kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Земля и люди Московского государства. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Земля и люди Московского государства конспект урока по окружающему миру. Программа школа 2100.                                                                                                                                                                                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Земля и люди Московского государства. "»

Окружающий мир


Тема: Земля и люди Московского государства. Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели и задачи урока:
Предметные:
1. Познакомить учеников с жизнью и бытом Московского государства.
2. Познакомить учеников с жизнью земли Коми в 16 - 17 веке.
3. Отработать навыки работы с текстом, умение находить главное, существенное.
Метапредметные:
Познавательные УУД;
- ставить и формулировать проблему;
- анализировать информацию учебника;
- делать выводы, обобщать знания, выделять главное, анализировать и синтезировать материал;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-запись, фиксация информации об окружающем мире,
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные УУД:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные УУД:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в групповой деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные УУД:
- сформированность познавательных мотивов - интерес к новому;
- стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений;
- чувство патриотизма и гордости за свою страну. Технология: проблемно- диалогическая. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.



Оборудование:учебник: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов «Окружающий мир. Мое Отечество», Д. Д. Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова«Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Мое Отечество», медиапроектор, компьютерная презентация, карточки-задания для групповой работы, рисунки представителей разных общественных групп: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний.


















































II. Постановка учебной проблемы.



















ΙΙI. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.












- И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени.

Игра «Найди правильный ответ»

- Как стал именовать себя правитель Московского государства? (Великий государь)

- Как был прозван князь Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? (Донской) Слайд 1.

- Как звали ордынского воина и русского богатыря, которые сразились в поединке перед Куликовской битвой? (Пересвет и Челубей)

- Как выглядел герб России? (Двуглавый орел) Слайд 2.

- Кто был основателем Троицкого монастыря? (Сергий Радонежский)

- Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (Андрей Рублев) Слайд 3.

- Какие времена начались с объединения русских земель под властью Москвы? (Времена Московского государства)

- Молодцы!

- Так было завершено великое дело объединения Руси. Сбылось то, о чем мечтали Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ради чего русские люди вышли на Куликово поле под знаменем Дмитрия Донского. Так возникло новое Московское государство.

- А теперь давайте перенесёмся на 500 лет назад, во времена, когда о чудесах современных и слыхом не слыхали.

- Рассмотрите избу, её убранство. Слайд 4.

-Что вы видите? Опишите, как выглядит изба внутри. (На стене развешены лапти, пучки сушёных трав. Вместо электрических лампочек использованы горящие щепочки - лучины. Много места занимает печь, которая отапливала избу и служила для приготовления пищи.)

- Жилось людям трудно, но они не унывали. Если избу строить, то не просто так, а чтобы любо-дорого было: крышу коньком украсить, окна - наличниками резными. Ведь изба символ семейного очага, основательности, прочности.

- Если работа трудная, то с песней её делами, да такой, что заслушаться можно!

- А мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах.

До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Вы должны составить из слов пословицы и объяснить их смысл. 

1 группа: Молодец против овец, а против молодца и сам овца. (О человеке, который самоуверенно ведёт себя среди слабых, но в действительности совсем не силён)

2 группаМал золотник, да дорог.(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам).

3 группаНе всяк умён, кто в красное наряжён. (Встречают по одёжке, а провожают по уму).

4 группаКриво дерево, да яблоки сладки. (Не суди человека по внешности, но суди по делам его)

-Чему посвящены все эти пословицы? Чему они нас учат? (Трудолюбию. Смелости. Противостоянию неудачам. Доброте. Побуждению быть умным. Борьбе со злом, отрицательными качествами.)


Вывод: “Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью”.


1 3 4 5 6 1 2 31 3


- А что за люди тогда жили?

- Кто из вас знает?


- Сегодня на уроке мы узнаем, какие люди жили на земле Московского государства. Сформулируйте тему урока. (Земля и люди Московского государства) Слайд 5.

- Сформулируйте учебные задачи урока: Слайд 6.

- познакомиться с жизнью и бытом людей Московского государства;

- выяснить отличия людей Московского государства;

- продолжить работу по составлению словаря устаревших слов.

- Прочитайте текст на с. 52 учебника.

-Что устроил у себя в избе лесник?

-Какую мысль высказал Илюша?

-Согласился ли с ним лесник?

- Какое противоречие вы заметили в разговоре Илюши с лесником? (Лесник считает, что жизнь людей Московского государства похожа на жизнь современных людей, а Илюша считает, что не похожа.)

- Сформулируйте проблемный вопрос. (Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей?). Слайд 7.

1 2 3 4 5 1 2 3


– Мы говорим о Московском государстве. Что такое государство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.)

-Что должно быть у каждой страны? (Территория с границами.)

-Значит, начнём сравнение Московской Руси с современной Россией с размера территории.С этой целью мы с вами все данные будем заносить в таблицу.

– Посмотрите на карту Московского государства на с. 53. Что обозначают надписи красного цвета? (Это названия народов.)

- Значит, нам надо сравнить, какие народы жили в XVI–XVIIвеках и какие живут сейчас.

– Что необходимо людям для жизни и в старину, и сейчас? (Дома, одежда и т.д.)

- Откуда люди это берут? (Делают сами, покупают.)

- В таблицу внесём такие основания для сравнения: дома, одежда, транспорт; занятия и профессии; достижения.


Признаки

Россия XVI-XVII веков и ее жители

Россия начала XXI века и ее жители

Размер территории



Народы



Дома, одежда, транспорт



Занятия и профес­сии людей



Достижеия




Познавательные УУД


1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.


2. Представлять информацию в виде схемы.


3. Выявлять сущность, особенности объектов.


4. На основе анализа объектов делать выводы.


5. Обобщать и классифицировать по признакам.


6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



Коммуникативные УУД


1.Развиваем умение слушать и понимать других.


2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


3. Оформлять свои мысли в устной форме.


4.Умение работать в паре и в группах.



Регулятивные УУД


1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.


2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).


4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,выражать свои эмоции.


2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Работа в группах.























IV. Физминутка



ΙΙI. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы. Работа в группах(продолжение работы).























































Работа со словарём устаревших слов.







1. Работа в учебнике.

1-я группа.

–Рассмотрите карту на с. 53 учебника и ответьте на вопросы:

–Какую территорию занимала Россия в XVI–XVII веках?

–Какие народы жили в России того времени?

–К каким морям Россия имела выходы?

–Сравните карту России XVI–XVII веков с картой современной России (на с. 111):

–Что осталось без изменений?

–Что изменилось?

– Сделайте выводы, кратко запишите их таблицу в строки «Размер территории» и «Народы».

- Выпишите на отдельный лист устаревшие слова из текста (если такие встретились), выясните их значение.

2-я группа.

–На рисунках на с. 54 рассмотрите, как выглядели дома, одежда, средства передвижения людей периода Московского государства.

–Чьими руками было сделано всё, что окружало людей того времени?

-Сравните дома, одежду и другие предметы быта XVI–XVII веков с тем, что окружает современного человека. Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся?

-Сделайте выводы, кратко запишите их таблицу в строку «Дома, одежда, транспорт».

- Выпишите на отдельный лист устаревшие слова из текста (если такие встретились), выясните их значение.


По выбору учителя.

3-я группа (к заданию следует приложить: 1. Лист с незаполненной схемой, разделённого по ширине на две части. Левая часть подписана «Знатные», правая – «Незнатные». 2. Рисунки на карточках: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец).

– Прочитайте текст на с. 52–56 от слов «В Московском государстве большинство людей жило в деревнях и селах» до слов «был на Красной площади и книжный ряд».

- С помощью текста и иллюстраций к нему подберите названия к рисункам на карточках, поместите их в таблицу, распределяя на «знатных» и «незнатных».

- Сравните занятия и профессии людей Московского государства с занятиями и профессиями людей современной России:

–Все ли занятия и профессии сохранились до наших времен?

–Перечислите несколько современных занятий и профессий, которых не могло быть в Московской Руси.

–Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Занятия и профессии людей».

- Выпишите на отдельный лист устаревшие слова из текста (если такие встретились), выясните их значение.


4-я группа.

– Прочитайте текст на с. 55–56 учебника – от слов «Самым большим городом…» до слов «…географические карты». Внимательно рассмотрите рисунки к тексту. Выполните задания:

–О каких достижениях и изобретениях людей периода Московского государства можно рассказать, пользуясь текстом и рисунками?

–Предположите, какими техническими приспособлениями воспользовались бы современные люди для выполнения той же работы, что делали люди Московского государства?

-Сделайте выводы о достижениях и возможностях людей Московского государства и людей современной России. Кратко запишите их таблицу в строку «Достижения».

- Выпишите на отдельный лист устаревшие слова из текста (если такие встретились), выясните их значение.

1 2 3 1 2 3 1 2 3 42 6


После подготовки представители групп отчитываются по заданиям. Слайды 8 – 13.

К концу урока должно получиться следующая таблица: Слайд 14.


Признаки

Россия XVI-XVII веков и ее жители

Россия начала XXI века и ее жители

Размер территории

По сравнению с Древней Русью, территория увеличилась в не­сколько раз.

Размер территории почти не изменился. Отделилась небольшая территория на юго- западе, добавилась на Дальнем Востоке, есть выходы к Черному и Балтийскому морям.

Народы

Россию населяли множество на­родов.

Множество народов продолжают жить на территории Poccии.

Дома, одежда, транспорт

Предметы быта изготавлива­лись вручную — самими кресть­янами, ремесленниками. Дома и одежда знатных и незнатных людей сильно отличались.

Сейчас многое изготавливается на фабриках и заводах. Дома, одежда изменились. Деления знатных и незнатных сейчас нет, люди могут купить или построить то, что им подходит.

Занятия и профес­сии людей

Знатные:

Великий государь бояре дворяне

Незнатные крестьяне ремесленники

купцы стрельцы

Многие профессии и занятия исчезли, но появилось и много новых. Деления на знатных и незнатных сейчас не существует.

Достижения

Можно отметить сложные пост­ройки, изготовление пушек, книгопечатание, умение состав­лять карты. Возможностей бы­ло немного (низкий уровень на­уки и техники), а достижения значительные.

Современные людиДобиваются значительных успехов, но и возможностей сегодня гораздо больше (компьютеры, космические технологии и т.д.).

- Как вы думаете, почему у вас на столах находится словари?


Лучина– свеча, настольная лампа, спичка, зажигалка

Ремесленник – рабочий

Ремесло – профессия

Купец – торговец

Стрелец – солдат

3 1 41 31 4 5 6












V. Самостоятельное применение знаний.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?(Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей России?)

–Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Вывод. Слайд 15.

Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что во времена Московского государства уровень науки и техники был гораздо ниже современного, но это не мешало людям добиваться значительных результатов во всех сферах жизнедеятельности. Современное общество во многом отличается от прежнего, но в людях по-прежнему ценится мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства.


Вопросы для формирования алгоритма самооценки

– Что нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

31 2 41 32 4 5



. Домашнее задание.

Слайд 16.

1. Рабочая тетрадь с.22. Задания №3, № 4.

2. Продолжить составление словаря редко употребляемых слов.




VII. Итог урока.

– Чему научились?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

1 4






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Земля и люди Московского государства. "

Автор: Венедиктова Наталья Николаевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства