О водоемах знаете вы, Ответы ваши достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Сегодня мы с вами отправимся в гости. Хотите узнать к кому? Послушайте меня внимательно и угадайте о ком я говорю. У большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей. Она была хранительницей драгоценных камней, которые добывали рабочие рудника в шахтах, поэтому и называли ее… - Догадались о ком я прочитала? («Хозяйка медной горы» Павел Бажов) - Я хозяйка камней самоцветных, железных руд. У меня в подземном царстве огромные залы, а стены у них разные. То все зелёные, то жёлтые с лазоревыми крапинками, а на которых опять цветы медные. Деревья стоят высоченные, только каменные. Понизу трава тоже каменная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Красота неземная! - Да, удивительная красота! И находимся мы в подземных владениях Хозяйки медной горы. А что же это за богатства то такие, о которых она нам рассказала? ( Это подземные ископаемые). - Кто догадался, какая тема урока? (Наши подземные богатства) (открывается запись на доске). - Наши подземные богатства это полезные ископаемые. - Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые»? Полезные – приносящие пользу. Ископаемые– добываемый из недр земли. - Значит, полезные ископаемые – это такие горные породы и природные образования, которые человек добывает из недр земли для своих надобностей. Запишите это определение в свои листы опорного сигнала (ЛОС). Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ. - Гранит (зернистый). Гранит состоит из зёрен кварца (белого цвета), слюды (чёрные зёрна) и полевого шпата ( розовые зёрна). Из кварца образуется песок, а из слюды и полевого шпата – глина. (Демонстрация образца коллекции). Гранит очень прочный, твёрдый, серого или красного цвета, непрозрачный, зернистый. Обратите внимание на условное обозначение гранита. Чтение статьи в учебнике стр. 160. Посмотрите на иллюстрации этих памятников на доске. - Известняк. Это довольно прочный камень белого, серого или жёлтого цвета. Рассказ (Чтение в учебнике стр. 160 – 161, рассказ ученика об известняке). - Итак, известняк – твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень. Используют в строительстве. (Демонстрация образца). Обратите внимание на условное значение известняка. - Глина и песок. Это очень распространённые горные породы. Глина и песок есть и в нашей местности. (Чтение в учебнике стр. 162, рассказ ученика о глине и песке). Песок образуется из кварца, а глина из слюды и полевого шпата. Глина состоит из мелких частиц. Может быть красного, жёлтого, серого или белого цвета. Очень пластична, плохо пропускает воду. (Демонстрация образца). Обратите внимание на условное значение известняка. На доске иллюстрации изделий из глины. Все эти полезные ископаемые (гранит, известняк, глина, песок) используют в строительстве. - Торф. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 162 – 163, рассказ ученика о торфе). Торф – рыхлый, непрочный, хорошо горит. Физкультминутка. По дорожке шли, шли (шагаем) Много камешков нашли. (повороты туловища) Присели (сели), собрали (встали) Дальше пошли. - Каменный уголь. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 163 – 164, рассказ ученика о торфе). Обратите внимание на условное значение каменного угля. Обобщение – каменный уголь твёрдый, но хрупкий; чёрного цвета, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется. - Железная руда. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 164 – 165, рассказ ученика об железной руде). Обратите внимание на условное значение каменного угля. Обобщение. - Нефть. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 165 – 166, рассказ ученика о нефти ). Обратите внимание на условное значение нефти. Обобщение. - Природный газ. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 166 – 167, рассказ ученика о природном газе). Обратите внимание на условное значение природного газа. Полезные ископаемые можно разделить на три группы: жидкие, твёрдые и газообразные. Выполните задание в ЛОС. Обобщение. В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна. Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова. Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов. Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании. – Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника). Сделаем вывод: -Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.) -В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ). Загадки Хозяйка подземных богатств просит вас отгадать загадки 1. Он очень нужен детворе Он на дорожке во дворе Он и на стройке и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) 2. Не зря она варилась В доменной печи На славу получились Ножницы, ключи. (Руда) 3. Белый камушек растаял На доске он след оставил. (Мел) 4. Очень прочен и упруг Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит) 5. Без нее не побежит Не автобус, не такси, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это. (Нефть) 6. Он несет в дома тепло, От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Черный, блестящий – Труженик настоящий. (Уголь) 7. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина) 8. По трубе течет – Пироги печет. (Газ) 9. Росли на болоте растения – Стали топливом и удобрением. (Торф) 10. Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе Сам он удобрение. (Известняк)
Итог урока. Вывод с. 169. Сегодня на уроке мы хорошо потрудились. Хозяйка медной горы очень вами довольна. Просит вас не забывать о бесценных богатствах нашей земли, бережно к ним относиться и беречь полезные ископаемые. Цель нашего урока была: Познакомиться с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Как вы думаете, мы достигли этой цели? Выставление оценок.
Рефлексия Отметьте ту строку, которая характеризует ваше настроение после урока |