Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Способы «оживления» неживых предметов. Стихотворение Ю.П. Мориц "Разговаривали вещи".»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе(05.12.13)
Автор Е.И.Матвеева. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Оборудование: проектор, ноутбук
Цель урока:
• развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• высказыватьи аргументироватьсвоё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
стимулировать самостоятельную читательскую деятельность учащихся
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты
1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Ход урока
1.Организационный момент
- Прозвенел звонок, начинается урок. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение. Садитесь. Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.
2. Подготовительная работа.
а) Дыхательная гимнастика ( - Как на горке, на пригорке… - Задуй свечу и т. д)
3. Актуализация знаний.
1) Вводная беседа
- Что написано на доске? Почему? «И сразу стало всё не так.»(название раздела)
- Сегодня мы продолжим читать произведения, помещённые в этом разделе. Давайте вспомним некоторые из уже прочитанных нами произведений.
(Учитель читает отрывки из произведений, уч-ся дополняют их)
- Из этих слов выделите «лишнее слово», то есть особенное слово ( Мориц ). Почему?
- Чем же сегодня мы займёмся?
4)Краткие сведения об авторе стихотворения
- Юнна Петровна Мориц пишет в основном стихи. Некоторые ее стихи стали песнями. Кто не слышал и не смотрел милых, детских песенок и мультфильмов, таких как: «Собака бывает кусачей», «Большой секрет для маленькой компании», «Ёжик резиновый», «Крошка Енот», «Земляничный дождик»? Эти знаменитые добрые произведения знают практически все. Но мало кто догадывается, что слова к этим песням и сценарии к мультфильмам написала Юнна Петровна Мориц.
Вы с первого класса читаете ее стихи. А что вы о ней знаете?
- Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся.
Ее детство прошло в военные и послевоенные годы. С малых лет она испытала лишения, нужду и трудности. Нелегкая у нее была судьба. Но в своих произведениях она рисует детские фантазии, веселые картины, яркие, смешные, как будто она ведет нас в страну чудес.
4. Знакомство с произведением Ю. Мориц «Разговаривали Вещи».
1)Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебник, прочитайте название произведения.
- Посмотрите на иллюстрации к произведению. Кто это? Где мы могли бы их видеть?
- На самом деле это предметы быта. Это стихотворение открывает целую так называемую «кухонную галерею» образов. Дело в том, что все стихи в этой части учебника будут в самых разных вариациях воссоздавать картины из «жизни» предметов кухонной утвари. А эти самые предметы, оживая в произведениях поэтов и писателей, решают самую насущную человеческую проблему, о нужности своего существования в этом мире. В стихотворении Юнны Мориц несколько героев, которые ведут диалог о том, как каждый из них необходим в жизни. Автору удалось точно и ярко передать их речь.
- Каквы думаете, о чём могли разговаривать вещи? Какую серьёзную проблему решают вещи в стихотворении?
(Спорить, кто из них самый важный и нужный. Хвастаться друг перед другом.)
- А вам хочется узнать, о чем они разговаривали?
- Послушайте: «Разговаривали вещи». Мы можем предположить, в каком жанре будет это произведение? (Это очень похоже на сказку.)
- Каким по вашему будет содержание этого поэтического произведения?
- Какую серьёзную проблему решают вещи в стихотворении?
2)Установка перед чтением.
- Я сейчас прочту стихотворение. А вы следите по тексту и подумайте: - Какие вещи стали героями этого произведения?
2) Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста учителем.
3) Работа с текстом после чтения.
- Оправдались ли наши предположения, что читать будем смешной и весёлый текст?
(Кастрюля недовольна, у нее очень грустные глаза.)
-Давайте найдем и прочитаем то, о чем говорят вещи, довольные своей жизнью?
-А почему вы решили, что вещи счастливы и довольны своей жизнью?
(Они восторгаются и везде говорят: – Ах, это чудесно.– Ах, это приятно.)
- В начале нашей беседы мы предположили, о чем могут разговаривать вещи. Угадали мы или нет?
- Какую серьёзную проблему решают вещи в стихотворении? Как они это делают?
-Действительно, жизнь этим вещам дана, чтобы служить хозяйке, чтобы совершать для нее добрые дела. «Жизнь дана на добрые дела»
- В каких словах выражена главная мысль стихотворения? (последний абзац)
- Что предпринял автор, чтобы рассказать читателю о важности этой проблемы, какой приём он использовал?
(приём олицетворения)
- А что такое олицетворение?
(Олицетворение - приём, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных)
- Как вы думаете, все предметы, которые участвуют в беседе, живут в одном доме и служат одной хозяйке?
(Да, они живут в доме одного человека.)
- Давайте мысленно войдем в дом к этой хозяйке. Мы не будем слушать, что говорят вещи, просто посмотрим на них и на то место, где они живут.
5.Физминутка (видео)
6. Словесное рисование.
-Скажите, какую вещь вы увидели сразу? А какая в доме кухня? Какие вещи там увидели? А зал? Опишите, какие вещи стоят в зале?
(Мне кажется, что на кухне очень чисто, все расставлено по своим местам. Пахнет очень вкусно. В зале стоит розовый диван, ваза с цветами, красивые шторы.)
- Вы все говорите, что в доме все аккуратно и что хозяйка у этих вещей замечательная. А откуда вы это взяли? Может быть, в тексте есть об этом строки?
(На полке сияла «кастрюля-чистюля». На полке «опрятной».)
- Кому из вас хочется еще раз пробежаться по страничкам этой сказки? Найдите диалоги в тексте, перечитайте их. Сколько диалогов нашли?
7. Чтение по ролям стихотворения. Работа в группах
- Попробуем разыграть эту ситуацию.
Автор:
Кастрюля, кофейник, таз:
Ложка, вилка, пилка;
Чашка:
Книжка:
- Как вы будете исполнять роли, каким образом выбрать интонацию?