Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Сочинение по картине А. Пластова "Зима".»
Конспект к уроку литературного чтения "Сочинение по картине "Зима"" 2 класс
Цель: формирование умения писать сочинение по картине. Задачи урока: - научить учащихся «читать» картину, понимать замысел и настроение художника; - обогащать словарный запас и формировать умение составлять устно и письменно художественное описание (сочинение); -развивать творческое воображение и наблюдательность; - воспитывать любовь к природе. Тип урока: контр Мет.прием: словесный,наглядный,практичексий Материальное обеспечение: репродукция картины А. Пластова «Первый снег», записи на доске; использование ИКТ (мультимедийные презентации, слайды), карточки, искусствоведческий словарь. Межпредметные связи: русский язык, познание мира, музыка, изобразительное искусство. Планируемые результаты предметные: уметь составлять устные и письменные тексты на основе полученных знаний и впечатлений; личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость и умение активно осваивать художественные ценности, рассказывать о полу¬ченных впечатлениях; системно-деятелъностные: отражать результаты собственных достижений в портфолио. Ход урока I. Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся. ІІ. Новая тема. 1. Постановка цели урока. Беседа. - Мы писали изложение по художественному произведению. А сегодня напишем сочинение по картине. Что такое сочинение? (Устное или письменное выражение своих мыслей, впечатлений или суждений.) - Сочинение по картине отличается от изложения тем, что пе¬ред нами не текст, который можно прочитать, пересказать и записать все то, что вам запомнилось. Чтобы написать сочинение по картине, нужно научиться «читать» картину. А чтобы ее правильно прочитать, нужно знать правила. Они следующие: 1. Картины бывают разные, они отличаются тем, что на них изображено, т.е. по жанру. Слайд 1. Жанр картины. а) Натюрморт - изображение цветов, овощей, фруктов, птиц, рыб. б) Портрет - изображение лица или фигуры человека. в) Пейзаж - изображение природы (сельской, городской, морской). (Вместо слайдов можно использовать записи на доске.) 2. Сегодня мы будем писать сочинение по картине А. Пластова «Первый снег». а) Просмотр картины (общий план). Слайд 2. Это репродукция картины. Что такое репродукция? Репродукция - это копия картины-оригинала. б) Определяем жанр картины: (пейзаж сельской местности). в) Общее представление о картине. Что мы видим? Какая местность изображена на картине? Сельская местность. Деревенский дом. Вдали видна еще одна изба. На крыльце дома стоят девочка и мальчик. Возле дома береза, чуть дальше на снегу - ворона. - Почему картина называется «Первый снег»? Потому что на картине много снега, и он еще продолжает идти. - Что можно сказать о детях, стоящих на крыльце? Опишите их. Девочка постарше, мальчику примерно 6 лет. Они смотрят вверх на падающий снег. Они стоят как зачарованные. - Какие чувства вызывает картина? Радость, что наконец выпал снег. Наверное, в деревне долго ждали снега, и поэтому дети стоят, очарованные падающим снегом. Сопоставление первых впечатлений от картины и наблюдений Детей за первым снегом. - Вспомним стихи о первом снеге («Первый снег» Я. Акима; «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина; «Зима в лесу» А. Дуй-сенбиева). III. Подготовка к сочинению. 1. Повторный просмотр картины. Обращаем внимание на общий план, отдельные фрагменты. Замечаем на заднем плане жителя деревни, который выезжает на санях по первому снегу. Вспоминаем пушкинские строки: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...» 2. Дети поспешно выбежали на крыльцо. Девочка набросила только платок. Скорее всего, они не сразу заметили падающий снег. 3. Береза в палисаднике «принакрылась снегом, точно серебром» (С. Есенин). Ворона тоже радуется первому снегу. 4. Анализ картины. а) Обращаем внимание на вертикальный формат картины (снег идет сверху, поэтому дети смотрят вверх). б) Основной фон картины - сероватый. Главные цвета - белый, серо-коричневый. Ярко-желтый цвет платка девочки как символ неожиданной радости. В картине сочетаются теплые и холодные тона. в) Какие чувства испытываешь, когда смотришь на эту картину? г) Как по- другому можно назвать картину? 5. Словарно-орфографическая работа: Чувство - это настроение. Настроение - это внутреннее душевное состояние. Изобразительно-выразительные средства- это краски картины, композиция (расположение предметов, фигур, деталей ), свет, цвета. 6. Основная мысль, идея картины: Выпадение первого снега-чистого, свежего, пушистого - всегда несет радость, вызывает восхищение. IV. Составление плана сочинения. План состоит из следующих пунктов: I. Вступление (о чем нужно написать вначале). II. Основная часть (что изображено на картине, главные фигуры, предметы, передний план, задний план; общий фон картины. краски, тона (теплые, холодные), главное впечатление от картины, чувства и вызванное картиной настроение). III. Заключение (чем особенно запомнилась картина). IV. Устный пересказ картины по плану. Примерный вариант плана: 1. О художнике А. Пластове (известный русский художник, родился в деревне и писал картины о деревне, о простых людях, крестьянах. Известны его картины «По грибы», «Пастушок»). 2. Мои первые впечатления от картины. 3. Общий фон и основные краски картины. Главные и второстепенные детали. 4. Радость детей от картины первого снега. 5. Что самое ценное и особенное в картине? О чем она заставляет задуматься? д/з подготовить любой рассказ о зиме