Сейчас, а вам предлагаю всем встать. Девочки и мальчики, прыгаем, как зайчики (прыгаем). Как пыхтит ежонок? (озвучиваем) Покажите-ка, ребята, как ходит мишка косолапый.(показ) - А сейчас обратимся к нашему учебнику. Открываем на с.32, читаем тему нашего урока «Звери- млекопитающие»; заголовок «Покров тела у зверей» (читают учащиеся) Все ли вам слова понятны? -Скажите, пожалуйста, а что такое покров? (Покров- наружный верхний слой, покрывающий что-нибудь) -Хорошо! Обратите внимание на рубрику «Обрати внимание» Рубрика «Обрати внимание»: рассмотри рисунки. Как покров тела помогает зверям в их жизни? - Чем покрыто тело нерпы? (кожей). Где обитает? (в воде) -Посмотрите внимательно, есть ли волосы на ее теле? - Как вы думаете, было бы удобно им плавать с густой и длинной шерстью? (нет) Почему? У млекопитающих, которые обитают в воде (кит, дельфин, морж, тюлень, нерпа), вообще практически не видно волосяного покрова. С длинной и густой шерстью им неудобно будет жить в воде. У морских зверей под кожей толстый слой жира, который хорошо сохраняет тепло. Поэтому у взрослых морских зверей мех редкий и грубый. 2.Чем покрыто тело дикобраза и ежа? (колючками- иглами.) - Ребята, как вы думаете, колючки – это шерсть? Ребята, колючки - это видоизменившиеся волосы. - Для чего дикобразу и ежу нужны колючки? (они им служат для самообороны) - Давайте, вспомним, когда еж чувствует опасность, что он делает? (сворачивается в клубок) - Верно! -В виде чего представлен покров медведя и куницы?(мех-шерсть) Давайте сравним покров куницы и медведя. Какой он у куницы? (шерстка короткая) А у медведя?(шерстка длинная, косматая) Шерсть медведя достигает 20-25 см. - Для чего нужна шерсть животным? Какова ее роль? Главная ее задача защитить организм от перегрева при повышении температуры воздуха, переохлаждения - при понижении температуры, а так же от проникновении вирусов и бактерий. - А что общего у медведя и куницы? (они передвигаются на 4 лапах, имеется хвост.) -Какой по размеру хвост куницы? (длинный) А у медведя? (короткий, маленький) - А где обитает медведь и куница? (в лесных массивах) -Хорошо! - Какой же вывод можно сделать о том, как помогает мех млекопитающим в их жизни? (мех согревает, защищает от холода; в жарком климате густой мех, не нужен; помогает защищаться от хищников). У всех ли млекопитающих покров тела одинаковый?(нет) - А как вы думаете, почему он разный? От чего это зависит? (зависит от того, где живет, .е. от среды обитания) - Теперь мы сможем ответить на наш вопрос «Чем покрыто тело зверей?» (мех-шерсть, илы, редкие и грубые волоски) Итак, мы определили по какому признаку можно различать зверей. И этот признак - покров тела. Читаем рубрику «Выделим главное»: Звери имеют волосяной покров. Мех хорошо защищает зверей от холода. Чем севернее живет зверь, тем гуще и теплее его мех. Колючки еж или дикобраза-изменившиеся (видоизмененные) волосы. У морских зверей под кожей толстый слой жира, который хорошо сохраняет тепло. Поэтому у взрослых морских зверей мех редкий и грубый. Обратите внимание на рубрику «Обрати внимание» Рубрика «Обрати внимание»: рассмотри рисунки. Расскажи, как звери передвигаются. - Назовите, животных? (шимпанзе, гепард, летучая мышь, белка-летяга, гренландский тюлень) - Как передвигается гепард? (бежит) - Как передвигается летучая мышь? (летает). Это единственное млекопитающее, которое летает. - Как передвигается белка – летяга? (прыгает) При выполнении прыжка, имитирует полет. - Как передвигается Гренландский тюлень? (ползет, передвигая ластами, хвостом; плавает) -Как передвигается шимпанзе? (виснет и прыгает, лазает) - Скажите, а как передвигается белый медведь, обитатель Арктики? (Обычно они передвигаются на четырех лапах и вразвалку, однако способны подняться на задние лапы, вытягиваясь при этом в высоту до 3 м, и даже сделать несколько шагов так) Мы определили, что все звери передвигаются, но по-разному: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. - Как вы думаете, от чего зависит движение зверей, способы их передвижения? (От того, где они живут, чем питаются и есть ли у них враги). Обобщение: работаем с иллюстрациями разворота учебника с.32-33. План анализа (на доске): Назвать животное Среда обитания Чем представлен покров тела Его роль Например, 1. нерпа, Гренландский тюлень 2. Обитают в воде 3.Покров тела представлен кожей с редкими и грубыми волосками 4.Жировой слой сохраняет тепло. Физкультминутка: У оленя дом в лесу Он глядит в свое окно Заяц по полю бежит В дверь к нему стучит: Тук-тук дверь открой Там в лесу охотник злой. Заяц, заяц забегай Лапу мне давай. - Молодцы! Присаживайтесь на свои рабочие места. |