-Какой вклад внесла ваша семья в историю нашей области?
-А кто знает, с какого времени проживает ваша семья в Кемеровской области?
-Можно ли сказать, что ваша семья пустила здесь корни?
-Значит, можно назвать «Коренными жителями»? Да или нет?
2. Что значит «Коренные жители»?
Коренное население – это народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих границ, исконное население.
-Как вы думаете, какие народы Кемеровской области считаются коренными?
Шорцы, телеуты, калмаки, притомские татары.
Дополнительные сведения.
Шорцы (шор-кижи, тадар – кижи) – тюрко-язычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском районе, Новокузнецке, Междуреченске, Мысках, Осинниках).
Тюрки, тюркские народы, сформировались на территории Алтая и степях Азии (Монгольский Алтай). Они известны с 3 века до н.э. Слово обозначает сильный, крепкий. Одним из традиционных занятий является скотоводство.
В прошлом они считались православными, но у них сохранились анимизм (культ предков, промысловые культы) и шаманизм. Согласно традиционному мировоззрению шорцев всё мироздание делится на 3 сферы:
-земля ульгенов
-наша земля
-подземный мир
Во владении Ульгена – 9 небес. Он доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению шорцев, Ульген со своим братом Эрликом(олицетворением зла). Шорский фольклор составляют героические поэмы (сказания о богатырях.ю исполняемые «каем» - горловым пением или речитативом: сказки, рассказы, легенды. Исполнялись они под аккомпанемент двухструнного инструмента «комус».
Слушание музыки (горловое пение)
Вторым тюрко-язычным некогда многочисленным народом являются бачатские телеуты.
Они живут в Беково, Заречном, Новобачатах, Чертах, в посёлке Телеут в районе Новокузнецка. Телеуты по происхождению являются потомками скотоводческих племён – теле. В середине 18 века их кочевой образ жизни сменился оседлой формой ведения хозяйства с земледелием, животноводством, охотой, рыболовством. Вероисповедание: христиане – православные, традиционная религия – шаманизм.
Традиционное жилище-юрта. В юрте было дымовое отверстие, стены обиты войлоком. Она делилась на 2 половины: мужскую и женскую. По вечерам телеуты собирались на посиделки, рассказывали сказки, загадывали загадки. Заходя в дом, они говорили: «Мы пришли с миром!».а уходя «Приходите в гости!».
Телеутская легенда (про Куклу)
Калмаки сохранились только в нескольких населённых пунктах Юргинского и яшкинского районах. Несмотря на это часть калмаков до сих пор считают себя отдельным народом.
Тата́ры (самоназвание — тат. татарлар, tatarlar) — тюркский этносВпервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии. Религия: православие.
Татары говорят на татарском языке
Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.
Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичигис мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.
4.Работа в парах.
Проведение теста.
5. Итог урока:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Удался ли нам урок?
-Как телеуты прощаются, уходя домой?
-Понравился ли вам урок? Нарисуйте своё настроение.