kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обучения грамоте. Буква"ь". Мягкий знак - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте. 1 класс. УМК "Планета знаний".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте. Буква"ь". Мягкий знак - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования















Курсы «Теория и методика преподавания в условиях реализации ФГОС»

(30.05.2016-10.06.2016)







ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Буква «ь». Мягкий знак – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»















Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 123» Ленинского района

Шарова Наталья Викторовна

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы учителем начальных классов: 25 лет





Н.Новгород

2016 год

Проект урока

Учебный предмет: обучение грамоте

УМК: Планета знаний

Тема урока: Буква «ь». Мягкий знак – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Тип урока: объяснение нового материала

Место урока: букварный период, урок №69


Задачи урока:

1.Формирование познавательных УУД анализа и синтеза на основе открытия учащимися нового способа обозначения мягкости согласных звуков на конце слова буквой Ь.

2. Развитие коммуникативных УУД построения речевых высказываний посредством разыгрывания различных ситуаций с применением конкретного предложения.

3.Формирование личностных УУД посредством проведения беседы о заботе к ближнему.

Ожидаемые результаты

1.Предметные:

  • обучающиеся научатся: сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы;

  • получат возможность научиться обозначать мягкость согласного звука буквой Ь; выявлять сходство и различие букв «ь» и «е, ё, ю, я, и»

2.Метапредметные:

Познавательные

  • формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию;

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;


Коммуникативные


  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание, вести диалог;

  • осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные

  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

  • давать оценку своим действиям, оценивать результат;



3.Личностные:

  • Проявлять творческого отношения к процессу обучения;

  • Проявлять эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.



Оборудование: “Букварь” Т.М.Андриановой, тетрадь на печатной основе Т.М.Андриановой, карточки для звукового анализа слов, средства обратной связи, карточки с буквами гласных звуков и со словами: мял мыл мел мул мёл мил мал.





Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Обучающиеся должны знать изученные ранее гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие. Выделять звук и различать согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые; гласные ударные и безударные. Уметь делить слова на слоги, сравнивать слова по произношению, обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными второго ряда.


План урока и хронометраж


1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

2.Актуализация знаний (4 мин.)

3. Постановка учебной задачи (5 мин.)

4. Открытие способа обозначения мягкости согласных звуков на конце слова буквой ь. (8 мин.)

5. Первичное закрепление (6 мин.)

6. Физкультминутка (2 мин.)

7. Самостоятельная работа (5 мин.)

8. Включение в систему новых знаний (10 мин.)

9. Рефлексия (3 мин.)




Содержание урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, закройте глаза. Слышите, как шумит листва, как поёт скворец. Мы снова в звуковом лесу. Сейчас мы отправимся в новый путь по звуковому лесу, но сначала сделаем звуковую зарядку. Составьте цепочку из гласных звуков

Дети закрывают глаза и слушают звуки.





Первый ребёнок называет один звук, второй – предыдущий звук и свой и т.д.


Личностные УУД -смыслообразование

2.Актуализация знаний

1.Разделите буквы на группы и объясните, по какому признаку вы это сделали.



















2. Работаем в парах. Прочитайте слова.

Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Чем обозначена мягкость?


На столах у учащихся карточки с буквами гласных звуков– а, я, о. у, ю, и, ы, э, е, ё

Возможны 2 варианта деления:

1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука.

2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.)

Дети в парах по очереди читают: мял мыл мел мул мёл мил мал

Одна пара у доски: один читает, другой называет буквы, обозначающие мягкие согласные. Дети проверяют с помощью средств обратной связи.


Формирование познавательных (логических) УУД – классификация




















Формирование коммуникативных УУД- умение слушать собеседника.

Формирование регулятивных УУД – контроль и коррекция

3.

Постановка учебной задачи

Составьте звуковую схему слов нос и лось.



Как обозначен звук [с] в слове нос?

Как обозначен звук [с’] в слове лось?

А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, где какое слово мы записали звуками?

А можем ли мы что- то сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово и где здесь записано звуками?

Давайте под каждым звуком подпишем букву, которая служит для обозначения этого звука.

Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме:

по буквенной схеме:

Почему не получилось?

Разве мы не умеем обозначать мягкость согласного звука? Как обозначается мягкость согласного звука в русском языке?

Давайте попробуем обозначить мягкость согласного звука с помощью этих гласных

С какой проблемой мы столкнулись?



Ребята, вы можете определить, какая учебная задача будет стоять перед нами сегодня на уроке?




Дети с помощью карточек - квадратиков синего, зеленого и красного цвета выкладывают слова.

Буквой «с»


Буквой «с»


Наверное, нет.




Мы можем записать рядом слова буквами










[лос’]



[лос]





Не умеем обозначать мягкость согласного звука.


С помощью букв е.ё.ю,я





Дети подставляют буквы: лосе, лосю и т.д. Они убеждаются, что ни одна буква не помогает решить проблему


Эти буквы обозначают не только мягкость согласного, но и гласный звук, а в слове лось гласного звука нет. Дети формулируют учебную задачу: узнать новый способ обозначения мягкости согласных звуков на конце слова.


Формирование познавательных (общеучебных) УУД – знаково-символические действия

Формирование познавательных (логических) УУД – анализ





Формирование познавательных (логических) УУД - синтез








Формирование познавательных (общеучебных) УУД – знаково-символические действия



















Формирование познавательных УУД - формулировка проблемы



Формирование регулятивных УУД – целеполагание

4. Открытие способа обозначения мягкости согласных звуков на конце слова буквой ь.

Где оказался мягкий согласный в слове лось?

Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?

Молодцы, для обозначения мягкости согласного на конце слова люди придумали специальный значок, который так и называется: мягкий знак. Буква Ь приставляется справа к букве согласного и показывает, что читать надо мягко.

Показ буквы : Ь.

Знаете ли вы, как называется этот знак?

Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?

Разучим стихотворение:

Мягкий знак — хитрый знак,

Не сказать его никак:

Он не произносится,

Но в слово часто просится.



Сколько теперь букв в слове лось?

А сколько звуков?

А мягкий знак – это буква?

Она имеет свой звук?

Какой вывод можно сделать о букве Ь?





В конце слова.



Нужно поставить мягкий знак.























Мягкий знак.

Это буква- значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.















4 буквы

3 звука

Да

Нет



Мягкий знак никакого звука не даёт. Он не может быть гласным, не может быть согласным. Он только обозначает мягкость согласного, который перед ним стоит. Это не буква, а просто знак.



Формирование познавательных (логических) УУД – анализ
















































Формирование познавательных (логических) УУД – анализ












Формирование познавательных (логических) УУД – умозаключение


5.

Первичное закрепление

1.Читаем слова в букваре на стр. 86. и сравниваем их написание и произношение. Назовите в них мягкие согласные.

В какой позиции стоит мягкий согласный?

Сколько в словах букв, сколько звуков?

Имеет ли мягкий знак собственный звук?

2. Закончить предложение:

В школе я учусь: читать, думать, дружить, …


Дети читают слова из учебника и отвечают на вопросы учителя


















Дополняют предложение своими примерами.


Формирование познавательных (логических) УУД – сравнение.











Формирование познавательных (логических) УУД – анализ и синтез


6 Физкультминутка


Физкультминутка


7 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа в тетради: (с.40)

Задание 1. Запиши слова:7- , 5 - .

Проверьте друг друга





Дети пишут в тетради:7 – семь, 5 – пять

Взаимопроверка.


Дифференциация по степени помощи

Формирование регулятивных УУД – умение осуществлять взаимный контроль

8

Включение в систему новых знаний

1. Просмотреть текст. Есть ли у него название?

Из скольких частей состоит?

Есть слова с ь?

Есть ли восклицательные предложения?

2. Чтение предложения с доски: “Т-с-с-с-с!”.

Что оно обозначает? Как произносим? Озвучивание предложения и разыгрывание ситуации с применением данного предложения.

3. Первичное чтение текста:

Подходит ли рисунок к данному тексту?

Что мы называем лакомством?

О каком лакомстве идёт речь в тексте? Для кого соль является лакомством?

Кто принёс соль в лес?

Кого называют лесником?

Каким назван лесник в тексте и почему?

Что значит быть заботливым человеком?

Можете ли вы себя назвать заботливым? О ком вы заботитесь?

Озаглавьте текст.


Дети работают с текстом в букваре на стр.86












Дети придумывают и разыгрывают сценки с применением данного предложения.




Дети отвечают на вопросы.


































Дети придумывают различные варианты заголовка к тексту.

Формирование познавательных (общеучебных) УУД – работа с текстом



Формирование познавательных (логических) УУД – анализ и синтез




Формирование коммуникативных УУД – построение речевых высказываний - диалог


Формирование познавательных (логических) УУД – анализ






Формирование коммуникативных УУД - умение слушать собеседника










Формирование познавательных (общеучебных) УУД – смысловое чтение


Формирование личностных УУД – овладение нормами культуры поведения.


Формирование познавательных (логических) УУД – обобщение


9

Рефлексия

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?



Продолжите предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

На следующем уроке мы…


Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.


Формирование личностных УУД – смыслообразование, самоопределение














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Шарова Наталья Викторовна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 385966


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства