kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению по теме "В.Высоцкий "Он не вернулся из боя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с биографией В.Высоцкого, работают над выразительным чтением стихотворения "Он не вернулся из боя"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению по теме "В.Высоцкий "Он не вернулся из боя"»













Урок литературного чтения на тему:

В.Высоцкий "Он не вернулся из боя".



































Цели: раскрыть идейное содержание стихотворения В. Высоцкого « Он не вернулся из боя»; знакомство учащихся с содержанием стихотворения; развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков выразительного чтения; воспитание чувства уважения и благодарности сражавшимся в годы ВОВ.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

1.Сообщение темы, цели урока.

- Улыбнитесь мне и друг другу. Хорошо, что у вас отличное настроение.

Рада, что у нас вновь встреча с неизменными спутниками жизни – книгами. Приглашаю опять вместе читать, размышлять, думать, задавать вопросы и находить ответы.

2.Речевая разминка

- Наш урок начнём с разминки.

упражнение на постановку логического ударения.

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

- Мы продолжаем наш большой разговор о войне.

П. Проверка домашнего задания. Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

1.выборочное чтение

- Куда послал старик своего внука? Какое дал ему задание?

- Почему «старик вёл немцев прямо по целине»?

- Найдите и прочитайте в тексте отрывок о том, как враги постепенно теряли силы и, наконец, совсем измучились.

- Прочитайте описание зимнего утра. Объясните, почему Матвей Кузьмин торжествующе улыбался в последнее утро своей жизни. Понимал ли он, что погибнет?

- Зачитайте, как описывает автор Матвея Кузьмина, стоявшего на поляне, «по которой гуляла смерть».

- Выберите из текста слова, помогающие отметить, с каким достоинством ведёт себя Матвей Кузьмин в последние минуты жизни.

- Расскажите о последних минутах Матвея Кузьмина.

Ш. Работа над новой темой.

1.Сведения о биографии В. Высоцкого

- Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству поэта, который много стихов и песен посвятил Великой Отечественной войне – к творчеству Владимира Семеновича Высоцкого .

Родился Высоцкий в 1938 году, а в 1980 г. его уже не стало. Высоцкому было 42 года, он ушел из жизни в самом расцвете сил. Это был очень талантливый человек; прекрасный актер (снялся в 20 фильмах): замечательный поэт, композитор и певец. Высоцкий писал слова песен, сочинял к ним музыку и пел их, аккомпанируя себе на гитаре. (презентация)

Сегодня песни Высоцкого можно услышать в городских многоэтажных и сельских домах, на огромных вокзалах и на маленьких полярных станциях.

Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так,

Если сразу не разберешь

Плох он или хорош

Парня в горы тяни – рискни.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой

Там поймешь, кто такой.

Стихи и песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей.

Владимир Высоцкий не был участником ВОВ, участником был его отец. Но как поэт, слушая рассказы бывших солдат, он зримо представлял тот ужас, что несла война людям. Песни и стихи Высоцкого о войне – это прежде всего песни и стихи о настоящих людях, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.

-Сегодня мы познакомимся с одним из многих стихотворений Высоцкого «Он не вернулся из боя».

2.Работа над стихотворением.

Прочитайте название стихотворения.

- Можно ли по названию стихотворения определить о ком или о чем пойдет речь? Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь ответить на вопрос

- Какое настроение автора вы почувствовали (спокойное, мечтательное, тоскливое, печальное, грустное)

Первичное чтение учителем.

(Ответы на вопрос, поставленный перед чтением)

- Какие чувства возникли в вашем сердце? (изумление, тоска, горечь, спокойствие, печаль, грусть, жалость)

Словарная работа.

- Объясните значение следующих словосочетаний.

Молчал невпопад – молчал, когда не надо

Наши павшие – погибшие

Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия.

Определение темы стихотворения.

- Определим тему стихотворения (Тема – это то, о чем или о ком говорится в стихотворении)

(о погибшем друге)

- Сейчас читаем стихотворение про себя и готовимся его прочитать вслух так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.

Чтение про себя.

-Кто готов к выразительному чтению вслух?

Чтение «цепочкой» (по 1 столбику)

3.Анализ стихотворения

- В какой форме написано стихотворение? (в форме монолога) Что такое монолог?

- Кто является центральным образом в стихотворении? (погибший друг)

- Почему оставшемуся в живых другу кажется все не таким, потускневшимся, изменившимся? (его друг не вернулся из боя; он полон горя, не находит себе место)

- С чем сравнивает поэт потерю друга? (с потухшим костром)

Найдите и прочитайте.

(с потухшим костром. Когда сидишь возле костра, не замечаешь его тепла и света, но стоит огню погаснуть, как на душе стразу становится неуютно). Еще труднее привыкнуть к мысли о том, что друга уже нет.

Чтение стихотворения «цепочкой» (по 2 строки)

- Чтобы лучше прочувствовать душевное переживание поэта, давайте еще раз прочтем стихотворение, стараясь передать при чтении боль, горе поэта.

Выборочное чтение.

- В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом.

- О чем он вспоминает? (прочитать)

- Чем всегда прерываются эти воспоминания?

( Чувство невосполнимой потери, образовавшаяся пустота не дает поэту покоя, он постоянно ощущает эту пустоту)

- Поэт не может свыкнуться со смертью своего друга, он его ищет среди живых.

- Прочитать.

- Как вы понимаете строки стихотворения.

… Только кажется мне, это я не вернулся из боя? (поэтому очень тоскливо и одиноко, не стало друга и ему кажется, что это он сам погиб, ведь даже время у них было на двоих, они были как одно целое)

- В стихотворении Высоцкий подчеркивает обыкновенность солдата, погибшего в бою, не упоминает о его наградах, звании. Это солдат, каких было тысячи, миллионы. Он отдал свою жизнь… Ради чего? (Ради светлого будущего, ради жизни на земле, справедливости)

Поэтому он достоин уважения, памяти, славы.

- Весь монолог пронизывает чувство товарищеского долга перед убитым солдатом – это вечная память о погибшем, напоминает об ужасах войны.

Определим основную идею стихотворения.

- Прочитайте строки, в которых выражена основная идея стихотворения.

(погибшие солдаты всегда будут нам напоминать об ужасах войны и что они не должны повториться. Мы всегда будем помнить погибших.)

- Ребята, как вы думаете, какая должна быть написана мелодия к этому стихотворению? (печальная, грустная)

- Давайте послушаем песню в исполнении автора.

- С каким чувством исполняет Владимир Высоцкий эту песню? (горечи, тоски, боли)

Дифференцированное задание (по 3 уровням)

1 уровень. Прочитать понравившиеся строки.

2 уровень. Что главное в стихотворении: природа, событие, образ человека, действие.

3 уровень. Найти в стихотворении сравнения.

Пословицы.

IV. Итог урока. Составление кластера война.

- Что несет война людям?


болезни горе

страдания ВОЙНА слезы

боль одиночество


Рефлексия.

- Кто для себя на уроке сделал открытие?

- Кому на уроке было интересно?

- Кто доволен своими ответами?

- Сегодня мне хорошо помогали на уроке …

За лучшие ответы ребята получают награды: белые голуби.

- Посланники мира – это белые голуби.

- Давайте закроем страшное слово война этими мирными птицами.

( Ребята, получившие голубей, прикрепляют их на доску на слово «война»)

- Поднимитесь над землей, один голубь и другой, пусть увидят все на свете, что выступают за мир наши дети.

- Как каждый урок, на котором мы говорим о войне, я заканчиваю словами о мире, так и этот урок я хочу закончить словами пожелания всем.

- Пусть во всем мире будет голубое небо, растут цветы и летают птицы – вестники мира и счастья на Земле.

-Большое спасибо за урок.

Домашние задание ( по выбору: выразительно читать;

выучить наизусть.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
конспект урока по литературному чтению по теме "В.Высоцкий "Он не вернулся из боя"

Автор: Панфилова Елена Алексеевна

Дата: 02.12.2016

Номер свидетельства: 365066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства