Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:ЗВУК [о]. БУКВА Оо.»
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:ЗВУК [о]. БУКВА Оо.
Подготовила учитель 1 категории СОГБОУ “Вяземская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Шибалович Елена Юрьевна.
Обобщение урока: гласный звук о обозначается буквой "о" или "ё"
Цель урока: познакомить детей с гласным звукам [о], научить слышать его и различать в живой речи, обозначать соответствующей буквой, определять её место в слове; формировать правильную грамотную речь; расширять кругозор и словарный запас школьников
Оборудование: "Азбука" В.Г.Горецкого, презентация, сказочный герой, В.В.Волина "Занимательное азбуковедение", записи на доске
Планируемые результаты
Ученики учатся:
• Производить слого-звуковой анализ слов
• Определять качество гласного звука
• Соотносить звук с буквой
• Определять место изучаемой буквы в слове
• Составлять связный рассказ с опорой на сюжетную картинку
Ученики могут научиться:
• Самостоятельно называть слова с изучаемой буквой, различая на слух качество звука
• Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста
• Самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок
• Аргументировать высказывание
Умения, характеризующие достижение этих результатов:
• Строить монологическое высказывание с опорой на рисунок
• Богатство словарного запаса обучающихся.
ХОД УРОКА
1. СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ.
Цель: настроить детей на работу
Сегодня к нам на урок пришел главный герой повести А. Толстого- Буратино. Он пришел, чтобы вместе с нами узнать много нового и интересного, полезного и важного в жизни
11. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Цель: выяснить, как дети научились различать гласные и согласные звуки.
Дидактическая сказка " Жили-были звуки "
"Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у вас в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.
…И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: ( А ), ( О ), ( У ), ( Ы ), ( И ). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал ( М-М-М ).
Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку ( М ) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть ( Ш ), фыркать ( Ф ), свистеть ( С ), хрипеть ( Х ). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки ( РРР ),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ).
Как называются слоги, в которых согласный произносится вместе с гласным вместе, слитно?
111. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Цели: - познакомить со звуком о, развивать фонематический слух;
- познакомить с буквой, учить различать её среди других букв.
1. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА [а].
Посмотрите на правую часть стр.29.Что изображено на картинке? ( Окуни).
Произнесём это слово по слогам. Назовите первый слог ( второй , третий).Ещё раз назовём первый слог. Он состоит из одного звука. Покажите, каким квадратиком он будет обозначаться на схеме? Почему? (при его произношении во рту преград нет) Произнесём слово ещё раз: есть ли в этом слове ещё звук [о]? Где вы его услышали?
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
«Веселый мяч».
Оборудование: мяч.
Описание игры: дети встают полукругом, учитель по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.
«Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [о] слове - хлопни в ладоши. Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К]. . .
Рассмотрите разворот страниц 28-29. К какой сказке эта иллюстрация? Кто автор сказки? Найдите на картинке предметы, в названии которых встречается звук [о]. Называем слово и определяем, где находится в нем звук [о].
3. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКА БУКВОЙ.
Гласный звук можно записать буквой, которая так и называется – гласная буква О. Посмотрите в правый верхний угол с.29. Там напечатана наша буква: одна заглавная, большая, другая маленькая, строчная. Мы уже знаем, когда нужна большая буква. Напомните Буратино
. А) ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БУКВЫ.
Рассмотрите большую букву О. Из каких элементов она состоит? Откройте свои тетради для печатания. Посмотрите на доску, как я эту букву напишу, а теперь вы напечатайте в своих тетрадях. Рассмотрите внимательно большую букву. Как вы думаете, что в жизни на неё может быть похоже? Я дома тоже фантазировала и вот что у меня получилось. (показ рисунков из кн.В.Волиной)
Б) УЗНАВАНИЕ БУКВ СРЕДИ ДРУГИХ БУКВ.
Работа с текстом на с. 28. Умеющие читать этот текст читают, остальные находят новую букву, подчеркивают её карандашом и считают, сколько раз она встретилась.
4. «ЧТЕНИЕ» СЛОВ С НОВОЙ БУКВОЙ.
Буратино принес вам задание и хочет, чтобы вы помогли ему выполнить.
(Учитель открывает часть доски, где прикреплены рисунки овощи, розы, окуни, под ними подписи с помощью схем. Схемы –подписи рисункам не соответствуют. Необходимо восстановить правильность подписей.)
Давайте поможем Буратино найти место в слове, где можно написать букву О, и напишем её. Есть ли буква О в имени нашего сказочного героя.
1У. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Цель: совершенствовать навык составления рассказа по сюжетной картинке и вопросам учителя.
Кто изображён на картинке? Кроты — насекомоядные мелких и средних размеров: длина тела от 5 до 21 см; вес от 9 до 170 г. Они приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Туловище у них вытянутое, округлое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом. Окрас у крота однотонный, чёрный, чёрно-бурый или тёмно-серый.
Как живёт крот? Какие комнаты есть у него под землёй? Чем он занимается на поверхности? Как вы думаете , крот вредное или полезное животное? Почему? (Крот вреден и полезен. Полезен : уничтожает насекомых, вредных для растений. Вреден : роет огород после посадок.)
Составим несколько предложений по картинке.
Крот __ ___ ____. Сколько слов в этом предложении? С какой буквы написано первое слово( второе, третье, четвертое)? Почему?
Роет землю старый крот,
Разоряет ____. Сколько слов в этом предложении? С какой буквы написано первое слово? Почему?
У. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Цель: закрепить полученные на уроке знания.
Составить связный рассказ по сюжетной картинке на с.28-29.