-Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Валентина Сергеевна.
2.Устная работа
Чтение учителем стихотворения:
У меня-изобретенье!
Домик. В домике-сиденья,
Чтоб удобней было сесть.
Руль. Чтобы вертеть.
Окошки есть. И дорогу видно.
И замечательный запах бензина.
Шины. Четыре больших колеса,
Чтобы мчаться и мчаться в поля и леса!
Только…по-моему…где-то…
Где-то я видел всё это!
И я бы даже поклялся…
Что даже на этом катался!
Ребята, о чём писал автор? ( об автомобиле).
Сегодня на уроке мы с вами и будем говорить об автомобилях. Мы поможем Муравьишке ответить на вопрос: зачем нужны автомобили?
3. Знакомство с новой темой.
Путешествовать будем по станциям.
Остановка №1. Узнавай-ка.
Автомобили появились более 100 лет назад. Автомобиль - слово не русское. В переводе с греческого оно означает «самодвижущийся». Почему «само»? Чтобы ехать на автомобиле не надо крутить педали, как на велосипеде, ни лошадь запрягать. Автомобиль едет «сам»- его заставляет двигаться собственный двигатель.
Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся «дровами» и назывался «омнибус». Водителя называли шофёром, что в переводе с французского языка слово означает « кочегар».
Пройдет много лет пока люди создадут новые виды транспорта. Автомобили по назначению делятся на грузовые, пассажирские, специальные.
А сейчас проверим, насколько внимательно вы меня слушали.
Как давно появились автомобили?
Почему с греческого автомобиль переводится - «самодвижущийся»?
Чем заправлялся самый первый автомобиль?
Молодцы, ребята!
Однажды я услышала спор двух людей.
Возле сада два шофёра
Увлеклись серьёзным спором:
Чья машина всех новее,
Чья сильнее и быстрее,
Чья , как солнышко, блестит,
И, как пёрышко, летит…
И машины - как машины,
Есть и фары, стёкла есть
И резиновые шины,
Даже номер - вот он, здесь!
Слушала, слушала этот спор и задумалась: « А зачем нужны автомобили»?
- Ребята, помогите найти ответ.
Откройте учебник на 60 странице прочитайте задание после красной горизонтальной линии.
Для чего же создан 1 автомобиль?
А 2 зачем нам нужен? Для чего ваши родители используют этот автомобиль?
А 3 для чего изобрели?
Остановка №2. Размышляй-ка.
Автомобилей много, но все они имеют одинаковые части.
Давайте с вами рассмотрим, как устроен легковой автомобиль, на 60 страничке.
А кто знает как устроен грузовой автомобиль?(кузов, кабина. руль, колёса, фары)
-Как думаете, что у них общего?
- А чем отличаются?
Остановка №3. Думай-ка .
Человек, который управляет транспортным средством – это….(водитель).
Когда едете в автомобиле, трамвае, автобусе то вы - …. (пассажиры).
А сейчас представьте, что нас пригласили отправиться на экскурсию в город Москва, на большом красивом автобусе. Как бы вы себя смогли обезопасить в поездке? (пристегнуть ремни безопасности, вести себя правильно в автобусе) Как?
А если с родителями в легковом автомобиле поехали к бабушке в деревню? (пристегнуть ремни безопасности) На переднем или на задних сиденьях должны ездить дети? А что еще должно быть в машине для перевоза детей? (специальное сидение) А зачем оно нужно? ( что бы ребенок не пострадал при аварии)
Остановка №4. Знай-ка.
- Ребята, какой из автомобилей сильно загрязняет воздух?( с бензиновым двигателем) А какой автомобиль считается - автомобилем будущего? Чем заправляют сегодня автомобили?(бензином) Это загрязняет воздух?
-Что можете сказать об автомобиле будущего? (работает на электричестве и не загрязняет воздух) Скажите еще раз, как его называют?(ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ)
Посмотрите в учебнике на картинку с 2 машинами, и скажите какой из этих автомобилей не загрязняет воздух?
Остановка №5. Играй-ка.
Откройте свои тетради по окружающему миру на 41 странице, выполните задание 1.
Собери автомобиль. (работа в группах по 4 человека).
4. Итог урока
- Ребята, давайте ответим на вопрос Муравьишки, зачем нам нужны автомобили? (прочитав вывод у учебнике на странице 61. Жирным шрифтом.) А кто скажет своими словами?
- Какие бывают автомобили?
-Почему в будущем получат распространение электромобили?