kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира по программе: "Планета знаний". 2 класс. Раздел учебника: "Мы живём на планете Земля". Тема урока: "Космические гости".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окр. мира по программе: "Планета знаний". 2 класс. Раздел учебника: "Мы живём на планете Земля". Тема урока: "Космические гости. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по программе: "Планета знаний". 2 класс. Раздел учебника: "Мы живём на планете Земля". Тема урока: "Космические гости".»

Наименование учреждения

МБОУ «Центр образования №29»

Учитель

николаева Л. А.

Программа

Планета знаний

Класс

2

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Солнечная система. Космические гости: метеоры, метеориты, астероиды, кометы.

Цель урока

- Познакомить с малыми космическими телами: метеорами, метеоритами, астероидами, кометами; изучить их особенности.


Задачи урока

Образовательные (предметные):

- Дать представление о малых телах Солнечной системы: метеорах, метеоритах, астероидах, кометах.
- Показать соотношения между расположением, размерами и массой малых тел в Солнечной системе.

- Закрепить знания о Солнечной системе, о её составе.
Развивающие (метапредметные):

Регулятивные: 
- Способствовать выполнению учебного действия – распознавать малые космические тела: метеоры, метеориты, астероиды, кометы. 
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 
- Развивать умение учащихся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные: 
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. 
- Отрабатывать умение перерабатывать полученную информацию из разных источников, находить ответы на вопросы
 Коммуникативные: 
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом в паре.

- Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):

- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

- Способствовать проявлению познавательной инициативы в ситуации сотрудничества, оказывать помощь товарищам.

- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах творческой деятельности.

- Формировать умение проявлять внимание и дисциплину.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать названия планет, малых космических тел Солнечной системы.

Уметь выявлять отличительные особенности метеоров, метеоритов, астероидов, комет.

Уметь моделировать Солнечную систему.

Личностные:

Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; выполнять учебные действия по плану, оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные: извлекать информацию из разных источников (презентация, учебник, текст карточки), называть и распознавать малые космические тела Солнечной системы.

Коммуникативные: принимать участие в работе; воспринимать мнение других людей, взаимодействовать с одноклассниками при работе в парах..

Основные понятия

Солнечная система, звёзды, созвездия, планеты, метеор, метеорит, астероид, комета.

Ресурсы урока

Учебник «Окружающий мир» 2 класс 1 часть Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. (УМК «Планета знаний»), презентация, карточки.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная
































Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
все загадки разгадать -
надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно,
Изучать природу нужно.

Учитель. Сегодня на уроке у нас много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь. Настройтесь на активную работу на уроке.

Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.

Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется как?

- астрономия

- в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.

Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в заочное космическое путешествие (совершим виртуальную космическую экскурсию) на космическом корабле. Чтобы попасть на корабль нам надо выполнить тренировочные упражнения, вспомнить, что мы уже знаем о космическом пространстве.

II. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала по теме: «Космические тела- планеты». Проверка Д\З.

Отгадайте загадку:

Девять братьев и сестер

Вокруг мамы бродят,

Отражая ее свет,

Хороводы водят. (Планеты и Солнце)

1. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца. Моделирование. (Один ребёнок работает у доски с карточками планет)

2. Заслушивание небольших сообщений о планетах Солнечной системы. Информационный проект о планете Марс.


3. Вопросы по материалу предыдущего урока. Кросс – опрос. Разминка.

- Весь необъятный звёздный мир. (Вселенная, космос)

- Прибор для изучения Вселенной. (Телескоп)

- Самая близкая к нам звезда. (Солнце)

- Самые горячие звезды по цвету. (Белые)

- Самые холодные звезды по цвету. (Красные)

- Какого цвета Солнце? (Желтого)

- Как называются группы звезд? (Созвездия)

- Сколько созвездий насчитывают ученые? (88)

- Назвать несколько самых ярких звезд. (Сириус, Альтаир, Вега, Арктур, Полярная)

- По какой звезде можно ориентироваться? Почему? (Полярная. Остаётся неподвижной.)

- Сколько планет в Солнечной системе? (8) (В августе 2006 года 9-ую планету Плутон лишили статуса планеты)

- Почему планеты постоянно меняют своё положение на небосклоне? (Планеты движутся вокруг Солнца)

- Путь, по которому планеты вращаются вокруг Солнца. (Орбита)

- Почему нам кажется, что планеты излучают свет? (Освещены светом звезды, вокруг которой движутся, светом Солнца)

- Самая маленькая планета? (Меркурий)

- Какая самая большая? (Юпитер)

- Как называется Солнце вместе с планетами? (Солнечная система)

Проверка работы ученика у доски.

Дополнительный вопрос: - что такое звёзды? (Огромные огненные шары)

– Самая ближайшая к нам звезда? (Солнце)

- Чем планета отличается от звезды? (Планеты не излучают свет, они только отражают свет Солнца)

III. Формулировка темы урока, цели урока и учебных задач.

Загадочные явления природы всегда привлекали людей. Послушайте стихотворение. О чём в нём говорится?

О чем я думаю? О падающих звездах…
Гляди, вон там одна, беззвучная, как дух,
алмазною стезей прорезывает воздух,
и вот уж путь ее — потух… В. Набоков

- О чём говорится в стихотворении? ( О звездопаде, о падающих звёздах)

- А действительно ли это звёзды падают в космосе? Кто как думает. (Ответы детей).

- У нас пока недостаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос. Итак, возникла проблема. Будем её решать.

-Где мы можем найти нужную нам информацию? (Источники информации: сеть Интернет, энциклопедии, справочники, специальная литература) (Выставка книг в классе).

Тема урока «Космические гости». (Карточка на доске)

Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока-путешествия…

Цель: Познакомиться с малыми космическими телами.

План работы:

1. «Падающие звёзды».

2. Другие космические тела.

3. Сравнение космических тел.

IV. «Открытие» нового знания. (Выход из затруднительного положения, решение проблемы).

Итак, занимаем места в космическом корабле, садимся правильно, отправляемся в путь в космическое пространство. Внимательно слушаем и запоминаем.

Презентация о метеорах, метеоритах, астероидах и кометах.

«Падающие звёзды».



Иногда можно наблюдать, как по ночному небу проносятся сверкающие точки, похожие на падающие звезды. Говорят, что когда видишь падающую «звезду», надо загадать желание, и оно обязательно исполнится.

Но то, что мы принимаем за падающие звезды, - это всего-навсего маленькие камни, летящие из космического пространства. Подлетая к нашей планете, такой камень сталкивается с воздушной оболочкой и при этом так сильно раскаляется, что начинает светиться, как звездочка. Вскоре «звездочка», не долетев до Земли 80-100 км, сгорает и гаснет. Эти космические пришельцы называются метеорами (от греч.«метеорос» - парящий в воздухе).

Очень яркие метеоры называют болидами.


Метеориты.

Метеориты - это осколки космических тел, не успевшие сгореть в атмосфере и падающие на поверхность Земли, другой планеты или спутник (дословно – «камень с неба»).

Типы метеоритов: железные, каменные и железокаменные.

Большинство найденных метеоритов имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Самый большой из найденных метеоритов весил более 60 тонн (метеорит Гоба в Намибии (Африка).

Падение крупных метеоритов на Землю сопровождается взрывом. На месте падения метеорита может образоваться кратер.

Челябинский метеорит. 15 февраля 2013 года  в окрестностях Челябинска упал метеорит.

Большая часть метеорита взорвалась и испарилась прямо в воздухе, до Земли же долетело лишь несколько небольших камешков.


В 1801 году Джузеппе Пиацци (монах и астроном Италии) обнаружил в телескоп новые небесные тела — астероиды.


Астероиды («звездоподобные» от греч. «астер» - звезда; «оидос» - вид)

Астероидом в астрономии называется твёрдое небесное тело небольших размеров, неправильной формы, которое вращается по самостоятельной орбите вокруг Солнца.

В Солнечной системе между орбитами планет Марса и Юпитера расположилось огромное количество астероидов различного размера и формы.

Это скопление небесных тел зовется поясом астероидов. Ещё один пояс астероидов расположен за орбитой Нептуна.

Астероиды – не звёзды, они не испускают собственного света. Это малые планеты.

Пояс астероидов.

В вальсе кружась, вихрем камни несутся.
Жаль, что не знаем, откуда берутся.
Может быть, это планета была?
Да взорвалась на обломки дотла!
Камень большой, если с круга сорвется,
Крушит все подряд — астероидом зовется.



Астероид Церера является крупнейшим и наиболее массивным астероидом в поясе между Марсом и Юпитером. Он был назван в честь древнеримской богини плодородия Цереры.


«Хвостатые звезды». Привычная картина ночного неба может быть нарушена появлением еще одного небольшого космического тела – кометы.
Слово «комета» в переводе с греческого языка означает «хвостатая» или «косматая». Хвосты комет бывают довольно длинными, занимают на небе большую площадь и направлены в сторону от Солнца.


Вестницы беды. В прошлом внешний вид кометы пугал людей. Они считались вестницами войн, эпидемий, смерти великих людей.


Строение кометы. У кометы три главные части: ядро, голова и хвост. Ядро состоит изо льда, воды, газов и каменных обломков. Хвост появляется при приближении к Солнцу.

- Вот и закончилось наша виртуальная экскурсия, но не работа на уроке. С какими новыми понятиями познакомились в нашем заочном путешествии? (Открываю карточки на доске с новыми словами)

Физкультминутка.

V. Закрепление.

1. Работа по учебнику стр. 50 – 51.

Прочитайте про себя текст статьи, поработайте со справочником в конце учебника.

Повторим основные понятия: метеор, метеорит, астероид, комета.

Скажите, что такое метеор? Метеорит чем отличается от метеора? Что такое астероид? Комета?

2. Работа в парах. На листах, которые лежат на партах, соединить название и описание космического тела. Сначала самостоятельно, а потом в паре придите к единому мнению. Правила работы в паре.

комета

Эти космические тела по форме отличаются от шаров, они похожи на большие глыбы, мчащиеся вокруг Солнца. Они разместились двумя поясами: 1) между Марсом и Юпитером; 2) за планетой Нептун.

метеорит

Они возникают, когда небольшие камешки с большой скоростью врезаются в земную атмосферу, разогреваются в ней, вспыхивают и сгорают на высоте около 100 км.

астероид

Это крупные обломки, которые полностью не сгорают в атмосфере нашей планеты и падают на ее поверхность.

метеор

Это не очень крупные объекты. Но, когда они находятся вблизи Солнца, их часто можно видеть с Земли невооруженным глазом. Состоит изо льда и камней, за ней тянется хвост из газов и пыли.

Проверка по эталону на доске.


VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Теперь мы можем ответить на вопрос, действительно ли звёзды падают в космосе?

- О чём бы хотели узнать более подробно?

Какие цели ставили на уроке? Все ли выполнили? Что узнали? Чему научились?

- Оцените свою работу на уроке: всё понятно, работал активно, всё получилось – голубая звезда, не всё понятно, затруднялся в выполнении задания – жёлтая звезда, многое не понятно – не смог выполнить задание – красная звезда. Спасибо за работу на уроке.


VII. Домашнее задание. Учебник стр. 50 – 51 пересказ. Кто запомнил материал из презентации, можете рассказать дома родителям и на следующем уроке. Вопрос №2 из учебника на стр. 51 подготовить дополнит. материал.

В тетрадях нарисовать фантастическую планету.

Разгадать кроссворд.


Кроссворд. Впишите в клетки кроссворда нужные буквы.


1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космического тела.

2. Космическое тело, упавшее на Землю.

3. Малая планета.

4. «Волосатая» звезда



- А теперь сюрприз. Я вам подарю по маленькой звёздочке. Пусть это и не падающая звезда. Загадайте заветное желание и пусть оно обязательно исполнится. Звёздочки мы подарим и нашим гостям. Стихотворение о желании:


Смотрю на небо в ожидании,

Когда начнется звездопад...

А август месяц, по преданью,

На звездопад всегда богат.


Желанье загадать успеешь,

Пока звезда еще летит,

Так значит и желанье это

Должно исполниться в тот миг!


Желаний кучу перебрала,

Их много, а звезда одна...

Я на бумажке написала:

"Уйдет с планеты пусть война!"


Подумала: мои желанья

Исполнить и сама смогу,

Потрачу я на мир без войн

Свою упавшую звезду.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Николаева Людмила Анатольевна

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373994


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства