воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Формируемые УУД:
осмысливать читаемыетексты и выделять в них основную мысль;
воспроизводить прочитанный текст;
применять полученные знания и умения на практике;
работать в парах.
Ход урока
Мотивация к деятельности. ( 1мин)
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:
1)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2)устанавливаются тематические рамки («могу»);
3)создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Правильно, самое главное – мы научимся хорошо читать, будем много знать.
2.Актуализация опорных знаний. (4 мин.)
Цель:
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;
2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;
3) мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельному осуществлению;
4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»
Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».
Работа над дикцией.
- Что такое скороговорка?
В пруду у Поликарпа —
Три карася, три карпа.
Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.
Кроссворд (алфавит)
1.Умный Ивашка, красная рубашка, Где пройдет-коснется, там след остается. (Карандаш)
2.На беленькой страничке книжки необычной
Могут появиться море, лес и дом.
Если не лениться, если потрудиться,
И карандашами раскрасить весь … (альбом)
3.Новый дом несу в руке
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)
4.Будем весь урок писать
Пригодится нам…
(Тетрадь)
5.Черные, кривые,
От рожденья все немые.
Станут в ряд – Сейчас заговорят.
(Буквы)
6.Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(Книга)
7. Он учится лишь на «четыре» и «пять»,
Всем детям пример лишь с него нужно брать
«Пятерки» его украшают дневник.
Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)
Какое слово вы можете прочитать?
А что такое алфавит?
Как появилось слово «алфавит»?
А кто мне может перечислить буквы алфавита?
3.Выявление места и причины затруднения (3 мин)
Цель:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать(вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Работа в парах.
- Как вы думаете, всегда ли на Руси умели читать и писать?
- Перед вами лежат карточки с записью предложения. Что вы можете сказать об этих записях. Обсудите это в парах.
Объясните, почему не получилось прочитать? В чем трудность?
-На буквы какого алфавита похожи эти буквы?
- А знаете ли вы когда, где и как появились первые знаки письменности на Руси?
- Кто придумал первую азбуку?
- Видел ли кто из вас старинные книги?
4.Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)
Цель: построить проект выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д.
- Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О старинных книгах и алфавитах)
- Какие цели и задачи ставим на урок? Составим план действий.
- Что нового хотим узнать на уроке по данной теме? (Узнать о возникновении алфавита. Узнать о старинных азбуках и букварях)
- Чему будем учиться? (Различать старинные буквы, читать тексты из старинных азбук и пр.)
- Что будем развивать на уроке? (Технику чтения, устную речь, память, мышление).
5.Реализация построенного проекта. (8 мин.)
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2)организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;
3)уточнить общий характер нового знания.
- Итак, что значит, «старинные» книги? (То есть очень-очень давно написанные)
- А как же называется наша учебная книга? (азбука)
- Как появилось это название? Поможет нам ответить на этот вопрос старинный алфавит. Посмотрите на розовые листочки на ваших партах.
- Догадались, название первой книги всех школьников происходит от названия первых букв алфавита Руси: аз и буки.
- Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке(проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл ) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.
Сейчас мы прочитаем небольшую научную статью . Какой текст мы называем научным?
«Научный», значит основанный на научных фактах. Читать такой текст надо медленно, вдумчиво, осмысливая каждое слово.
- Какие азбуки самые древние?
- Что узнали про буквы старославянского алфавита?
Каждый знак древнерусского алфавита обозначался словом, которое несло в себе огромное значение. Слова были подобраны таким образом, что образовывали смысловую фразу, например: «Аз буки веди» - Я буду знать.
"Веди Глаголь" – ведай учение;
"Твердо Оукъ" – укрепляй закон;
"Рцы Слово Твердо" – изрекай слова истинные и т.д.
- Конечно, эти буквы старославянской письменности помогут нам прочесть запись первого задания. Только сами слова и их смысл со временем поменяли свое значение. Вот послушайте отрывок из древнерусской книги «Повесть временных лет»:
« Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу душе своей».
- Поняли ли вы, о чем я прочитала. На современном русском языке это изречение звучало бы так: « Велика ведь бывает польза от учения книжного… Если поищешь в них мудрости, то найдешь в ней великую пользу душе своей».
- Какое послание мы получили от древних мудрецов?
- Прочитаем еще одну мудрость в азбуке.
«Сначала «Аз» и «Буки» - потом все науки». Как вы это понимаете?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин)
6Первичное закрепление. ( 7 мин)
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.
Работа с печатным текстом ( Г.Сапгир «Как учили читать»)
Работа с иллюстрацией
Посмотрите на иллюстрацию на с.80. Предположите, о чем будет этот текст.
Кто на картинке?
Что он показывает?
Какие это буквы?
Чтение рассказа вслух по частям.
- Какого цвета была дощечка?
- Какого цвета был уголь?
- Почему писали углем?
- Что написал учитель?
- По какой книге учились дети грамоте с давних пор?
- Почему каждая буква обозначалась словом?
-Какими словами обозначались буквы?
- Как они переводятся?
- Кто составил Букварь для детей?
- Кто автор рассказа?
- Нужно ли нам еще раз перечитать этот рассказ?
Повторное чтение текста. Работа над выразительностью.
Работа в группах по вопросам в рамке.
6.Самостоятельная работа (4 мин)
Цель:
1)проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
2)организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).
Посмотрите на задания на листочках. Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)
Проверка по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)
Цель:
1)выявить границы применимости нового знания;
2)повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
А) Старые буквари.
Первоначально книги на Руси были рукописные.
Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове более 400 лет назад.
Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова.
Выпущен Московским печатным двором около 300 лет назад.
Василий Федорович Бурцов-Протопопов – известный русский издатель работал на Московском печатном дворе на особых условиях. В последствии возглавлял свою «печатную избу».
Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким еще через 50 лет. Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.
Букварь Кариона Истомина. Издан в Москве в 1694 г. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.
Б) Чтение рассказа из Азбуки Л.Н.Толстого «Таня»
Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.
В) Викторина.
Что означает название «Азбука»
Из чего сделана самая древняя азбука
Что означает каждая буква в старославянской азбуке?
Какую букву обозначает слово «Веди»?
Кто является создателем старославянского алфавита?
Является ли Л.Н.Толстой автором «Азбуки»?
Г) Выставка современных букварей
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2 мин)
Цель:
1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2)провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3)оценить собственную деятельность на уроке;
4)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
- Сегодня наши знания пополнились новой информацией. О чем говорили на уроке?
- Сумели ли мы ответить на вопросы урока?
- Что узнали о старинной азбуке?
- Что обозначали буквы?
- Кто был основателем русской азбуки?
- Что заинтересовало на уроке?
Продолжите фразы и оцените свою работу на уроке:
сегодня я узнал…
я понял, что…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
было трудно…
Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных огоньков.
Зеленый – высокая активность на уроке, все получилось.
Желтый – Хорошая активность на уроке, многое получилось, но присутствовали ошибки , недочеты.
Синий – многое на уроке осталось непонятным.
Поднимите огоньки, посмотрим, какой свет у нас загорится.
Замечательно! Я рада, что вам всё понравилось. Спасибо всем за урок. До новых встреч!