Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению по теме "В.Высоцкий "Он не вернулся из боя"»
Урок литературного чтения на тему:
В.Высоцкий "Он не вернулся из боя".
Цели: раскрыть идейное содержание стихотворения В. Высоцкого « Он не вернулся из боя»; знакомство учащихся с содержанием стихотворения; развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков выразительного чтения; воспитание чувства уважения и благодарности сражавшимся в годы ВОВ.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
1.Сообщение темы, цели урока.
- Улыбнитесь мне и друг другу. Хорошо, что у вас отличное настроение.
Рада, что у нас вновь встреча с неизменными спутниками жизни – книгами. Приглашаю опять вместе читать, размышлять, думать, задавать вопросы и находить ответы.
2.Речевая разминка
- Наш урок начнём с разминки.
упражнение на постановку логического ударения.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова.
- Мы продолжаем наш большой разговор о войне.
П. Проверка домашнего задания. Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»
1.выборочное чтение
- Куда послал старик своего внука? Какое дал ему задание?
- Почему «старик вёл немцев прямо по целине»?
- Найдите и прочитайте в тексте отрывок о том, как враги постепенно теряли силы и, наконец, совсем измучились.
- Прочитайте описание зимнего утра. Объясните, почему Матвей Кузьмин торжествующе улыбался в последнее утро своей жизни. Понимал ли он, что погибнет?
- Зачитайте, как описывает автор Матвея Кузьмина, стоявшего на поляне, «по которой гуляла смерть».
- Выберите из текста слова, помогающие отметить, с каким достоинством ведёт себя Матвей Кузьмин в последние минуты жизни.
- Расскажите о последних минутах Матвея Кузьмина.
Ш. Работа над новой темой.
1.Сведения о биографии В. Высоцкого
- Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству поэта, который много стихов и песен посвятил Великой Отечественной войне – к творчеству Владимира Семеновича Высоцкого .
Родился Высоцкий в 1938 году, а в 1980 г. его уже не стало. Высоцкому было 42 года, он ушел из жизни в самом расцвете сил. Это был очень талантливый человек; прекрасный актер (снялся в 20 фильмах): замечательный поэт, композитор и певец. Высоцкий писал слова песен, сочинял к ним музыку и пел их, аккомпанируя себе на гитаре. (презентация)
Сегодня песни Высоцкого можно услышать в городских многоэтажных и сельских домах, на огромных вокзалах и на маленьких полярных станциях.
Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так,
Если сразу не разберешь
Плох он или хорош
Парня в горы тяни – рискни.
Не бросай одного его.
Пусть он в связке одной с тобой
Там поймешь, кто такой.
Стихи и песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей.
Владимир Высоцкий не был участником ВОВ, участником был его отец. Но как поэт, слушая рассказы бывших солдат, он зримо представлял тот ужас, что несла война людям. Песни и стихи Высоцкого о войне – это прежде всего песни и стихи о настоящих людях, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.
-Сегодня мы познакомимся с одним из многих стихотворений Высоцкого «Он не вернулся из боя».
2.Работа над стихотворением.
Прочитайте название стихотворения.
- Можно ли по названию стихотворения определить о ком или о чем пойдет речь? Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь ответить на вопрос
- Какое настроение автора вы почувствовали (спокойное, мечтательное, тоскливое, печальное, грустное)
Первичное чтение учителем.
(Ответы на вопрос, поставленный перед чтением)
- Какие чувства возникли в вашем сердце? (изумление, тоска, горечь, спокойствие, печаль, грусть, жалость)
Словарная работа.
- Объясните значение следующих словосочетаний.
Молчал невпопад – молчал, когда не надо
Наши павшие – погибшие
Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия.
Определение темы стихотворения.
- Определим тему стихотворения (Тема – это то, о чем или о ком говорится в стихотворении)
(о погибшем друге)
- Сейчас читаем стихотворение про себя и готовимся его прочитать вслух так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.
Чтение про себя.
-Кто готов к выразительному чтению вслух?
Чтение «цепочкой» (по 1 столбику)
3.Анализ стихотворения
- В какой форме написано стихотворение? (в форме монолога) Что такое монолог?
- Кто является центральным образом в стихотворении? (погибший друг)
- Почему оставшемуся в живых другу кажется все не таким, потускневшимся, изменившимся? (его друг не вернулся из боя; он полон горя, не находит себе место)
- С чем сравнивает поэт потерю друга? (с потухшим костром)
Найдите и прочитайте.
(с потухшим костром. Когда сидишь возле костра, не замечаешь его тепла и света, но стоит огню погаснуть, как на душе стразу становится неуютно). Еще труднее привыкнуть к мысли о том, что друга уже нет.
Чтение стихотворения «цепочкой» (по 2 строки)
- Чтобы лучше прочувствовать душевное переживание поэта, давайте еще раз прочтем стихотворение, стараясь передать при чтении боль, горе поэта.
Выборочное чтение.
- В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом.
- О чем он вспоминает? (прочитать)
- Чем всегда прерываются эти воспоминания?
( Чувство невосполнимой потери, образовавшаяся пустота не дает поэту покоя, он постоянно ощущает эту пустоту)
- Поэт не может свыкнуться со смертью своего друга, он его ищет среди живых.
- Прочитать.
- Как вы понимаете строки стихотворения.
… Только кажется мне, это я не вернулся из боя? (поэтому очень тоскливо и одиноко, не стало друга и ему кажется, что это он сам погиб, ведь даже время у них было на двоих, они были как одно целое)
- В стихотворении Высоцкий подчеркивает обыкновенность солдата, погибшего в бою, не упоминает о его наградах, звании. Это солдат, каких было тысячи, миллионы. Он отдал свою жизнь… Ради чего? (Ради светлого будущего, ради жизни на земле, справедливости)
Поэтому он достоин уважения, памяти, славы.
- Весь монолог пронизывает чувство товарищеского долга перед убитым солдатом – это вечная память о погибшем, напоминает об ужасах войны.
Определим основную идею стихотворения.
- Прочитайте строки, в которых выражена основная идея стихотворения.
(погибшие солдаты всегда будут нам напоминать об ужасах войны и что они не должны повториться. Мы всегда будем помнить погибших.)
- Ребята, как вы думаете, какая должна быть написана мелодия к этому стихотворению? (печальная, грустная)
- Давайте послушаем песню в исполнении автора.
- С каким чувством исполняет Владимир Высоцкий эту песню? (горечи, тоски, боли)
Дифференцированное задание (по 3 уровням)
1 уровень. Прочитать понравившиеся строки.
2 уровень. Что главное в стихотворении: природа, событие, образ человека, действие.
3 уровень. Найти в стихотворении сравнения.
Пословицы.
IV. Итог урока. Составление кластера война.
- Что несет война людям?
болезни горе
страдания ВОЙНА слезы
боль одиночество
Рефлексия.
- Кто для себя на уроке сделал открытие?
- Кому на уроке было интересно?
- Кто доволен своими ответами?
- Сегодня мне хорошо помогали на уроке …
За лучшие ответы ребята получают награды: белые голуби.
- Посланники мира – это белые голуби.
- Давайте закроем страшное слово война этими мирными птицами.
( Ребята, получившие голубей, прикрепляют их на доску на слово «война»)
- Поднимитесь над землей, один голубь и другой, пусть увидят все на свете, что выступают за мир наши дети.
- Как каждый урок, на котором мы говорим о войне, я заканчиваю словами о мире, так и этот урок я хочу закончить словами пожелания всем.
- Пусть во всем мире будет голубое небо, растут цветы и летают птицы – вестники мира и счастья на Земле.
-Большое спасибо за урок.
Домашние задание ( по выбору: выразительно читать;