Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии. Тема: Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамья.»
Тема: Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование.
Изделие: стол и скамья.
Задачи:
Закреплять умение конструирования из бумаги; соблюдать последовательность технологических операций;
Развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы;
Воспитывать интерес к истории русского быта.
Планируемые результаты:
уметь планировать свою работу, конструировать из бумаги, оценивать собственную работу.
Основные термины и понятия: конструирование.
Оборудование: рисунки с изображением избы, внутренним убранством избы, запись плана работы ( на доске), рабочая тетрадь, картон, ножницы, цветная бумага, клей, конверты с шаблонами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
-Откройте души и сердца,
Скажите тёплые слова.
Друг другу улыбнитесь,
Добрее стать стремитесь!
II.Актуализация знаний.
(1 ученица читает стихотворение)
«Терем, терем, теремок,
Он затейлив невысок.
В нём окошки слюдяные,
В нём наличники резные,
А на крыше -петушки,
Золотые гребешки.
А в перилах, на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки.
И раскрасил от руки.
В терему - резные двери,
На дверях цветы и звери».
-О чём это стихотворение?
-Что такое терем?
-В Древней Руси высокий богатый дом.
-А как назывались крестьянские дома? (Изба)
-Что вы знаете о крестьянских избах?
-Из какого строительного материала строились эти дома?
-Крестьяне строили дома из дерева, из сосны или ели.
-Главным символом жилища были - красный угол и печь. В красном углу (т.е. на самом видном месте) висела икона. Когда в дом входил гость, прежде всего он искал глазами икону, крестился, а потом уж здоровался с хозяином.
-Большое место в доме занимала печь. А для чего она служила?
-Печка в русской избе и кормила, и согревала. Недаром её в сказках величали «печка-матушка». У богатых людей печь была с трубой. А у бедных- дымовой. Трубы не было. Дым стоял под потолком, выходил через маленькое оконце.
-Окошки затягивали слюдой (слоистый прозрачный материал) или бычьим пузырём (высушенный желудок быка). Слюду красили в разные цвета, чтобы в комнате было наряднее. Так что даже днём в доме было темно.
-А чем освещали избу в тёмное время суток?
-Избы освещали лучинами (тонкая длинная щепка из сухого полена). Лучины вставляли в светцы (подставка для лучины)или просто в щель между брёвнами. А чтобы искра от лучины не попала на деревянный пол или стол, под лучину обязательно ставили корыто или миску с водой.
Иногда хозяйка брала лучину в зубы и ходила так по дому, освещая себе дорогу.
III.Постановка цели и задач урока.
-А сейчас, давайте поиграем.
Соедините слоги, чтобы получились слова и разгадаем ребус.( бель, ме; мей, ска, ка, ребус( 100л).
-Найдите слово, которое является общим для двух других слов.
-Чем мы будем сегодня заниматься?
-Мы будем конструировать из бумаги мебель.
-Что значит конструировать?
-Создавать, строить.
-Какую учебную задачу поставим?
-Собрать стол и скамью.
IV.Работа над новым материалом.
1.Беседа.
-Знаете, какая мебель считалась в доме издревле самой необходимой?
-Стол.
-Обеденный стол в избе имел весьма внушительные размеры, всегда был рассчитан на большую семью. Мастера тщательно обрабатывали крышку стола. Делали её из качественной древесины, не имеющей сучка, и добивались идеально гладкой поверхности. Обычно придавали ей прямоугольную форму.
Нельзя было сидеть на столе, стучать по столу, класть на него шапку, снятую с головы, а то в избе заведётся нечисть, злой дух.
-За обеденным столом, вдоль стен закреплялись лавки. Их мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. Скамья была основным видом опорной мебели в крестьянском жилище вплоть до XIX века, пока в избе не появились стулья. Часто можно было встретить в избе скамью с перекидной спинкой.
2.Рассматривание и анализ образца.
Учитель показывает образец стола и скамьи, выполненных из картона.
-Скажите, из какого материала сделаны стол и скамья?
-Из каких деталей состоит стол? (Столешница, ножки).
-Какую форму имеет крышка стола?
-Из каких деталей состоит скамья? (Из сидения и ножек).
-Какую форму имеет сидение скамьи? (Прямоугольную)