kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Творчество А.С.Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока будет полезен педагогам начальной школы.Он поможет глубже познакомиться с творчеством А.С.Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Творчество А.С.Пушкина"»

Конспект урока по литературному чтению в 3 «А» классе.


Тема: Творчество А.С. Пушкина


Цель: Углубить знания о жизни и творчестве поэта. Знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств.


Задачи: развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина через проектную деятельность;

Работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас

Воспитывать любовь к русской классической литературе, воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов, композиторов, художников;
Развивать творческие способности школьников.

 

Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись романса А.Доргомыжского «Я вас любил», музыкальный фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе салтане»


Подготовка к уроку: Рассказ учителя о семье и детстве А.С. Пушкина, чтение стихов и рассматривание иллюстраций к произведениям поэта, заучивание отрывков из произведений А.С.Пушкина, конкурс чтецов, выставка детских работ по сказкам поэта.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране поэзии. А поможет нам в этом волшебный экран

По - моему велению,
По нашему хотению
Доставь-ка, нас экран волшебный
До места назначения.
Крибле, крабле, бумс

Слайд 1

- Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово.

- И, конечно же, вы все догадались о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить. Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину.

Слайд 2.

Портрет поэта, чтение строк из стихотворения Н.Саженковой «Есть много людей знаменитых на свете..»


3. Повторение.

Слайд 3

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкина называют солнцем русской поэзии? (идёт обсуждение, затем на экране дети открывают шторки)

.-Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью, расскажите, что вы знаете об А.С. Пушкине, ответьте на мои вопросы.


Слайд 4 (дети проверяют ответы на экране)


1.Когда родился А.С..Пушкин?

2. В каком городе?

3. Где учился поэт?

4. Какой роман в стихах вы знаете?

5. Какое время года поэт любил больше всего?

6. Из какого произведения эти строки: « У лукоморья…»

- Давайте вспомним этот отрывок (читает заранее подготовленный ученик)


Слайд 5 (проверка на экране)

-Продолжим нашу беседу.

- Что вы видите на фотографиях, как называются эти места? (Царскосельский лицей, село Михайловское)

- Сколько лет было А.С. Пушкину, когда его отдали учиться в лицей? (12 лет)

- Почему Пушкин был отправлен царем в село Михайловское?

- Кто изображён на портретах? (бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна)

- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

- Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

- Сколько лет было маленькому Пушкину, когда он сочинил своё первое стихотворение?

- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка, няня и крестьяне семьи Пушкиных.)

- А.С Пушкин очень любил свою няню и считал её своим другом не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом во время ссылки в Михайловском. За эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Арину Родионовну Пушкин часто вспоминал в своих стихах и некоторые посвящены именно ей.

(стихи читают подготовленные ученики) Давайте послушаем, что он писал о ней.

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы и былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.


********

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя, 
Одна в глуши лесов сосновых 
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы 
Горюешь, будто на часах, 
И медлят поминутно спицы 
В твоих наморщенных руках. 
Глядишь в забытые вороты 
На черный, отдаленный путь: 

Тоска, предчувствия, заботы 
Теснят твою всечасно грудь…


- Молодцы, ребята, вы много уже знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.


4. Работа по теме урока. Актуализация знаний.

- А сейчас, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете творчество поэта.

Слайд 6

- Какие строки относятся к произведениям А.С.Пушкина? (дети выбирают верные ответы на экране)

-Молодцы, ребята. Продолжаем!

Слайд 7

- Поменяйте местами строки, так, чтобы получилось стихотворение (работа с экраном)

- Из какого произведения эти строки? Молодцы!

Слайд 8

- Пушкин любил, изучал народное творчество. Ведь сказки , пословицы и поговорки содержат народную мудрость. Из каких произведений эти отрывки? (работа с проверкой на экране)

1. А народ приговаривал с укоризной: не гонялся бы ты поп за дешевизной ( О попе и работнике его Балде)

2. Но жена не рукавица с белой ручки не стряхнёшь.. (Сказка о царе Салтане)

3..Вот тебе невежа наука: не садись не в свои сани. (О рыбаке и рыбке)

Слайд 9

- Сколько всего сказок написал Пушкин? Назовите их. Для чего нужны сказки? (идёт обсуждение, затем ответы открываются на доске)

Слайд 10

- Перед вами сундук со сказками, распределите картинки по группам. (работа с экраном)

(Дети распределяют героев сказок, дают названия сказкам, заголовки которых отсутствуют)

Слайд 11

- Пушкин – великий поэт, его произведения (сказки, стихи, поэмы) получили свое продолжение в творчестве мастеров разных видов искусств: музыке, живописи; поэты и писатели тоже неоднократно обращались к сочинениям Александра Сергеевича.

Слайд 12

В 1899 г.Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.
Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы.

- В кого по сказке превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)

- Я предлагаю вам прослушать фрагмент из этой оперы и догадаться, о каком перевоплощении князя Гвидона говорит музыка? («Полёт шмеля»)

- Что объединяет литературный текст и музыку?
- Что изобразила музыка?

Слайд 13

- В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три.
Назовите их (работа с экраном)

- Чудо первое- белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье- царевна - Лебедь.(дети зачитывают отрывки из сказки)

Слайд 14

- На стихи Пушкина композиторы сочиняли романсы. Я предлагаю прослушать один из них –

А. Доргомыжский «Я вас любил»

Слайд 15

- 176 лет прошло со дня смерти поэта, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. И если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя А.С.Пушкина


Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Плещеева

Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…..


- Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.

- И сейчас ученики нашего класса прочитают стихи собственного сочинения, которые они посвятили А.С.Пушкину. (Стихи читает Шишкин П., Юницкая А.)
- Все вы, ребята, молодцы, замечательно справились со всеми заданиями Спасибо вам, ребята, за работу.

И в заключении предлагаю вам посмотреть музыкальный мультфильм в современной обработке, стихи А.С.Пушкина, музыка композитора Анатолия Быканова «Сказка о попе и работнике его Балде»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Творчество А.С.Пушкина"

Автор: Цаголова Ираида Вячеславовна

Дата: 28.10.2017

Номер свидетельства: 435108


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства