МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП Эмоциональный настрой Представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно! Выход на тему. -Послушайте стихотворение. Определите его тему. Что такое война? Канонада орудий, Рёв моторов, порвавший в клочки тишину, Бомбы бешеный вой и бегущие люди, Вот вам правда про страшную эту войну! -Какова тема этого стихотворения? СЛАЙД 1 - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «война»? (выносится на доску) горе война солдаты слёзы взрыв голод
-Составьте мини-рассказ, используя слова –ассоциации
- Для чего нужно изучать произведения о войне?
СЛАЙД 2 - О чём вам говорят эти слова? Обсудите в парах. Япония Атомная бомба Мёртвый город Лучевая болезнь Лексическая работа. -Что вы знаете об Японии? «Япония страна, которая находится в восточной Азии. Страна состоит из множества островов, и подвержена частым землетрясениям. По величине Япония занимает 60-е место в мире. -Что такое атомная бомба? «Это оружие массового поражения. Снаряд для получения взрыва большой силы в результате весьма быстрого выделения ядерной (атомной) энергии. -Как понимаете выражение «мёртвый город»? -Лучевая болезнь СЛАЙД 3 (Звучит музыка военных лет)картинки-слайды. Ученик. -6 августа 1945 года – страшная страница в истории человечества. В этот день на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. В миллионные доли секунды на мирный город упал огненный шар, шар ярче солнечного света. Несется смерч ужасный, черный… Мгновенье… и нет ничего светлого. Остались только слезы, горе, смерть… По всей земле летит сообщение: “Американцы сбросили атомную бомбу на города Японии”. -Посмотрите как это происходило. СЛАЙД 3 Просмотр видеоролика, хроника бомбардировки Хиросимы и Нагасаки - Что вы чувствовали во время просмотра? Ученик -И в одну секунду было сожжено 36 000 человек, в одну секунду 72 000 человек получили тяжелые ранения, в одну секунду более 15 000 домов и зданий превратились в пепел и раскаленные развалины, в одну секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое на расстоянии полутора километров. Учитель: - С тех пор прошло много лет, но по сей день люди помнят страшное событие в Японском городе Хиросиме. Ученик - В этом городе жила маленькая девочка Сасаки, а фамилия Садако. После атомного взрыва ядовитые частицы попали в кровь маленькой девочки и она заболела лучевой болезнью. 10 лет она боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить. (Подготовленная ученица со свечой в руках): “Когда я выйду к солнышку?” – спросила у врача. А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча. И врач ответил девочке: - Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама” (Учитель подает ей журавлика) -У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов. (Чтение стихотворения подготовленной ученицей со свечкой в руках): Я жить хочу, не умереть, Хочу не плакать я, а петь, Хочу я слышать звонкий смех, Хочу я радости для всех. Чтоб злая бомба никогда Не разрушала города. Я жить хочу, не умереть, Хочу не плакать я, а петь! (Свеча гаснет) Знакомство с текстом. - Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Яковлева “Белые журавлики”. СЛАЙД 4 Слово об авторе. Родился в Ленинграде. Писал рассказы для детей и юношей, был сценаристом. Писал статьи в журналах. Основные темы произведений — школьный быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, дружба между человеком и животным. - Ребята, а кто понял, почему рассказ так называется? - Я хочу, чтобы вы после чтения ответили на вопрос: “Какое же несчастье принес атомный взрыв? Вопросы на воспроизведение текста. -Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? -Какое же несчастье принес атомный взрыв? - Найдите и прочитайте, как изображен атомный взрыв бомбы? - Как Сасаки преодолевала свою болезнь? - Найдите и прочтите, как Сасаки делала журавликов?
- Расскажите, кто помогал Сасаки Садако преодолевать страдания и болезнь. - Почему бумажные журавлики не смогли спасти девочку? - Прочитайте, как ведут себя люди около памятника Саса ки Садако. СЛАЙД 5 -Посмотрите на памятник на одной из площадей Хиросимы.
- Расскажите, что происходило с журавликами у памятни ка? - Что означали журавлики для Сасаки Садако и для других людей?
Физкультминутка. Ветер с юга дует, дует, Солнце греет все сильней, Рассекая клином небо, Летит стая журавлей. Крыльями похлопаем (1-2-3), Клювами пощелкаем (1-2-3), Лапки подогнули (1-2-3), Хвостики встряхнули (1-2-3). Полетели — полетели — полетели И на кочки свои сели. РЕФЛЕКСИЯ - С каким рассказом вы сегодня познакомились? - Что символизирует белый журавлик? Поэт Расул Гамзатов посвятил этой девочке стихотворение. Называется оно “Я не хочу войны”. Ученик1. Я хочу, чтоб в целом мире затрубили журавли И напомнить всем могли о погибших в Хиросиме. И о девочке умершей, не хотевшей умирать И журавликов умевшей из бумаги вырезать. Ученик2А журавликов-то малость сделать девочке осталось… Для больной нелегок труд, все ей, бедненькой, казалось – Журавли ее спасут. Журавли спасти не могут – это ясно даже мне. Людям люди пусть помогут преградить пути войне! - Какая самая главная мысль в этом стихотворении?
-Кто может сохранить мир на земле?
- Встаньте, поднимите вверх своих журавликов и пусть они плывут вместе с нами и говорят о том, что мы будем помнить всегда тех людей, которые сложили головы за наше счастье, за мир на планете Земля. Под песню «Журавли» М. Бернеса дети поднимают своих журавликов. - А теперь из журавликов, составим большую гирлянду дружбы. Она является символом выздоровления и верой в жизнь. |
Дети смотрят на ладошки улыбаются, затем друг на друга
Тема войны
Горе, слёзы, смерть, голод, солдаты, взрыв и т.д.
Дети работают в группах. Затем выступают с каждой группы по одному ученику. «Война –это страшно. На войне умирают дети и взрослые. Она приносит много горя. Война-это бесчеловечно.»
Чтобы больше знать о событиях тех дней, о подвигах и героях войны, знать историческое прошлое своей Родины
Обсуждение в парах
Выслушиваются ответы детей.
Дети смотрят видеоролик Дети рассказывают о своих эмоциях, чувствах.
Читает подготовленная ученица со свечой в руках
Читает ученица
(Чтение рассказа подготовленными учениками). Журавлик - это символ выздоровления, вера в жизнь).
Чувство жалости, сочувствия, сострадания
Он принес смерть. С.196 Верой в жизнь, делая при этом белых журавлей. С.196
Девочка была смертельно больна.
символом удачи и долголетия, здоровья
На доске иллюстрация памятника Сасаки Садако (Дети прикрепляют журавликов по рядам к доске в виде гирлянды.)
Главное – не должно быть войны. Люди должны жить в мире. Мир на земле сохранить можем только мы -люди |