kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА. Чудо- волны."

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Чудо-волны

Дополнительный урок для любознательных

Цели:

 – сформировать представление о свойствах звука и света.

Оборудование: иллюстрации к понятиям «звук» и «свет»; струна или резинка, светофильтры и лампа, призма, стакан с водой, карандаш.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Беседа.

Прежде чем начать изучать новую тему, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Что такое волны? Как движутся частицы воды, по которым проходят волны? Движутся ли они вместе с волной?

– Что такое ветер?

– Есть ли что-нибудь в межзвёздном пространстве?

Отвечают на вопросы.

– Прочитайте слова Лены на с. 112. О чём она рассуждает? Что происходит с частицами воды при ударе камня о поверхность воды? Отчего возникают волны? (Частицы воды начинают двигаться. Источник движения заставляет двигаться среду.)

– Где ещё встречаются волны? Как их почувствовать?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Могут назвать радиоволны, сказать, что звуковые волны можно услышать, а световые – увидеть.

В остальных случаях возможны затруднения.

Волны.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру "РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА. Чудо- волны."»

Окружающий мир

Составила учитель нач. классов Меликова Лилия Ильясовна МОУ СОШ№40


РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Чудо-волны

Дополнительный урок для любознательных

Цели:

– сформировать представление о свойствах звука и света.

Оборудование: иллюстрации к понятиям «звук» и «свет»; струна или резинка, светофильтры и лампа, призма, стакан с водой, карандаш.

Этапы урока

Ход урока



Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


Беседа.

Прежде чем начать изучать новую тему, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Что такое волны? Как движутся частицы воды, по которым проходят волны? Движутся ли они вместе с волной?

– Что такое ветер?

– Есть ли что-нибудь в межзвёздном пространстве?

Отвечают на вопросы.

– Прочитайте слова Лены на с. 112. О чём она рассуждает? Что происходит с частицами воды при ударе камня о поверхность воды? Отчего возникают волны? (Частицы воды начинают двигаться. Источник движения заставляет двигаться среду.)

– Где ещё встречаются волны? Как их почувствовать?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Могут назвать радиоволны, сказать, что звуковые волны можно услышать, а световые – увидеть.

В остальных случаях возможны затруднения.

Волны.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?



ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Работа в учебнике.

– Может ли колебаться воздух? Приведите примеры. Или колеблются предметы, находящиеся в нём? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Может. Колеблются частички воздуха, и получаются звуковые волны.)

Демонстрирует опыт: колебания натянутой струны (резинки).

Наблюдают и обсуждают результаты.

– Что наблюдается?

– Что при этом возникает?

– Что мы слышим?

– Что происходит с воздухом?

– Почему мы слышим звук?

– Какая перепонка уха тоже будет колебаться?

Звук – это колебание среды.

– В каком направлении распространяется звук? (Звук распространяется во все стороны.)

– Проходит ли он сквозь препятствия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Плохо или совсем не проходит.) (Приводят примеры.)

– Как люди применяют звук? (Изобрели микрофон и динамик, магнитофон, телефон, музыкальные инструменты.)

– Что такое свет? Колебания? Чего? Что будет колебаться? (Частички, как в случае с водой, или среда?) (Свет – это колебания частиц.)

– Сравним световые и звуковые волны.

Класс делится пополам и работает с текстом учебника.

Группы представляют свои результаты исследования.

Вопросы на карточках:

– Скорость распространения.

– В какой среде и как распространяется?

2. Работа в рабочей тетради.

– Выполните задание 1 в рабочей тетради.

– Будет ли влиять частота колебаний на звуковые и световые волны? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)

Выполняют задание.

– Все ли предметы являются источником света? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Нет, только те, которые излучают свой свет: солнце, лампочка.)

– Почему мы видим окружающие нас тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они отражают свет солнца или лампочки.)

– Увидим ли мы что-нибудь в темноте, без источника света? А кошка? (Нет. Кошки видят, у них по-другому устроено зрение.)

3. Работа в учебнике.

– Будет ли зависеть отражение лучей от цвета тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Да.) (Приводят примеры, используя рисунки в учебнике на с. 115.)

Демонстрирует опыт со светофильтрами – красным и зелёным, аналогичный рисунку 10 в учебнике (см. с. 115).

Наблюдают.

– Как распространяется свет? (Свет распространяется по прямой, он не может огибать препятствия.)

– Изменится ли направление распространения света в другой среде? (См. рисунки 11, 12 на с. 115.) Давайте проверим.

Демонстрирует:

1. Преломление карандаша в стакане с водой.

2. Опыт с призмой, преломляющей свет на экран.

– Что вы наблюдали?

– Почему это происходит?

Наблюдают и обсуждают результаты.

– Где мы встречаем такое явление? Как его можно объяснить? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Радуга после дождя. Световой луч проходит через воздух, содержащий капельки воды. Лучи преломляются, попав на капельки.)

– Луч и волна – одно и то же? (Да.) Мы говорим: световой луч, звуковая волна. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)

– Какие ещё волны вам известны и где они нашли применение? (Работа с рисунками и текстом учебника на с. 116–117.)

Используя рисунки в учебнике, приводят примеры.


– Как мы ответим на вопрос урока? (Волны широко распространены в природе. Человек изучил их и создал различные приборы.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?





ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа по учебнику.

Вопросы на с. 117.

2. Работа в рабочей тетради.

Два-три задания на выбор в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.



ΙV. Д/З.

Чтение учебника (с. 112–117). Задание на выбор из рабочей тетради.


V. Итог урока.

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Почему тема названа «Чудо-волны»?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?




© ООО «Баласс», 2014


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока по окружающему миру "РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА. Чудо- волны."

Автор: Меликова Лилия Ильясовна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства