Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Хуже грозного царя только междуцарствие"»
Конспект открытого урока окружающего мира. 3 класс
Тема урока: « Хуже грозного царя только междуцарствие».
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве XVII века; дать возможность самостоятельно оценить деятельность К. Минина и Д. Пожарского.
Задачи урока:
I. Образовательные:
- повторить изученный ранее материал по истории России (деятельность князей, монголо-татарское иго);
- ввести в лексикон детей термины: Смута, ополчение, самозванцы, интервенция;
- дать представление об исторических личностях в истории России начала XVIIвека: Борис Годунов, Лжедмитрий, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Романов и др.;
- дать возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского.
II. Развивающие
- развивать навык работы с различными видами тестов;
- воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину и ее жителей.
- воспитывать интерес и любовь к изучаемому предмету – истории.
Оборудование:Мультимедийная презентация, учебник окружающего мира для 3 класса «Моё Отечество», рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество»; для учащихся листы самооценки, карточки.
План урока
I. Организационный момент.
II. проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
III. Постановка учебной проблемы
IV. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление.
VII. Рефлексия.
VIII. Объявление домашнего задания. Подведение итогов.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята.
Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово для урока окружающего мира. У каждого на столе должны лежать: пенал, учебник и рабочая тетрадь.
Сегодня вы будете сами оценивать свою работу, а помогут вам в этом листы самооценивания. За каждое правильно выполненное задание вы ставите себе плюс.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Домашнее задание на слайдах. Заполнение листа самооценки.
-Ребята, скажите пожалуйста, люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве?(Знатные и незнатные. К знатным относятся: Великий государь, бояре, дворяне. К незнатным: стрельцы, крестьяне, ремесленники, купцы.)
- Правильно!
- Ребята, как с XVI века стали называть правителя Руси? ( Царь)
- Кто стал первым царем Руси? ( Иван Грозный)
- Молодцы!
- А скажите пожалуйста, а кто такие князья? ( Князья-военные предводители, дворяне.)
-Как вы думаете, сколько князей могло служить царю? (Много)
III. Постановка учебной проблемы.
- А вы знали, что к XVII веку их было несколько сотен. Один из таких служилых дворян изображён на рисунке на с. 62. Что бы узнать как звали этого дворянина нам нужно прочитать разговор Илюши и папы. ( читают 2-3 ученика по выбору учителя)
- Как звали служилого дворянина? (Князь Пожарский.)
- Кто ещё изображён на памятнике? (Гражданин Минин, торговец.)
- Правильно.
- Ребята, скажите пожалуйста, а кому обычно ставят памятники? ( Правителям, художникам, писателям)
- Почему тогда Минину и Пожарскому поставили памятники, если они были простыми людьми? (Минин и Пожарский не были правителями, они были обычные люди, но о них помнят и даже поставили памятник на главной площади страны)
- Почему Минину и Пожарскому благодарна вся Россия? (Эти люди отличились на войне, или совершили героические поступки в мирное время).
IV. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
Работа по группам. Чтение текста, выбор карточек.
1-я группа прочитайте текст учебника на странице 62-63. (указано на доске)
2-я группа прочитайте текст учебника на странице 63-65.
3-я группа прочитайте текст учебника на странице 65.
Выступление первой группы, вывешивание карточек. Междуцарствие. Смута.
- Ребята, скажите пожалуйста, что нужно было сделать для государства что бы спасти ее от гибели? ( Что бы был один царь, а так как в это время погиб Иван Грозный, не было определенного царя)
- А теперь давайте, мы с вами сравним время до Смуты и после Смуты.
Плюсы:
1. В государстве есть правитель, власть которую передавали от отца к сыну.
2. Создаются и выполняются законы.
3. Армия защищает от внешней опасности и не допускают бунтов внутри страны.
4. Все занимаются своими делами - выращивают хлеб, занимаются ремеслом и торговлей.
2. Правитель не выполняет обещания, народ не подчиняется законам.
3. Армия не смогла защитить страну от польских и шведских захватчиков, не смогла удержать порядок внутри страны.
4. Хозяйство страны разрушено, всюду голод, грабеж, восстания.
- Почему в государстве произошел такой распад? ( В государстве нету определенного царя)
V. Физминутка.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Выступление второй группы. Вывешивание карточек.
Выступление третьей группы. Вывешивание карточек.
VI. Закрепление.
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 63. Что на ней изображено? (Лагерь самозванцев.) Это восстановление порядка? (Нет.) Рассмотрите иллюстрацию на с. 64, правую. Что на ней изображено? (Изгнание поляков из Кремля.) Это восстановление порядка? (Частично да, освобождение страны от захватчиков.) Рассмотрите иллюстрации на с. 64, левую и нижнюю. Что на них изображено? (Венчание на царство Михаила Романова.) Верно, вы видите, как россияне приветствуют нового царя. Это восстановление порядка? (Да.)
– А сейчас вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы сегодня выяснили?(Почему самым обычным людям – гражданину Минину и князю Пожарскому благодарна вся Россия?)
– Вы уже можете ответить на вопрос? Они спасли государство тем, что смогли объединить людей, создать народное ополчение. Посмотрите на доску, как можно назвать историческое время между царствованием Ивана Грозного и Михаила Федоровича Романовым. (смута, междуцарствие).
Продолжите фразу: «Хуже грозного царя, только…»
Выполнение тестов. Самостоятельная проверка ответов. Заполнение листа самооценки.
Перекрестные вопросы между группами. Заполнение листа самооценки.
VII. Оценивание по шкале (на доске), выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Кто считает, что получил сегодня много интересной информации и может ею поделиться с другими, тот пусть пожмет соседу руку.
Ели вам понравился урок поднимите раскрытые ладони, если нет – положите ладони на стол.
VIII. Объявление домашнего задания.
Ребята, наш урок подходит к концу. Сегодня хорошо работали …
Запишите домашнее задание.
Тетрадь стр. 25-26. (два задания на выбор), параграф 12.
Творческое задание по желанию. От своего имени напиши благодарственное письмо Пожарскому и Минину. Отметь, в чем заслуга их перед Россией.
Приложение 1.
1. Кто стал новым царем после смерти Ивана Грозного и двух его сыновей?
Иван IV
Борис Годунов
Иван III
2. В каком году Россия оказалась на краю гибели?
в 1816 г.
в 1161 г.
в 1611 г.
3.Как звали самозванца, который называл себя сыном Ивана Грозного?
Лжедмитрием I
ЛжегодуновымI
ЛжемихаиломI
4. Кто созвал народное войско?
Борис Годунов
Дмитрий Пожарский
Козьма Минин
5. Кто возглавил народное войско?
Михаил Романов
Дмитрий Пожарский
Дмитрий Донской
6. В каком году народное войско выбило поляков из Кремля?
в 1612
в 1812
в 1621
7. Как называется войско из простых людей, горожан и крестьян, которые объединились для борьбы за освобождение Родины?
стрелецкое войско
княжеская дружина
народное ополчение
8. Что такое народное ополчение?
войско из знатных людей для защиты Родины от иноземных захватчиков
войско из простых людей для защиты Родины от иноземных захватчиков
войско для поддержания порядка на Руси
9. Кем был избран новый законный царь?
Боярской Думой
Ополченцами
Земским Собором
10. Избранием какого царя завершилось Смутное время?
Михаила Фёдоровича Романова
Петр I
Ивана Грозного
11. Что такое Земский собор?
дворец, построенный в начале XVII века
собрание иностранных послов
собрание представителей русского народа: бояр, дворян, священников, купцов, ремесленников и крестьянин
12. Какая страна во времена Смутного времени ввела свою армию на территорию России, чтобы захватить русские земли?