Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира "Товарищество и дружба"»
Открытый урок по познанию мира
Дата: 10.03.2015 г.
Тема: «Товарищество и дружба»
Цель: создать условия дляформирования представления о дружбе и товариществе как о важнейшей нравственной ценности, дать возможность детям учится дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.
Задачи:
Дать понятие о дружбе и товариществе
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию речи и мыслительной деятельности
учащихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать);
Развивать коммуникативные умения, умение работать индивидуально и коллективно:
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, карточки с пословицами.
Ожидаемый результат: повышение сплоченности класса, развитие важных положительных качеств у каждого.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Здравствуйте мои друзья
Всех вас рада видеть я.
Актуализация знаний
Чтобы определить тему нашего урока хочу предложить вам посмотреть отрывок из мультфильма «Бременские музыканты».
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (О дружбе)
Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего урока «Товарищество и дружба» и сегодня мы с вами поговорим, что такое дружба и товарищество, каким должен быть настоящий друг, поработаем с пословицами и попробуем сформулировать правила дружбы.
Беседа.
1. Беседа о дружбе.
- Подумайте и скажите, что такое дружба? (Ответы детей).
А вот как даётся определение дружбы в словаре Сергея Ивановича
Ожегова:
- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2.Задание: а теперь я предлагаю вашему вниманию притчу.
Чтение притчи
Притча
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, и было у него много друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро пришел хозяин в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге…».
Как вы думаете, чем закончится притча?
«Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли к нему на помощь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье».
Вопросы классу:
1. Как поступили друзья?
«Народная мудрость»
Старый друг лучше новых двух.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друзей-то много, да друга нет.
Лучше вода у друга, чем мед у врага.
Друзья познаются в беде.
Не мил и свет, когда друга нет.
2. Есть ли здесь пословицы, которые подходят к этой притче? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; Друзья познаются в беде).
Учитель: Конечно, в трудные минуты нам нужен человек, на которого мы могли бы положиться.
Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Беседа
1. А теперь мы с вами выясним, что такое товарищество.
Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
- Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товарищество». (Дружба – это близкие отношения между людьми, а товарищество - это взаимные отношения между группой людей). Дружба – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много. Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более если они вместе делают общее дело, но если люди безразличны друг к другу, безучастны, то значит, они не знают товарищества. Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами.
Работа по учебнику
Читаем текс на стр.10
- О чем говорится в тексте?
Физкультминутка
Конкурс «Вежливые слова»
- Дружба без вежливых слов, это не дружба. Проверим, знаете ли вы вежливые слова? Вы должны закончить фразу вежливым словом.
1.Растает ледяная глыба От слова тёплого…(спасибо)
2.Зеленеет старый пень, Когда услышит…(добрый день)
3.Если больше есть не в силах, Скажем маме мы…(спасибо)
4.Когда нас бранят за шалости Говорим…(простите, пожалуйста)
5.И во Франции, и в Дании На прощанье говорят…(до свидания)
6.Встретил Витю я, соседа, Встреча грустная была Налетел он, как торпеда Налетел из-за угла. Но представьте, зря от Вити Ждал я слова…(извините)
7.Дед про внучку говорил: - Экая досада – Я портфель ей подарил, Вижу – очень рада! Ну, нельзя ж молчать, как рыба, Ну, сказала бы…(спасибо)
8.Катя знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех, Это слово ходит следом, Это слово говорят, Если вас благодарят…(спасибо)
Итог: Ребята! Твердите С утра по словарю: Спасибо извините, Позвольте, разрешите
Работа в группах
Игра «Собери пословицу и объясни смысл».
Раздаю карточки с пословицами, необходимо собрать их и объяснить смысл
1 группа.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Без беды друга не узнаешь. Сам пропадай, а товарища выручай.
2 группа.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово.
Расстояние дружбе не мешает.
Работа по карточкам
Ребята, вам даны карточки со словами. Давайте разобьем эти слова на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
- Представьте, что вы выполняли бы это задание в одиночку. Смогли бы вы так быстро и хорошо справиться без помощи и поддержки?
- Что важнее, работать вместе и сообща или врозь?
- Это очень важно знать, что у тебя есть друзья, и они всегда тебе помогут. И ты им должен ответить тем же.
Именно дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Мы привыкли, что вы учите стихи, правила, таблицы. Согласны ли вы со мной, что надо учиться дружить?
Чтобы найти друзей, а потом еще их и сохранить, наверное, надо вести себя соответственно.
Предлагаю попробовать составить «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.(Ребята в группах составляют правила дружбы)
Итог урока
О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Чем занимались?
- Что вы для себя усвоили?
Рефлексия
«Светофор»
- На столах у вас лежат кружочки трех цветов. Если вы на уроке сегодня ничего не поняли и урок вам не понравился, то поднимите красный цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравился урок – желтый. Если на уроке вы все поняли, во всем разобрались и урок понравился -зеленый.
Домашнее задание
Стр. 12 читать и отвечать на вопросы.
Оценивание
- Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг, другу в трудную минуту. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и доброго кота Леопольда: