- И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени. Игра «Найди правильный ответ» - Как стал именовать себя правитель Московского государства? (Великий государь) - Как был прозван князь Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? (Донской) Слайд 1. - Как звали ордынского воина и русского богатыря, которые сразились в поединке перед Куликовской битвой? (Пересвет и Челубей) - Как выглядел герб России? (Двуглавый орел) Слайд 2. - Кто был основателем Троицкого монастыря? (Сергий Радонежский) - Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (Андрей Рублев) Слайд 3. - Какие времена начались с объединения русских земель под властью Москвы? (Времена Московского государства) - Молодцы! - Так было завершено великое дело объединения Руси. Сбылось то, о чем мечтали Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ради чего русские люди вышли на Куликово поле под знаменем Дмитрия Донского. Так возникло новое Московское государство. - А теперь давайте перенесёмся на 500 лет назад, во времена, когда о чудесах современных и слыхом не слыхали. - Рассмотрите избу, её убранство. Слайд 4. -Что вы видите? Опишите, как выглядит изба внутри. (На стене развешены лапти, пучки сушёных трав. Вместо электрических лампочек использованы горящие щепочки - лучины. Много места занимает печь, которая отапливала избу и служила для приготовления пищи.) - Жилось людям трудно, но они не унывали. Если избу строить, то не просто так, а чтобы любо-дорого было: крышу коньком украсить, окна - наличниками резными. Ведь изба символ семейного очага, основательности, прочности. - Если работа трудная, то с песней её делами, да такой, что заслушаться можно! - А мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах. До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Вы должны составить из слов пословицы и объяснить их смысл. 1 группа: Молодец против овец, а против молодца и сам овца. (О человеке, который самоуверенно ведёт себя среди слабых, но в действительности совсем не силён) 2 группа: Мал золотник, да дорог.(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам). 3 группа: Не всяк умён, кто в красное наряжён. (Встречают по одёжке, а провожают по уму). 4 группа: Криво дерево, да яблоки сладки. (Не суди человека по внешности, но суди по делам его) -Чему посвящены все эти пословицы? Чему они нас учат? (Трудолюбию. Смелости. Противостоянию неудачам. Доброте. Побуждению быть умным. Борьбе со злом, отрицательными качествами.) Вывод: “Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью”. 1 3 4 5 6 1 2 31 3 - А что за люди тогда жили? - Кто из вас знает? - Сегодня на уроке мы узнаем, какие люди жили на земле Московского государства. Сформулируйте тему урока. (Земля и люди Московского государства) Слайд 5. - Сформулируйте учебные задачи урока: Слайд 6. - познакомиться с жизнью и бытом людей Московского государства; - выяснить отличия людей Московского государства; - продолжить работу по составлению словаря устаревших слов. - Прочитайте текст на с. 52 учебника. -Что устроил у себя в избе лесник? -Какую мысль высказал Илюша? -Согласился ли с ним лесник? - Какое противоречие вы заметили в разговоре Илюши с лесником? (Лесник считает, что жизнь людей Московского государства похожа на жизнь современных людей, а Илюша считает, что не похожа.) - Сформулируйте проблемный вопрос. (Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей?). Слайд 7. 1 2 3 4 5 1 2 3 – Мы говорим о Московском государстве. Что такое государство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.) -Что должно быть у каждой страны? (Территория с границами.) -Значит, начнём сравнение Московской Руси с современной Россией с размера территории.С этой целью мы с вами все данные будем заносить в таблицу. – Посмотрите на карту Московского государства на с. 53. Что обозначают надписи красного цвета? (Это названия народов.) - Значит, нам надо сравнить, какие народы жили в XVI–XVIIвеках и какие живут сейчас. – Что необходимо людям для жизни и в старину, и сейчас? (Дома, одежда и т.д.) - Откуда люди это берут? (Делают сами, покупают.) - В таблицу внесём такие основания для сравнения: дома, одежда, транспорт; занятия и профессии; достижения. Признаки | Россия XVI-XVII веков и ее жители | Россия начала XXI века и ее жители | Размер территории | | | Народы | | | Дома, одежда, транспорт | | | Занятия и профессии людей | | | Достижеия | | | | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |