Конспект урока обучения грамоте(чтение)с элементами логопедизации в 1 классе.
Конспект урока обучения грамоте(чтение)с элементами логопедизации в 1 классе.
Данный урок проводился учителем класса вместе с учителем-логопедом.Закреплялись знания учащихся по теме "Семья",развивался фонематический слух,слоговая структура слова,связная речь.На протяжении всего урока учителя контролировали правильное произношение поставленных звуков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте(чтение)с элементами логопедизации в 1 классе.»
Урок обучения грамоте (чтение) с элементами логопедизации.1класс.
Тема: Моя семья. Взаимоотношения в семье.
Цели: закрепить знания учащихся по теме «семья»; развивать фонематический слух, слоговую структуру слова, словарный запас, связную речь, внимание, мышление, память; совершенствовать умение читать слова и предложения; способствовать формированию понимания значимости семьи. Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.
Ход урока: (Слайд 1)
I.Организационный момент
Прозвенел звонок и вот
Начинаем наш урок.
Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь.
Сегодня на уроке у нас гости, и мы как гостеприимные хозяева окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко. Здравствуйте!
II. Актуализация опорных знаний.
Надеюсь, наше занятие будет проходить интересно и увлекательно, так как работать с вами будут два учителя. Тему нашего урока, ребята, вам подскажет загадка. Слушайте, внимательно.
1.Загадка
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавим «я» —
Что получится? (Семья)
(Слайд 2)
2.Ассоциативный куст.
Кого вы представляете, когда слышите слово семья? Семья- это… (ответы детей, составление куста на доске)
Вывод.
Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
3.Чтение стихотворения наизусть. (Слайд 3 )
А вот какое стихотворение о семье подготовили наши ребята.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит « Во! – семья.»
Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке?
Cегодня мы с вами будем говорить о семье. Давайте хором прочитаем тему занятия «Моя семья». Урок пройдёт под девизом: «Мама, папа, я – дружная семья!»
(Слайд 3)
У нас сегодня необычный урок- урок- исследование. Вместе мы будем искать ответ на вопрос. Что такое семья и что нужно, чтобы у каждого человека была дружная, крепкая семья, чтобы все в ней были счастливы и всем было хорошо.
Предлагаю начать наш поиск, отправившись в город Азбукоград.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю я вас в путь
Взять все знания в дорогу
И улыбку не забудь.
III. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Работа со звуками. Чтение слогов.(Слайд 5) . Куст- выделенные слова)
Внимание, впереди улица звуков и слогов.
-Что вы знаете о звуках? Какие бывают звуки?
Ребята , прочитайте слова в начале ,которых пишется буква с. Какие звуки она обозначает?
Сын, семья
БАБУШКА, ДЕДУШКА ( назовите пятую букву в словах)
са со су сы си
ас ос ус ыс ис
ша шо шу ши
аш ош уш иш
У кого в имени есть звуки с или ш? Как тебя нежно и ласково называет мама, папа?
(Сашенька, Сашуличка, Саничка).
Какие это слова?(ласковые) Так какое же слово живет в каждой семье?
В каждой дружной семье живёт слово ласка( Слово – ласка)
2.Составление и чтение слов. Работа в парах. Площадь слов.
В семье у каждого из вас ребята есть люди самые близкие, любимые. Кто же это? Вы сможете найти ответ на вопрос , работая в парах по карточкам. Собрав буквы одного цвета, прочитайте слова.
Ответ на вопрос( Дети читают хором со слайда : мама, папа, бабушка, дедушка)
(Слайд 6 )
Эти люди полюбили вас когда вы только родились и будут любить вас всегда. Как они относятся к вам ? Какое же слово должно жить в дружной семье? Площадь слов нам дарит ещё один лучик.(любовь)
Есть семьи большие, есть и маленькие. И у каждого члена семьи должны быть свои обязанности по дому.
Предлагаю, прослушав загадки, составить предложение по схеме.
Повторение о предложение:
Что выражает предложение? Из чего состоит предложение? Определите количество слов в схеме предложения?
Внимание ,слушайте загадки.
1.Кто взял в руки молоток,
Вырыл яму он лопатой?
Кто смотрел со мной хоккей?
Это мой любимый...(дети хором - папа).
2.Кто красивей всех вокруг,
Кто мой нежный ,добрый друг?
Кто готовит, моет раму?
Это всё родная …мама.
Мальчики, составьте предложение о том, что делает папа.
Девочки, составьте предложение о том, чем занята мама.
6. Игра «Где чья работа?» (Слайд 8)
Задание. Посмотрите на предмет и скажите, кто с этим предметом работает: мамы или папы? Список предметов: пылесос, игла, ножницы, сковородка.
Девочки выбирают предметы, которыми работают мамы, мальчики- предметы, которыми работают папы.
Вывод : Эти предметы могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.
Какое же слово нам помогли найти загадки? ( Помощь.)
7.Работа с чистоговорками.Фонтан Чистоговорок. (Слайд 9.)
-А какие обязанности по дому выполняете вы нам поможет вспомнить фонтан чистоговорок.
Ол-ол-ол-подметаю пол.
Ру-ру-ру-посуду соберу.
Суду суду я мою посуду
Ты-ты-ты –я полью цветы.
Я-я-я- у нас добрая семья.
Какое слово должно жить в любой семье? Доброта
А сейчас я предлагаю вам показать что еще вы делаете дома.
8.Весёлая физминутка. Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем хором(Слайд 10.)
9. Чтение текста (карточки с текстом) ПАРК ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
1) пилит, моет, варит, тарелки.
2)У папы пила.
Он пилит.
Мама варит суп.
Нина моет тарелки.
Наша семья ….
Какое словечко вы добавили в текст?
Что делала мама, папа? Что делают Нина? Какая это семья? Почему?
Посмотрите в каком домике живёт Нина?
Какое слово нам дарит дружная семья? (слово дружба).
Парк предложений посылает нам ещё один лучик.
IV.Закрепление и обобщение изученного.
1 . Итоговая беседа. Вот и подошло к концу наше путешествие ,завершается и наше исследование. Посмотрите какое солнышко семьи у нас получилось.
На сегодня мы выяснили,чтобы семья была дружной ,надо относиться к друг другу, придерживась каких качеств… Если каждый член семьи будет следовать им ,то в семье будет царить мир и согласие. А значит семья будет дружной и счастливой.
2.Чтение стихотворений детьми.слайд 11
Семья –это дом,где тепло и уют,
Где любят тебя и конечно же ждут,
Семья – это те,без кого мы не можем,
Они нам всех ближе,родней и дороже.
Семья – это радость улыбок и встреч,
Которые надо ценить и беречь.
Ребята, подарите гостям частичку нашего солнышка.
Уважаемые гости! Пусть и в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
2..Творческая работа
Ребята, мы сегодня с вами говорили о семье. Узнали ,что семья самое дорогое, что есть у каждого человека. Но мы с вами тоже семья , какая? (Школьная) А какая она?
Предлагаю выполнить задание : дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете нашу семью.
Развитие мелкой моторики. Ладонь – ребро - кулак
Приступаем к работе.
Выставка рисунков. (дети объясняют, что нарисовали и почему.)
Ответы детей:
1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои друзья.»
2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа и все остальные наши родственники, которые нам помогают учиться» и т. д.
V.Итог урока.Рефлексия.
Ребята, какая красивая наша семья. Вы все молодцы. А сейчас оцените свою работу на уроке.
Мы работали старательно.
Всё у нас получилось замечательно.
Урок окончен. Всем спасибо!
Текст, выделенный крупным шрифтом, проговаривал учитель-логопед Дмитрук Л.Н. Шрифт мельче – это работа учителя класса Зайцевой А.Ф.
Урок обучения грамоте (чтение) с элементами логопедизации
Тема: Моя семья. Взаимоотношения в семье.
Цели: закрепить знания учащихся по теме «семья»; развивать фонематический слух, слоговую структуру слова, словарный запас, связную речь, внимание, мышление, память; совершенствовать умение читать слова и предложения; способствовать формированию понимания значимости семьи. Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.
Ход урока: (Слайд 1)
I.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Повернитесь-ка друг к другу.
Улыбнётся друг пусть другу.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу
И улыбку не забудь.
II. Актуализация опорных знаний.
Наше занятие будет проходить интересно. Тему нашего урока подскажут загадки. Слушайте, внимательно.
1.Загадки
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавим «я» —
Что получится? (Семья)
(Слайд 2)
2.Ассоциативный куст.
Что представляете, когда слышите слово семья? Семья (ответы детей, составление куста на доске)
Вывод. В толковом словаре русского языка С И Ожегова сказано, что «Семья – это группа родственников, живущих вместе»
Д.Н. Ушаков – Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке?
Cегодня мы с вами будем говорить о семье. Давайте хором прочитаем тему занятия «Моя семья». Урок пройдёт под девизом: «Мама, папа, я – дружная семья!»
(Слайд 3)
Вместе мы будем искать ответ на вопрос. Что такое семья и что нужно, чтобы у каждого человека была дружная, крепкая семья, чтобы все в ней были счастливы и всем было хорошо.
Предлагаю начать наш поиск со звуков.
III. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Работа со звуками. Чтение слогов. (Слайд 4. Куст- выделенные слова)
Сын, семья
БАБУШКА, ДЕДУШКА ( назовите пятую букву в словах)
са со су сы си
ас ос ус ыс ис
ша шо шу ши
аш ош уш иш ыш
2.Чтение слов по теме (Работа в парах Карточки по рядам) (Слайд 5)
Мы уже с вами познакомились с высказыванием
«СЕМЬЯ ЭТО ГРУППА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ РОДСТВЕННИКАМИ И ПРОЖИВАЮТ ВМЕСТЕ».
Предлагаю вам выполнить задание и доказать это: « Найдите лишнее слово в каждой строчке и объясните свой выбор».
БРАТ, МАТЬ, СЕСТРА, СОСЕД
ОТЕЦ, ДРУГ, ДОЧЬ, БАБУШКА, ДЕДУШКА
МАМА, ПАПА, СЫН, КОТ
Семья как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Слово «семья» можно разделить на 7 «Я». Вы можете сказать что не в каждой семье 7 человек. В семье неважно сколько человек. Полезно знать, что у каждого из вас ребята есть люди самые близкие, любимые. Эти люди полюбили вас когда вы только родились и будут любить вас всегда. Кто же это? ( Дети читают хором со слайда : мама, папа, бабушка,дедушка)(Слайд6)
3.Чтение стихотворения наизусть.
Напьёмся водички из поэтической кринички.(Слайд 7) Дети рассказывают о семье:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит « Во! – семья.»
Вывод: Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.
4.Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
А сейчас на пальчиках, предлагаю показать семью.
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!»
«Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять!»
Есть семьи большие, есть и маленькие. И у каждого члена семьи должны быть свои обязанности по дому.
5.Составление предложений. (Слайд 8)
Предлагаю, прослушав загадки, составить предложение. Повторение о предложение:
Что выражает предложение? Из чего состоит предложение? Определите количество слов в схеме предложения?
Внимание ,слушайте загадки.
1.Кто взял в руки молоток,
Вырыл яму он лопатой?
Кто смотрел со мной хоккей?
Это мой любимый...(дети хором - папа).
2.Кто красивей всех вокруг,
Кто мой нежный ,добрый друг?
Кто готовит, моет раму?
Это всё родная …мама.
Мальчики, составьте предложение о том, что делает папа.
Девочки, составьте предложение о том, чем занята мама.
6. Игра «Где чья работа?» (Слайд 9)
Задание. Посмотрите на предмет и скажите, кто с этим предметом работает: мамы или папы? Список предметов: пылесос, игла, ножницы, сковородка
Вывод : Эти предметы могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.
7.Работа с чистоговорками. (Слайд 10 слоги выделяю красным)
-А какие обязанности по дому выполняете вы?
Ол-ол-ол-подметаю пол.
Ру-ру-ру-посуду соберу.
Суду суду я мою посуду
Ты-ты-ты –я полью цветы.
Ор-ор-ор-крашу я забор.
Шу-шу-шу вещи я сушу
Я-я-я- у нас дружная семья.
Лю-лю-лю я люблю свою семью
8.Весёлая физминутка. Что мы сделаем не скажем, просто всё вы вам покажем (Слайд11)
Что делала мама, папа? Что делают дети? Какая это семья? Почему?
Что значит дружная семья? Озаглавьте текст.
IV.Закрепление и обобщение изученного.
1.Игра «Запрещается – разрешается»
Помните народную заповедь: «Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Почитать родителей – значит в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте о них заботиться.» Cейчас вы маленькие, родители заботятся о вас, а придёт время вы будете ухаживать за ними. И об этом уже сейчас надо думать и говорить. Cейчас мы посмотрим как вы, дети, относитесь к своим родителям, к дедушкам и бабушкам. А поможет нам в этом игра.
- Уважать своих родителей и всех членов семьи… - Обижать своих маленьких братьев и сестёр… - Уходя из дома ,сказать куда пошёл и когда вернёшься… - Шуметь, когда кто – либо отдыхает… – Нагрубить бабушке… – Приготовить подарок своими руками маме… - Говорить ласковые, вежливые слова…
2.Игра « Кто кому кем доводится?» ( Слайд 12 вся семья)
Ты кто для мамы? (дочь, сын)
Кто называет тебя сыном? ( папа, мама)
У твоего папы есть мама, кто она тебе? ( бабушка)
У твоего папы есть папа, кто он тебе? ( дедушка)
У мамы твоей есть сестра? (тётя)
У папы есть брат, кто он тебе? (дядя)
Кто папа для бабушки? (сын)
Кто ваш папа для вашей мамы? (муж)
Кто ваша мама для вашего папы? (жена)
3.Творческая работа
В конце нашего урока небольшая творческая работа.(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)
Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.
Выставка рисунков.
(дети объясняют, что нарисовали и почему.)
Ответы детей:
1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои родные.»
2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники.» и т. д.
V.Итог урока.
Ребята на сегодня мы выяснили, что семья для каждого человека это опора, поддержка. Наша семья – это дорогие и любимые нашему сердцу люди – мамы, папы, бабушки, дедушки, тёти и дяди, сёстры и братья. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека( дети наизусть читают стихотворение)
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И каждой семье!
- Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты. Вручаем солнышки.
VI. Рефлексия.
Ребята, наш урок оканчивается. Оцените свою работу на уроке.