-создать эмоционально насыщенный образ Древней Руси периода раздробленности и монголо-татарского нашествия; способствовать развитию умения ориентироваться по карте;
-развивать у обучающихся умение выделять существенное в изучаемом материале, выявлять причинно-следственные связи, способствовать развитию умения логически излагать свои мысли, формировать навыки самоконтроля и самооценки;
-создать условия для воспитания патриотических чувств, сочувствия к судьбе родной страны.
-самостоятельная работа в рабочей тетради.
-учебник «Окружающий мир. Моё Отечество» 3 класс, авторы А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.В. Тырин; рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Моё Отечество», авторы Д.Д.Данилов и др.;
Тема урока.
| Этапы работы | Содержание этапа | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
1. | Оргмомент. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе. Задачи: - проверить готовность обучающихся к уроку; -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу. Методы: словесные. | Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Мы за парты тихо сели И на доску посмотрели. (Дети сели за парты) Ножки вместе, спинки ровно И к уроку все готовы. А теперь все мы смело Принимаемся за дело. Путь нелёгкий предстоит, Вдаль дорога уж бежит. Мы промчимся чрез века, Через многие года, И окажемся мы с вами Далеко за сотни лет… Вновь мы окунёмся с вами в исторические тайны прошлого нашей Родины. Пожелаем же друг другу успешной и плодотворной работы. | Личностные результаты: - имеют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II. | Актуализация опорных знаний. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - актуализация субъективного опыта обучающихся; -организовать работу по повторению сведений о древнерусских городах, памятниках культуры. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторить сведения о древнерусских городах, памятниках культуры. Методы организации работы: словесные, практические. Методы стимулирования: похвала. | Чтобы новые знания открыть, Надо пройденный материал повторить. Устный опрос: Почему Древнюю Русь называли «Страной городов»? Представьте, что вы попали в древнерусский город. Расскажите, кого вы там могли увидеть, что эти люди делали, какие события могли там происходить? Что такое памятники культуры? Что можно отнести к памятникам культуры? Письменный опрос по карточкам (работают 6 человек). В.1. 1. Необходимый уровень. Обведите только то, что могло быть во времена Древней Руси. Программный уровень. Напишите или нарисуйте не менее двух предметов, которые могли быть во времена Древней Руси. 2. Необходимый уровень. Обведите памятники культуры. Программный уровень. Напишите, какие ещё памятники культуры вы знаете. ___________________________________________
В.2. 1. Необходимый уровень. Обведите только то, что могло быть во времена Древней Руси. Программный уровень. Напишите или нарисуйте не менее двух предметов, которые могли быть во времена Древней Руси. 2. . Необходимый уровень. Обведите памятники культуры. Программный уровень. Напишите, какие ещё памятники культуры вы знаете. _____________________________________________ | Познавательные УУД: Перерабатывают полученную информацию, делают выводы. Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме. |
III. | Постановка проблемы и решение проблемного вопроса. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - организовать работу по осмыслению обучающимися возникшей трудности при выполнении задания, - организовать работу, направленную на решение учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и обсудить проект решения учебной задачи. Методы организации работы: словесные, практические. Методы стимулирования: похвала | Вот так выглядели города Древней Руси. Слайд 2. – Какие памятники культуры могли остаться от времен Древней Руси? (Дома, книги, украшения, иконы и т.д.) От времен Древней Руси могло остаться много памятников культуры. Слайд 3 – Осматривая сегодня Киев, Муром, Рязань и другие древние русские города, мы не увидим в них ни одного старинного жилого дома, лишь кое-где сохранившиеся храмы и остатки крепостных стен. До нас также почти не дошло ни ремесленных изделий, ни книг, ни дорогих украшений той поры. От времен Древней Руси памятников культуры осталось очень мало. –Какое вы заметили противоречие? (Памятников культуры должно было остаться много, а осталось мало!) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют вопрос (проблему) урока: Почему так мало памятников культуры дошло до нас со времен Древней Руси? | Познавательные УУД: Перерабатывают полученную информацию, делают выводы. Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме. |
IV. | Формулирование темы и постановка целей урока. Цель, которую учитель хочет достичь: озвучить тему, уточнить цель урока, обеспечить понимание обучающимися целей урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить и сформулировать (с помощью учителя) цель урока. . | – Герои нашей книги Анюта и Илюша побывали во Владимире и посетили музей, расположенный в башне Золотых ворот. Слайд 4 И вот, что они узнали от экскурсовода. Прочитайте текст в учебнике на странице. 42. Как вы понимаете слово «погибель»? (беда, с которой не справиться) Известно ли вам из слов летописца, что стало «погибелью» для Древней Руси? Какой возникает вопрос? (С какими бедами не смогли справиться жители Древней Руси?) И на этот вопрос мы должны с вами сегодня найти ответ. Слайд 5 Тема нашего урока – «Слово о погибели Русской земли». Можно ли набеги половцев и события на северо-западе Руси назвать «погибелью»? Обратимся к таблице, которая была составлена на предыдущем уроке. Враги Древней Руси Откуда шла опасность | Кто нападал на Русь | С какой целью | Итоги нападений | С юга, со стороны степей | Степняки-кочевники (половцы) | Разграбление богатых русских городов | Кочевники совершали набеги (грабили города, уводили пленных, но затем возвращались на свои земли). | С северо-запада | Европейские рыцари | Завоевание Русских земель | Ледовое побоище – победа русских воинов | | | | | (Скорее всего, нет, так как завоевания всего государства не было – это видно по таблице, созданной на прошлом уроке). – Что же случилось с Древней Русью? Поищем ответ на реке времени. Слайд 6. Какое событие произошло в XIII веке? (нашествие Батыя.). Что происходит с рекой? (Она делает крутой поворот) О чём это говорит? (Русь не справилась с нашествием Батыя. Это видно по тому, как круто изменила река направление русла). До этого Русь успешно справлялась с другими врагами. Возможно, какие-то беды ослабили её. Заполним таблицу «Знаем – не знаем»: Слайд 7 Что мы знаем | Что мы не знаем | До наших времен дошли только каменные постройки. Деревянные постройки не сохранились (разрушились от времени, сгорели от пожаров). Виновниками пожаров могли быть сами жители или завоеватели, напавшие на город. Ни кочевники, ни европейские рыцари не завоевали Русь. | Какие беды ослабили Древнюю Русь? Какие враги погубили, завоевали русское государство? Куда исчезли памятники древней культуры? | – Составим план урока на основе второго столбца таблицы. План. 1.Какие беды ослабили Древнюю Русь? 2.Какие враги погубили, завоевали русское государство? 3.Куда исчезли памятники древней культуры? – Что мы сейчас с вами делали? (Составили план урока - планировали нашу деятельность.) | Регулятивные УУД высказывают своё предположение на основе своих знаний; прогнозируют предстоящую работу (составляют план); |
V. | Совместное открытие новых знаний. Поиск решения проблемы. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала, - организовать работу в парах, в группах; -побуждать обучающихся к высказыванию своего мнения. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -работая с источниками информации выяснить, что ослабило Древнюю Русь, почему удалось монголо-татарам завоевать Древнерусское государство, куда исчезли памятники древней культуры. Методы организации работы: словесные. Методы учебной работы по применению знаний: работа с учебником, учебный диалог, работа с картой. | Работа в учебнике. 1. Новые беды Руси XII–XIII веков. –Вернитесь к карте «Русь и соседи в IX–XI веках» (тема 5, стр. 30). Докажите, что Древняя Русь была государством. (Мы видим единую территорию, закрашенную одним цветом, есть границы, столица, в которой находилось правительство.) Работа в парах: Ученики первого варианта оставляют учебник открытым на странице 30, ученики второго варианта открывают на странице 43. – Сравните карту «Русь и соседи в IX–XI веках» с картой «Древнерусское государство в XIII веке». В чем разница? Слайд 8 (При сравнении карты единого Древнерусского государства XI века и карты русских земель XIII в. учащиеся отмечают, что одна и та же территория с названием Русь на первой карте закрашена одним цветом, а на второй – разными цветами. Это говорит о том, что единое государство распалось на несколько отдельных, в каждом из которых – своя столица, свое правительство, своя армия.) – Рассмотрите рисунок. Слайд 9. Что вы видите на этом рисунке? В какой стране находятся города, из которых пришли два этих войска? Что они собираются делать? Какое это имеет значение для страны? Прочитайте текст на странице 43. Какая беда обрушилась на Древнюю Русь? (князья враждовали между собой) К чему могла привести эта вражда? (Не смогли защитить от врагов страну) Вывод: распри между князьями привели к разобщению, а затем и к разорению русских земель самими же жителями Руси. Кроме того, раздробленность отразилась на обороноспособности Руси, так как князья не помогали друг другу в отражении внешней опасности. На какой вопрос нашего плана мы нашли ответ? (Какие беды ослабили Древнюю Русь?) Как мы на него ответим? (вражда между князьями) Посмотрите на карту на странице 43. Что обозначают стрелки на карте? (Нападение монголов.) Значит, монголо-татарское нашествие стало причиной «погибели» Руси. А сейчас вы будете работать с информацией по группам. Работа в группах. 1 группа: Прочитайте фрагмент в учебнике «Пришла беда горше прежних бед». Найдите ответы на вопросы: В каком году началось монгольское нашествие на Древнюю Русь? Кто возглавлял монгольское войско? Почему русские княжества не смогли отразить натиска врага? | 2 группа: Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы: 1.Что вы узнали о жизни и занятии монголо-татар? 2.Как были вооружены монгольские воины? 3.Почему им удалось завоевать многие государства? | Монголо-татары кочевали в степях Средней Азии. У них не было ни городов, ни посёлков. Они пасли огромные стада верблюдов, овец. Погрузив на повозки юрты, кочевники перегоняли стада на новые пастбища. Монголо-татары были ловкими наездниками, меткими стрелками из лука. Этим искусством хорошо владели и женщины. Даже дети 3-4 лет умели ездить верхом исстрелять из лука. Каждый монгол был воином - каждый воин был вооружён луком, колчаном со стрелами, боевым топором. Для осады и штурма городов и крепостей использовали тараны, орудия для метения камней, применяли также зажигательные снаряды – глиняные сосуды с нефтью и стрелы, обмотанные паклей, пропитанной смолой или нефтью. Во главе монголо-татарского войска стояли хан (царь). В войске поддерживались суровый порядок и железная дисциплина. Если с поля боя бежал десяток воинов, то казнили сотню. Если из десятка воинов один попадал в плен, а другие его не выручили, то казнили весь десяток. | 3 группа: Используя текст расскажите о героической борьбе русского народа против монголо-татар. | Первой встретила врага Рязань. Рязанский князь просил о помощи других русских князей. Но помощь не пришла. Князья враждовали между собой, и каждый из них надеялся, что беда пройдёт мимо его княжества. Предводитель вражеского войска потребовал сдать город. Рязанцы ответили: «Когда нас всех не будет, тогда всё будет ваше». Штурм не прекращался ни днём, ни ночью. Но рязанцы упорно защищали свой город. Женщины становились на место мужчин, павших в бою. На штурм шли всё новые и новые отряды завоевателей. Ворвавшись в город, враги поджигали дома, убивали оставшихся в живых стариков, женщин, детей. Город превратился в груду пылающих развалин. Вслед за Рязанью были взяты Киев, Смоленск, Владимир. Войско хана Батыя двигалась по Руси, оставляя пожарища и развалины. Четыре долгих года шла борьба Руси с захватчиками. Везде русские люди ожесточённо сопротивлялись врагам. Русь была разорена и оказалась под властью завоевателей. | | Познавательные УУД: Перерабатывают полученную информацию, делают выводы. Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме. Личностные результаты: выказывают своё отношение к событиям, выражают свои эмоции, оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
| Физминутка Цель - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и эмоциональная разрядка. | Острый меч да быстрый конь, Лук и стрелы. По дороге скачет он – Воин смелый. Перед ним лежит весь мир- Путь единый. Настоящий богатырь как с картины. Вот кто нужен был в это время стране – сильный, смелый защитник. Чтобы вырасти настоящими богатырями, надо с детства заниматься спортом. Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками, Разминаем наши плечи, Руки движутся навстречу. Руки в боки. Улыбнись! Вправо-влево наклонись. Приседанья начинай, Не спеши, не отставай. А в конце – ходьба на месте, Это всем давно известно. | |
| Продолжение совместного открытия новых знаний, поиска решения проблемы. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала, - организовать работу в парах, в группах; -побуждать обучающихся к высказыванию своего мнения. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -работая с источниками информации выяснить, что ослабило Древнюю Русь, почему удалось монголо-татарам завоевать Древнерусское государство, куда исчезли памятники древней культуры. Методы организации работы: словесные. Методы учебной работы по применению знаний: работа с учебником, учебный диалог. | Отчёт групп. Представители каждой группы излагают новую информацию. Во время ответа 1 группы – Слайд 10, во время ответа 3 группы - Слайд 11 Работа в парах. Теперь вернёмся к таблице «Враги Древней Руси», созданной на прошлом уроке, но не законченной. Заполните таблицу. Враги Древней Руси Откуда шла опасность | Кто нападал на Русь | С какой целью | Итоги нападений | С юга, со стороны степей | Степняки-кочевники (половцы) | Разграбление богатых русских городов | Кочевники совершали набеги (грабили города, уводили пленных, но затем возвращались на свои земли). | С северо-запада | Европейские рыцари | Завоевание Русских земель | Ледовое побоище – победа русских воинов | С востока, от границ Китая | Монголы | Покорение русских земель | Русь оказалась под властью завоевателей | Вывод: войска монгольских ханов разорили и погубили Древнюю Русь. - Самоотверженная, героическая борьба русского народа ослабила силы монголо-татар и они не пошли на завоевание стран Европы. Русь спасла Европу от страшного нашествия. На какой вопрос нашего плана мы нашли ответ? (Какие враги погубили, завоевали русское государство?) 2. Золотая Орда. Работа по учебнику. –Какое государство образовали монголы к востоку от русских земель? (В легенде карты обозначено государство Золотая Орда.) Слайд 12 – Проверьте свое предположение по тексту «Новое государство на просторах России». (Ученики читают текст, подтверждают, что на землях современной России (к востоку от Древней Руси) образовалось государство Золотая Орда). – Как изменилась жизнь русского народа? (уплата дани, жителей угоняли в Золотую Орду) - Как вы думаете, что в виде дани поступало в Орду? (Продукты питания, изделия ремесленников и ювелиров, добыча охотников и рыболовов.) - Куда в XIII–XV веках со всей Руси пропали лучшие ткани, изделия ремесленников и ювелиров? (Многое погибло во время набегов, было увезено в Орду в виде дани.) Лучших русских мастеров ордынцы угнали в плен, заставили работать на себя. После монгольского ига многие ремесла на Руси были утрачены. Русские люди заново учились строить большие каменные здания, изготавливать стекло и эмаль, ковать булат. Некоторые изделия древних мастеров не удается повторить даже сейчас. - На все ли вопросы были найдены ответы? Что мы ответим? Слайд 13. | |
VI. | Первичное осмысление и закрепление. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -создать условия для закрепления основных понятий, последовательности событий; - выявить пробелы первичного осмысления изучаемого материала; - развивать способность давать адекватную самооценку. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: - закрепить основные понятия, последовательность событий. Методы учебной работы по применению знаний: работа с рабочей тетрадью, учебный диалог. Методы проверки знаний, умений и навыков: индивидуальный, фронтальный опрос. Методы стимулирования: похвала Метод оценивания: самооценка. | Работа в рабочей тетради. - Закрепим свои знания, выполнив задания в тетради. Задания № 2 стр.16 - работа в парах. Информацию, по которой составлен кроссворд, вы найдёте на странице 47. Проверка - Слайд14, Задание № 3 - работа индивидуальная. В ходе проверки - Слайд 14. После проверки индивидуального задания задаются вопросы ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: -ориентируются в учебнике и рабочей тетради; -оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
VII. | Итог урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: обеспечить обобщение изучаемого материала | Что мы хотели сегодня выяснить? Слайд 15. (Почему так мало памятников культуры дошло до нас со времён Древней Руси?) Какой вы можете дать ответ? Сравните свой ответ с авторским. Почему тема называется «Слово о погибели земли русской»? Как вы считаете, можно ли было по другому противостоять захватчикам? (бороться не в одиночку каждому княжеству, а забыть свои распри и объединить силы перед лицом опасности) Какие слова могут стать ключевыми к теме нашего урока? (хан, Золотая орда, борьба, дань, ислам, карточки со словами вынести на доску) | Личностные результаты: выказывают своё отношение к событиям, выражают свои эмоции, оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные: -оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
VIII | Рефлексия. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать осознанию обучающимися своей УД, самооценки результатов деятельности. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознание обучающимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности . | А сейчас возьмите листочки для самооценки и проанализируйте свою работу. Вы согласны с утверждением – ставите «+», не согласны – «-», не уверены – «?» Я знаю, когда началось нашествие монголо-татар. | | Я могу объяснить причину, по которой русские княжества не смогли отразить натиска монголо-татар. | | Я могу рассказать о героической борьбе русского народа с монголо-татарскими захватчиками. | | Я могу объяснить, почему от времен Древней Руси памятников культуры осталось очень мало. | | Я хорошо отвечал (отвечала) на уроке? | | Я активно работал (работала) на уроке? | | У меня всё получилось? | | Я помогал (помогала) своим товарищам? | | | Регулятивные: -оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
IХ. | Домашнее задание. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: дать комментарии по выполнению домашнего задания. | Обязательное задание: читать и отвечать на вопросы стр. 42-46 Творческое задание: напиши послание древнерусским князьям, описав в нем беды, пришедшие на Русь в результате раздробленности государства. |
|