Конспект урока окружающего мира по программе: "Планета знаний". 2 класс. Раздел учебника: "Мы живём на планете Земля". Тема урока: "Космические гости".
Конспект урока окружающего мира по программе: "Планета знаний". 2 класс. Раздел учебника: "Мы живём на планете Земля". Тема урока: "Космические гости".
Конспект урока окр. мира по программе: "Планета знаний". 2 класс. Раздел учебника: "Мы живём на планете Земля". Тема урока: "Космические гости. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по программе: "Планета знаний". 2 класс. Раздел учебника: "Мы живём на планете Земля". Тема урока: "Космические гости".»
- Познакомить с малыми космическими телами: метеорами, метеоритами, астероидами, кометами; изучить их особенности.
Задачи урока
Образовательные (предметные):
- Дать представление о малых телах Солнечной системы: метеорах, метеоритах, астероидах, кометах. - Показать соотношения между расположением, размерами и массой малых тел в Солнечной системе.
- Закрепить знания о Солнечной системе, о её составе. Развивающие (метапредметные):
Регулятивные: - Способствовать выполнению учебного действия – распознавать малые космические тела: метеоры, метеориты, астероиды, кометы. - Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Развивать умение учащихся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные: - Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. - Отрабатывать умение перерабатывать полученную информацию из разных источников, находить ответы на вопросы Коммуникативные: - Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом в паре.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Способствовать проявлению познавательной инициативы в ситуации сотрудничества, оказывать помощь товарищам.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах творческой деятельности.
- Формировать умение проявлять внимание и дисциплину.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать названия планет, малых космических тел Солнечной системы.
Уметь выявлять отличительные особенности метеоров, метеоритов, астероидов, комет.
Уметь моделировать Солнечную систему.
Личностные:
Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; выполнять учебные действия по плану, оценивать свою деятельность на уроке.
Познавательные: извлекать информацию из разных источников (презентация, учебник, текст карточки), называть и распознавать малые космические тела Солнечной системы.
Коммуникативные: принимать участие в работе; воспринимать мнение других людей, взаимодействовать с одноклассниками при работе в парах..
Учебник «Окружающий мир» 2 класс 1 часть Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. (УМК «Планета знаний»), презентация, карточки.
Формы урока
Фронтальная, индивидуальная, парная
Ход урока
I. Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности.
Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, все загадки разгадать - надо много наблюдать. Только вместе, только дружно, Изучать природу нужно.
Учитель. Сегодня на уроке у нас много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь. Настройтесь на активную работу на уроке.
Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется как?
- астрономия
- в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в заочное космическое путешествие (совершим виртуальную космическую экскурсию) на космическом корабле. Чтобы попасть на корабль нам надо выполнить тренировочные упражнения, вспомнить, что мы уже знаем о космическом пространстве.
II. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала по теме: «Космические тела- планеты». Проверка Д\З.
Отгадайте загадку:
Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет,
Хороводы водят. (Планеты и Солнце)
1. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца. Моделирование. (Один ребёнок работает у доски с карточками планет)
2. Заслушивание небольших сообщений о планетах Солнечной системы. Информационный проект о планете Марс.
3. Вопросы по материалу предыдущего урока. Кросс – опрос. Разминка.
- Весь необъятныйзвёздный мир. (Вселенная, космос)
- Прибор для изучения Вселенной. (Телескоп)
- Самая близкая к нам звезда. (Солнце)
- Самые горячие звезды по цвету. (Белые)
- Самые холодные звезды по цвету. (Красные)
- Какого цвета Солнце? (Желтого)
- Как называются группы звезд? (Созвездия)
- Сколько созвездий насчитывают ученые? (88)
- Назвать несколько самых ярких звезд. (Сириус, Альтаир, Вега, Арктур, Полярная)
- По какой звезде можно ориентироваться? Почему? (Полярная. Остаётся неподвижной.)
- Сколько планет в Солнечной системе? (8) (В августе 2006 года 9-ую планету Плутон лишили статуса планеты)
- Почему планеты постоянно меняют своё положение на небосклоне? (Планеты движутся вокруг Солнца)
- Путь, по которому планеты вращаются вокруг Солнца. (Орбита)
- Почему нам кажется, что планеты излучают свет? (Освещены светом звезды, вокруг которой движутся, светом Солнца)
- Самая маленькая планета? (Меркурий)
- Какая самая большая? (Юпитер)
- Как называется Солнце вместе с планетами? (Солнечная система)
Проверка работы ученика у доски.
Дополнительный вопрос: - что такое звёзды? (Огромные огненные шары)
– Самая ближайшая к нам звезда? (Солнце)
- Чем планета отличается от звезды? (Планеты не излучают свет, они только отражают свет Солнца)
III. Формулировка темы урока, цели урока и учебных задач.
Загадочные явления природы всегда привлекали людей. Послушайте стихотворение. О чём в нём говорится?
О чем я думаю? О падающих звездах… Гляди, вон там одна, беззвучная, как дух, алмазною стезей прорезывает воздух, и вот уж путь ее — потух… В. Набоков
- О чём говорится в стихотворении? ( О звездопаде, о падающих звёздах)
- А действительно ли это звёзды падают в космосе? Кто как думает. (Ответы детей).
- У нас пока недостаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос. Итак, возникла проблема. Будем её решать.
-Где мы можем найти нужную нам информацию? (Источники информации: сеть Интернет, энциклопедии, справочники, специальная литература) (Выставка книг в классе).
Тема урока «Космические гости». (Карточка на доске)
Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока-путешествия…
Цель: Познакомиться с малыми космическими телами.
План работы:
1. «Падающие звёзды».
2. Другие космические тела.
3. Сравнение космических тел.
IV. «Открытие» нового знания. (Выход из затруднительного положения, решение проблемы).
Итак, занимаем места в космическом корабле, садимся правильно, отправляемся в путь в космическое пространство. Внимательно слушаем и запоминаем.
Презентация о метеорах, метеоритах, астероидах и кометах.
«Падающие звёзды».
Иногда можно наблюдать, как по ночному небу проносятся сверкающие точки, похожие на падающие звезды. Говорят, что когда видишь падающую «звезду», надо загадать желание, и оно обязательно исполнится.
Но то, что мы принимаем за падающие звезды, - это всего-навсего маленькие камни, летящие из космического пространства. Подлетая к нашей планете, такой камень сталкивается с воздушной оболочкой и при этом так сильно раскаляется, что начинает светиться, как звездочка. Вскоре «звездочка», не долетев до Земли 80-100 км, сгорает и гаснет. Эти космические пришельцы называются метеорами (от греч.«метеорос» - парящий в воздухе).
Очень яркие метеоры называют болидами.
Метеориты.
Метеориты - это осколки космических тел, не успевшие сгореть в атмосфере и падающие на поверхность Земли, другой планеты или спутник (дословно – «камень с неба»).
Типы метеоритов: железные, каменные и железокаменные.
Большинство найденных метеоритов имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Самый большой из найденных метеоритов весил более 60 тонн (метеорит Гоба в Намибии (Африка).
Падение крупных метеоритов на Землю сопровождается взрывом. На месте падения метеорита может образоваться кратер.
Челябинский метеорит. 15 февраля 2013 года в окрестностях Челябинска упал метеорит.
Большая часть метеорита взорвалась и испарилась прямо в воздухе, до Земли же долетело лишь несколько небольших камешков.
В 1801 году Джузеппе Пиацци (монах и астроном Италии) обнаружил в телескоп новые небесные тела — астероиды.
Астероиды («звездоподобные» от греч. «астер» - звезда; «оидос» - вид)
Астероидом в астрономии называется твёрдое небесное тело небольших размеров, неправильной формы, которое вращается по самостоятельной орбите вокруг Солнца.
В Солнечной системе между орбитами планет Марса и Юпитера расположилось огромное количество астероидов различного размера и формы.
Это скопление небесных тел зовется поясом астероидов. Ещё один пояс астероидов расположен за орбитой Нептуна.
Астероиды – не звёзды, они не испускают собственного света. Это малые планеты.
Пояс астероидов.
В вальсе кружась, вихрем камни несутся. Жаль, что не знаем, откуда берутся. Может быть, это планета была? Да взорвалась на обломки дотла! Камень большой, если с круга сорвется, Крушит все подряд — астероидом зовется.
Астероид Церера является крупнейшим и наиболее массивным астероидом в поясе между Марсом и Юпитером. Он был назван в честь древнеримской богини плодородия Цереры.
«Хвостатые звезды». Привычная картина ночного неба может быть нарушена появлением еще одного небольшого космического тела – кометы. Слово «комета» в переводе с греческого языка означает «хвостатая» или «косматая». Хвосты комет бывают довольно длинными, занимают на небе большую площадь и направлены в сторону от Солнца.
Вестницы беды. В прошлом внешний вид кометы пугал людей. Они считались вестницами войн, эпидемий, смерти великих людей.
Строение кометы. У кометы три главные части: ядро, голова и хвост. Ядро состоит изо льда, воды, газов и каменных обломков. Хвост появляется при приближении к Солнцу.
- Вот и закончилось наша виртуальная экскурсия, но не работа на уроке. С какими новыми понятиями познакомились в нашем заочном путешествии? (Открываю карточки на доске с новыми словами)
Физкультминутка.
V. Закрепление.
1. Работа по учебнику стр. 50 – 51.
Прочитайте про себя текст статьи, поработайте со справочником в конце учебника.
Повторим основные понятия: метеор, метеорит, астероид, комета.
Скажите, что такое метеор? Метеорит чем отличается от метеора? Что такое астероид? Комета?
2. Работа в парах. На листах, которые лежат на партах, соединить название и описание космического тела. Сначала самостоятельно, а потом в паре придите к единому мнению. Правила работы в паре.
комета
Эти космические тела по форме отличаются от шаров, они похожи на большие глыбы, мчащиеся вокруг Солнца. Они разместились двумя поясами: 1) между Марсом и Юпитером; 2) за планетой Нептун.
метеорит
Они возникают, когда небольшие камешки с большой скоростью врезаются в земную атмосферу, разогреваются в ней, вспыхивают и сгорают на высоте около 100 км.
астероид
Это крупные обломки, которые полностью не сгорают в атмосфере нашей планеты и падают на ее поверхность.
метеор
Это не очень крупные объекты. Но, когда они находятся вблизи Солнца, их часто можно видеть с Земли невооруженным глазом. Состоит изо льда и камней, за ней тянется хвост из газов и пыли.
Проверка по эталону на доске.
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Теперь мы можем ответить на вопрос, действительно ли звёзды падают в космосе?
- О чём бы хотели узнать более подробно?
Какие цели ставили на уроке? Все ли выполнили? Что узнали? Чему научились?
- Оцените свою работу на уроке: всё понятно, работал активно, всё получилось – голубая звезда, не всё понятно, затруднялся в выполнении задания – жёлтая звезда, многое не понятно – не смог выполнить задание – красная звезда. Спасибо за работу на уроке.
VII. Домашнее задание. Учебник стр.50 – 51 пересказ. Кто запомнил материал из презентации, можете рассказать дома родителям и на следующем уроке. Вопрос №2 из учебника на стр. 51 подготовить дополнит. материал.
В тетрадях нарисовать фантастическую планету.
Разгадать кроссворд.
Кроссворд. Впишите в клетки кроссворда нужные буквы.
1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космического тела.
2. Космическое тело, упавшее на Землю.
3. Малая планета.
4. «Волосатая» звезда
- А теперь сюрприз. Я вам подарю по маленькой звёздочке. Пусть это и не падающая звезда. Загадайте заветное желание и пусть оно обязательно исполнится. Звёздочки мы подарим и нашим гостям. Стихотворение о желании: