| МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП  Эмоциональный настрой  Представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!  Выход на тему.  -Послушайте стихотворение. Определите его тему.  Что такое война? Канонада орудий,Рёв моторов, порвавший в клочки тишину,
 Бомбы бешеный вой и бегущие люди,
 Вот вам правда про страшную эту войну!
  -Какова тема этого стихотворения?  СЛАЙД 1  - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «война»? (выносится на доску)    горе в  ойна солдаты     слёзы взрыв  голод  
 
  -Составьте мини-рассказ, используя слова –ассоциации  
 
  
 
  - Для чего нужно изучать произведения о войне?  
 
  СЛАЙД 2  - О чём вам говорят эти слова? Обсудите в парах.  Япония  Атомная бомба    Мёртвый город  Лучевая болезнь  Лексическая работа.  -Что вы знаете об Японии?  «Япония страна, которая находится в восточной Азии. Страна состоит из множества островов, и подвержена частым землетрясениям. По величине Япония занимает 60-е место в мире.  -Что такое атомная бомба?  «Это оружие массового поражения. Снаряд для получения взрыва большой силы в результате весьма быстрого выделения ядерной (атомной) энергии.  -Как понимаете выражение «мёртвый город»?  -Лучевая болезнь    СЛАЙД 3  (Звучит музыка военных лет)картинки-слайды.  Ученик. -6 августа 1945 года – страшная страница в истории человечества. В этот день на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. В миллионные доли секунды на мирный город упал огненный шар, шар ярче солнечного света.Несется смерч ужасный, черный… Мгновенье… и нет ничего светлого. Остались только слезы, горе, смерть…
 По всей земле летит сообщение: “Американцы сбросили атомную бомбу на города Японии”.
  -Посмотрите как это происходило.  СЛАЙД 3  Просмотр видеоролика, хроника бомбардировки Хиросимы и Нагасаки  - Что вы чувствовали во время просмотра?  Ученик -И в одну секунду было сожжено 36 000 человек, в одну секунду 72 000 человек получили тяжелые ранения, в одну секунду более 15 000 домов и зданий превратились в пепел и раскаленные развалины, в одну секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое на расстоянии полутора километров.  Учитель: - С тех пор прошло много лет, но по сей день люди помнят страшное событие в Японском городе Хиросиме.  Ученик - В этом городе жила маленькая девочка Сасаки, а фамилия Садако. После атомного взрыва ядовитые частицы попали в кровь маленькой девочки и она заболела лучевой болезнью. 10 лет она боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить.  (Подготовленная ученица со свечой в руках):  “Когда я выйду к солнышку?” – спросила у врача.А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.
 И врач ответил девочке:
 - Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама”
  (Учитель подает ей журавлика)  -У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов.  (Чтение стихотворения подготовленной ученицей со свечкой в руках):  Я жить хочу, не умереть,Хочу не плакать я, а петь,
 Хочу я слышать звонкий смех,
 Хочу я радости для всех.
 Чтоб злая бомба никогда
 Не разрушала города.
 Я жить хочу, не умереть,
 Хочу не плакать я, а петь!
  (Свеча гаснет)  Знакомство с текстом.  - Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Яковлева “Белые журавлики”.    СЛАЙД 4  Слово об авторе.  Родился в Ленинграде. Писал рассказы для детей и юношей, был сценаристом. Писал статьи в журналах. Основные темы произведений — школьный быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, дружба между человеком и животным.  - Ребята, а кто понял, почему рассказ так называется?    - Я хочу, чтобы вы после чтения ответили на вопрос: “Какое же несчастье принес атомный взрыв?    Вопросы на воспроизведение текста.  -Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?  -Какое же несчастье принес атомный взрыв?  - Найдите и прочитайте, как изображен атомный взрыв бомбы?  - Как Сасаки преодолевала свою болезнь?    - Найдите и прочтите, как Сасаки делала журавликов?
 
 
  - Расскажите, кто помогал Сасаки Садако преодолевать страдания и болезнь. - Почему бумажные журавлики не смогли спасти девочку?    - Прочитайте, как ведут себя люди около памятника Саса ки Садако.  СЛАЙД 5  -Посмотрите на памятник на одной из площадей Хиросимы.  
 
  - Расскажите, что происходило с журавликами у памятни ка?  - Что означали журавлики для Сасаки Садако и для других людей?  
 
  
 
  
 
  
 
  Физкультминутка.  Ветер с юга дует, дует,    Солнце греет все сильней,    Рассекая клином небо,   Летит стая журавлей.    Крыльями похлопаем (1-2-3),    Клювами пощелкаем (1-2-3),   Лапки подогнули (1-2-3),    Хвостики встряхнули (1-2-3).    Полетели — полетели — полетели    И на кочки свои сели.  РЕФЛЕКСИЯ  - С каким рассказом вы сегодня познакомились?- Что символизирует белый журавлик?
 Поэт Расул Гамзатов посвятил этой девочке стихотворение. Называется оно “Я не хочу войны”. Ученик1. Я хочу, чтоб в целом мире затрубили журавлиИ напомнить всем могли о погибших в Хиросиме.
 И о девочке умершей, не хотевшей умирать
 И журавликов умевшей из бумаги вырезать.
 Ученик2А журавликов-то малость сделать девочке осталось…Для больной нелегок труд, все ей, бедненькой, казалось –
 Журавли ее спасут.
 Журавли спасти не могут – это ясно даже мне.
 Людям люди пусть помогут преградить пути войне!
  - Какая самая главная мысль в этом стихотворении?    
 
  -Кто может сохранить мир на земле?
 
 
  - Встаньте, поднимите вверх своих журавликов и пусть они плывут вместе с нами и говорят о том, что мы будем помнить всегда тех людей, которые сложили головы за наше счастье, за мир на планете Земля.Под песню «Журавли» М. Бернеса дети поднимают своих журавликов.
 - А теперь из журавликов, составим большую гирлянду дружбы. Она является символом выздоровления и верой в жизнь.
 
 | 
 
  
 
  Дети смотрят на ладошки улыбаются, затем друг на друга  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Тема войны  
 
  Горе, слёзы, смерть, голод, солдаты, взрыв и т.д.  
 
  
 
  Дети работают в группах. Затем выступают с каждой группы по одному ученику. «Война –это страшно. На войне умирают дети и взрослые. Она приносит много горя. Война-это бесчеловечно.»  
 
  Чтобы больше знать о событиях тех дней, о подвигах и героях войны, знать историческое прошлое своей Родины  
 
  Обсуждение в парах  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Выслушиваются ответы детей.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Дети смотрят видеоролик  Дети рассказывают о своих эмоциях, чувствах.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Читает подготовленная ученица со свечой в руках  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Читает ученица  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  (Чтение рассказа подготовленными учениками).  Журавлик - это символ выздоровления, вера в жизнь).  
 
  
 
  
 
  Чувство жалости, сочувствия, сострадания  
 
  Он принес смерть.  С.196  Верой в жизнь, делая при этом белых журавлей. С.196
 
 
  
 
  
 
  Девочка была смертельно больна.    
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  символом удачи и долголетия, здоровья  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  На доске иллюстрация памятника Сасаки Садако (Дети прикрепляют журавликов по рядам к доске в виде гирлянды.)  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 Главное – не должно быть войны.   Люди должны жить в мире. Мир на земле сохранить можем только мы -люди |