ошибок или неточностей.
5.
Длину цепочки измерить с помощью линейки. Длина готовой цепочки равна 9 см.
6.
Скрутить цепочки в кольцо.
7.
Скрутить концы цепочки друг с другом.
8.
Зафиксировать концы цепочки скрутить в несколько оборотов
9.
Аккуратно обрезать проволоку ножницами.
Физминутка.
Текущий инструктаж:
Регулярный обход рабочих мест и по вызову ученика.
Корректировка хода практической работы.
Контролировать соблюдение правил безопасной работы.
- Ребята, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз, послушаем приятную музыку. (Слайд №) Продолжим практическую работу.
8. Заключительный инструктаж учителя:
Итак, у вас получились очень красивые кольца для салфеток из бисера. Как и многие другие изделия из бисера, они служат украшением интерьера дома. Об этом мы с вами ещё будем говорить на уроках по теме «Культура дома»..
- Поменяйтесь работами, посмотрите внимательно, у всех ли работа получилась аккуратной, точной. Кто допустил ошибку? Как исправить?
- Ребята, я предлагаю надеть колечки на салфетки.
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. Слайд №23
Вы знаете – для того, чтобы научиться мастерству – мало терпенья. Надо еще и уменье. А уменье постигается большим трудом и упорством. Вы будете с каждым занятием совершенствовать свое мастерство.
Слайд №24 - А теперь откройте файлы с домашним заданием, лежащие на вашем столе. Достаньте задание:
- 1-е задание – по готовой схеме цепочек изготовить браслет.
- 2-е задание – дополнительное творческое - для готовой схемы составить цветовую гамму и изготовить браслет.
9.Уборка рабочих мест.
10. Подведение итогов урока учителем:
- Ребята, наш урок подошел к концу. Назовите способы применения знаний, умений и навыков по теме «Бисероплетение» в жизни.
- Согласны ли вы с тем, что умение создавать эскиз изделий на компьютере упростит работу над готовым изделием.
-Поднимите правую руку те, кто доволен своей работой на уроке и может помочь другим.
- Поднимите левую руку те, кому было трудно на уроке, требуется помощь.
- Встали те, кому урок понравился, кто считает, что урок был интересным.
- Пусть каждый сам даст себе оценку и выставит отметку за урок
- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, рада, что многим урок понравился.