Подг. к восприятию | - Послушайте запись. На что похож этот звук? Кто может издавать подобный звук? - Это звук удара большого молота. Кто работает с молотом и где? - Какие еще рабочие инструменты есть у кузнеца? - Почему предметы так раскалены? -Кто-нибудь знает, как называется эта печь? - С какой целью металл накаляют? - После нагрева кузнец начинает ковать, то есть обрабатывать металл и делает это на специальной опоре, которая называется наковальня. Почему это слово имеет такое название? - Что вы думаете о работе кузнеца?
- Прослушайте другое звучание. Что вы о нем можете сказать? -Кто-то видел живого кузнечика? Коротко охарактеризуйте его.
- Можно ли слово кузнечик поместить в один ряд со словами кузнец и кузница?
- А внешне по каким-либо признакам они похожи? - А в звучании сходство есть?
- Прослушаем вновь записи звуков кузнеца и кузнечика. - А в чем отличие?
- Звук кузнечика похож на удары маленьких молоточков, именно поэтому еще в далекие древние времена это насекомое получило ласковое название кузнечик, то есть маленький кузнец. -Как вы думаете, а почему я завела речь о кунечике и кузнеце? Однажды кузнец и кузнечик встретились. Что же из этого вышло, мы узнаем из сказки Сергея Баруздина "Кузнец". | Звук похож на удары тяжёлого предмета по металлу. Это может быть большой молоток. Кузнец. Он кует из металла разные полезные вещи (орудия труда, оружие...)В кузнице Щипцы. Кузнец держит их в другой руке и захватывает ими раскалённые предметы. - Их нагревают в печи. Горн.
Для того, чтобы он был мягким и ему можно было придать любую форму.
На ней кузнец может ковать.
- Очень тяжелая, так как в кузне жарко, а ему еще приходится постоянно поднимать тяжелый молот. Не каждый мужчина справится. Так стрекочет кузнечик. В деревне, на даче. Насекомое зеленого цвета. Умеет высоко прыгать. Его трудно увидеть в траве, он маленький и зеленый, сливается с травой. Его легче услышать. Трудно поймать. - Да, это слова родственники, у них есть одинаковая часть. - Нет, кузнечик по смыслу никак не связан с кузнецом. Нет: человек и насекомое. - Звук у обоих долгий, монотонный, ударяющий. Схож ритм. - Кузнец большой, и работа тяжелая, поэтому и звук тяжелый, громкий. А кузнечик маленький и звук у него тише. | Слайд №1
Слайд № 2
Слайд № 3. |
Проверка эмоц.воспр.
Знакомство с текстом | - Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. - А самим вам хочется перечитать текст? Откройте учебник на с. 55. - Перечислите персонажей. - Кто главный герой? - На этот вопрос нам пока сложно ответить, но мы это сделаем, подробно поработав над содержанием сказки. Чтобы нам легче было понять героев, давайте попробуем встать на их место. Сыграем роли кузнеца и кузнечика. Для этого подготовимся читать по ролям. |
|
чтение по цепочке знак вопр. между кузнечиком и кузнецом |
Подготовка и чтение по ролям | - Откройте тетрадь на с. Читая текст в учебнике, попутно отмечайте слова героев. Вам предлагают отмечать слова кузнеца большой буквой, а кузнечика - маленькой. Почему? -Как нужно произносить слова кузнеца? - А у кузнечика? - За кого вы хотели бы читать? Чем вам симпатичен этот герой?
- Кто из детей сумел передать образ своего героя? |
Кузнец большой, а кузнечик - маленький.
- Голос у него громкий, твердый, строгий.
- Тоненький За кузнеца, так как он трудолюбивый, внимательный, доброжелательно отнесся к кузнечику, научил своей профессии. За кузнечика, потому что он захотел научиться чему-то полезному. | Сам. раб.
прослуш. двух пар |
Работа по содерж. | - Если бы вас попросили нарисовать иллюстрации к этой сказке, то сколько картинок у вас бы получилось и что бы вы изобразили на каждой? - Почему разные варианты получились? - У меня тоже есть иллюстрации, но они в беспорядке. Расположите правильно. -Какой этап ты пропустил? Нам недостаточно читать 1-2 раза, чтобы все хорошо понять. вернемся к сказке . - Прочитайте ту часть текста, которая подходит к первой картинке. -Как проводил кузнечик свою жизнь? -Выберите подходящее название к картинке: жизнь кузнечика кузнечик- попрыгунчик прыжки кузнечика -Найдите и прочитайте в тексте слова, которые передают состояние его души в этот момент. - Прочитайте ту часть текста, которая подходит ко второй картинке. - Где однажды оказался кузнечик? - Кого он там увидел? - Чем занимался кузнец? -Какие изделия из металла он выполнил? - Для кого он это делает?
-Что удивило кузнечика? - Почему у кузнеца так легко, одним движением руки выходили такие сложные детали? -Выберите подходящее название к картинке: наблюдение за работой кузнеца человек у горна кузнечик возле кузницы - Какое чувство испытывал кузнечик, наблюдая за кузнецом? - Прочитайте ту часть текста, которая подходит к третьей картинке. - Почему кузнец сказал, что наш маленький герой ненастоящий кузнечик? - Что почувствовал кузнечик при этом? - Как он предложил исправить ситуацию? - Какие вещи научился ковать кузнечик? -Выберите подходящее название к картинке: ученик кузнеца кузнечик-ученик разговор кузнеца и кузнечика -Что кузнечик сказал своему учителю на прощанье? Что при этом испытывал? - Прочитайте ту часть текста, которая подходит к четвертой картинке. - Что стал делать кузнечик, когда вернулся в поле? - Кого он подковал? -Выберите подходящее название к картинке: Благодарность за работу Работа кузнечика Подковы для насекомых. - Что при этом испытывал кузнечик? - Чем отличается состояние души кузнечика до встречи с кузнецом и после? |
- Весело, свободно. Он прыгал по полю и даже мог перепрыгнуть через ручей.
И очень был кузнечик доволен собой
Возле кузницы. Кузнеца Ковал металл. Подкову, колесо, вал для машины. Для жителей деревни. В деревне не обойтись без лошади, а той нужны подковы, чтобы не отбить копыта. Колеса - для телеги. Что кузнец очень быстро делал эти вещи. Он много лет трудился, приобрел опыт, стал мастером своего дела.
Любопытство, интерес.
- Он не умеет ковать.
- Он растерялся, засомневался в себе. Предложил научить ковать Маленькие-маленькие подковки
Спасибо Благодарность.
Принялся за работу. Братьев-кузнечиков, жуков-пауков, стрекоз
Радость от труда, от того, что он принес пользу. Счастье Вначале ему было хорошо и спокойно, а потом он испытал настоящее счастье, потому что счастье - это когда и тебе хорошо, и окружающим. |
Слайд № 4
Слайд № 5
Обсужд. в парах
Карточка: доволен собой
Слайд № 6
Карточка: любопыт ство Слайд № 7
Карточка: Сомнение
Слайд № 8
Карточка: счастье |
Вопросы обобщ. | -Стал ли кузнечик настоящим кузнецом?
-Будет ли он продолжать работу и почему? - Так кого автор подразумевал в названии? - Про людей значительных говорят: "Человек с большой буквы". Можно ли про кузнеца так сказать? - И не случайно при чтении по ролям мы обозначали его слова большой буквой К. А кузнечика?
- Что в ответ на благодарность насекомых сказал кузнечик? Прочитайте. - Что вы можете сказать про эти слова? - Можно ли слово кузнец заменить названием другой профессии? Изменится ее смысл? только ли кузнец может быть счастлив своим трудом? - А к нам может относиться эта профессия? - Все мы хозяева своей жизни, какой захотим, такой и сделаем свою жизнь. Будете лениться, будете попрыгунчиками, как кузнечик вначале сказки. Каких людей называют попрыгунчиками? Станете трудиться, станете людьми с большой буквы. - Повторим хором пословицу. | Он только начал осваивать профессию, но уже принес много пользы. Да, она принесла ему радость, счастье. Кузнечика, так как он сумел стать настоящим кузнецом и стал оправдывать свое имя. - Да, он помогает всей деревне.
Только в той части, которая подходит к последней картинке. Всяк кузнец - кузнец своему счастью, если работать умеет.
Это пословица.
Нет, человек любой профессии.
- несерьезных, неумеющих чем-то серьезным заняться, прыгающих с одного дела на другое. |
Слайд № 9
|