ознакомить с телами и их составом; проверить знания по изученной теме; создание условия для восприятия материала.
-для опыта (у учителя и каждого ученика) стакан и чайная ложка, кусочек сахара, гайка, мяч резиновый, вода. На группу детей - лист с тест - кроссвордом. Карточка с заданием на закрепление (из чего состоят вещества).
-учебник -Окружающий мир 3 класс 1 часть. А.А. Плешакова. Москва «Просвещение» 2009г.; рабочая тетрадь на печатной основе окружающий мир 3 класс 1 част. А.А Плешаков 7-е издание Москва «Просвещение» 2011г.
- Мультимедийный проектор, презентация.
-окружающий мир тесты А.А.Плешаков, Н.Н Гара, З.Д. Назарова.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды, фото |
1. Организационный момент. |
Повторение пройденного материала. Класс делят на 6 групп. Карточка с тестом на одну команду. -Кто правильно ответил на вопросы, получилось слово. «ПРИРОДА» | Проверка домашнего задания. Дети сообща отвечают на вопросы и вписывают ответ в карточку. Каждая группа отвечает на вопросы, по порядку говорят свой ответ, зарабатывая баллы. | |
2. Работа по теме урока. Постановка цели урока. |
-На уроке еще больше узнаем о природе. -Тема: тела, вещества, частицы. -Когда вы слышите или читаете слово «тело», что вы представляете? -У этого слова есть и другое значение, оно то и будет нас интересовать. Итог определения тела. -Естественные – тела природы. -Искусственные- тела, созданные человеком. Игра «естественное или искусственное тело». | Ответы детей. Дети читают подготовленное сообщение о группах тел. Работа с учебником (с. 34) Ответы ребят. За правильный ответ группе 1 балл. | |
3. Работа по теме урока. Работа с учебником (с.34-35) |
Знакомство с понятием вещество. -Определите, из чего образованы предметы ( мяч, гайка, кусочек сахара) « Назови вещество» Дана карточка с названиями тел. -Вещества бывают, твердые, жидкие, газообразные. (мяч, гайка, сахар, вода, воздушный шарик) -Сахар пример какого вещества? -Вода? -Углекислый газ? Проведение опыта в группах. Учитель демонстрирует. (стакан с водой, ложка, сахар.) -Сахар хорошо виден? -Попробуем жидкость на вкус. Вода сладкая? -Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды. Вывод: вещества, а значит и тела состоят из мельчайших частиц. | Практическая работа в группах. (ребята рассматривают данные предметы). Ответы по группам. Дети определяют и отвечают по группам, из чего они состоят. Практическая работа в группах. (Уч-ся определяют на ощупь и зрительно данные предметы.) Ребята делают вывод. Дети дают ответы и вписывают правильный ответ. Продолжают практическую работу и определяют, какими бывают вещества. (надувают шарик, вода, сахар). Говорят свои выводы. -сахар твёрдое вещество. -вода жидкое вещество. -углекислый газ газообразное вещество. Берут тело образованное одним веществом кусочек сахара и опускают в стакан с водой, помешивают ложкой. Да!- но постепенно становится не видимым. -Да. -Почему же мы не видим его? | |
4. Физминутка с музыкальным сопровождением. |
| Ученик ведёт физминутку. Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали- Великанами мы стали. Бабочки летали, Крыльями махали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали. | |
5. Работа по теме урока. Работа в тетрадях (стр. 14-15, № 1,4,6) |
-После выполнения задания, обменяйтесь тетрадями и проверьте и оцените работу соседа. -Запишите в словарь (стр.68) Тело, вещество, частица. | Самостоятельная работа. Учащиеся обмениваются тетрадями, оценивают работу одноклассника. | |
6. Открытия М.В.Ломоносова |
-Мы установили, что вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц. -Наш великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, которому в этом году исполняется 300 лет со дня его рождения, в своих трудах доказывал. -А, что доказывал нам, расскажут ученицы подготовившие сообщение. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении. | Дети рассказывают, найденную информацию об открытиях великого русского учёного. М.В.Ломоносов – назвал, сложные частицы молекулами, а простые атомы. | |
7. Закрепление материала. (тесты стр. 10- 11) |
-прочитайте вопрос и ваш ответ обведите в кружок. | Дети обводят ручкой ответы. | |
8. Домашнее задание |
Учебник стр.34-38 читать, отвечать на вопросы. Тетрадь стр.14-15 №2,3,5. Индивидуальные задания: Подготовить сообщение о веществах: соль, сахар, крахмал, кислота, йод. | Дети выбирают задания. | |
9. Рефлексия. |
-Что нового узнали на уроке? -Что такое тело, вещество, частица? -Какое задание понравилось? -Какое задание показалось сложным? Оценивание ребят по группам. | Ответы ребят. | |
. ЛИТЕРАТУРА
-Г.Е. Павлова Михаил Васильевич Ломоносов : жизнь и творчество. Г.Е. Павлова. А.С. Фёдоров – Наука 1980г.
-П.Г. Куликовский М.В. Ломоносов: астроном и физик. П.Г. Куликовский-3-е издание переработка и дополнение: Наука 1986г
- «Начальная школа» №12- 2010г.
- О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова; Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»
3 класс- 3е издание Москва «Вако» 2010г.
-А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс 1 часть 8-е издание Москва «просвещение» 2009г.
- А.А.Плешаков «Окружающий мир» рабочая тетрадь 3 класс 1 часть 7-е издание Москва «Просвещение» 2011г.
-А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. «Окружающий мир» Тесты 3 класс.
-С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» 4-е издание, дополненное 80 000 слов и фразеологических выражений.