kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспкт урока по литературному чтению в 3 классе. работа над стихотворением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором"»

Урок литературного чтения в 3 классе МБОУ-Первомайской СОШ Учитель:Петрова Л.В.

Тема урока: н. а. некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя»

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные: озвучивают презентацию с опорой на слайды, выстраивают монолог по продуманному плану; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, составляют рассказ о его творчестве, передают в рассказе восхищение и уважение к поэту

Образовательные ресурсы: аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу:

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют

Владеют навыками психоло-

Продолжение табл.

1

2

3

4


Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем

учителя

гической подготовки к уроку, организации

рабочего места, вежливого общения

II Проверка домащнего задания

- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? С каким произведением?
- К какому жанру относится произведение, которое готовили дома?Какой образ создал Н.А. Некрасов в стихотворении?

А) Чтение стихов выразительно или наизусть
Б) Работа с выставкой рисунков к стихотворению

-Какие краски использовали?

- Художник использует краски, а поэт создает образ осенней природы с помощью особых приёмов. Какие приемы использует поэт?







- желтые, красные, оранжевые…

- сравнения, эпитеты, олицетворения…


III Речевая разминка

СЛАЙД2 Скороговорка::

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

а) прочитать медленно;

б) прочитать с вопросительной интонацией; печально, плаксливо, радостно;

в)прочитать с ускорением и наоборот:

г) игра «Кто кого переговорит?»


Нам сегодня предстоит перенестись   в зимний морозный день.



II. Подготовка
к восприятию


СЛАЙД 3 Отгадайте загадку:

Все его зимой боятся-

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, прячьте нос,

Ведь на улице ……. (мороз)

– Какой бывает мороз?


– Вам нравится морозная погода? Почему?





Отгадывают загадку.




– Мороз.

– Трескучий, слабый, сильный.

– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.











Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют,

уточняют высказанные мнения. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения


Продолжение табл.


Художники писали зимнюю природу, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме.

– Обратите внимание на выставку книг. Произведения какого писателя занимают
здесь центральное место?

СЛАЙД 4

– Что вы знаете о жизни Некрасова?

(СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ)

  • Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком

  • Определите тему урока




– Некрасова.


– Жил в XIX веке, писал

о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой



Познакомимся с произведением Н.Некрасова


III. Сообщение темы урока

СЛАЙД 5 – Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода».

СЛАЙД :6– Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

– Наши действия:

• определим тему;

• исследуем содержание;

• представим главных героев;

• картины, нарисованные автором;

• будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение
к прочитанному


Внимательно слушают.


Определяют цели урока



Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения



Прогнозирование

- Откройте учебник.Найдите это произведение.
- Определите жанр произведения

-Определите тему

-Помогла ли первая строчка?

-Как еще можно узнать, о чем будет произведение?

- Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет стихотворение??

- Этот персонаж похож на деда Мороза?


- Как вы думаете- это будет стихотворение рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание? Почему?

- Мы проверим ваши предположения в ходе чтения


- стихотворение

- нет названия, но можно прочесть первую строчку

-нет

- по иллюстрации

- о Морозе

- Нет, у него нет за плечами мешка с подарками

- высказывают свои предположения


IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие текста.




– Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Слушайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы.

– В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение пере




Внимательно слушают.


Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают

и сохраняют

Продолжение табл.

1

2

3

4


2. Беседа по содержанию прослушанного произведения.




3. Повторное чтение произведения.


4. Словарная работа.

даётся в этом отрывке, попробуйте понять во время прослушивания.

– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)

– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)

– Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)

  • Откройте учебник на с. 169. Мы продолжаем работу с текстом произведения.

  • Непонятные слова карандашом подчеркните




У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.

– Какие слова в тексте вам непонятны?

– Как вы понимаете значение слова воевода?

Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?

– А есть ли ещё непонятные слова?

Дозором обходит – сторожит.

Палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей.

Обозы – вереница гружёных повозок.

Казна – богатство.

Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.

Владенья – своя собственность.


– Каким вы себе представили Мороза-воеводу?




– Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.

– Почему поэт называет Мороза воеводой?




– Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?



– Найдите первые два сравнения.

Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором

Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои.


Отвечают на вопросы.







Читают и выделяют непонятные слова





Определяют совместно с учителем толкование слов.Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).










– Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв.


– Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.


– Мороз руководит жизнью природы.Ему все подчиняются.


– Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза

цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного чтения. Осуществляют поиск

необходимой информации

из разных источников. Владеют навыками работы со справочной литературой.








5. Выборочное чтение.


Продолжение табл.

1

2

3

4







6. Работа над выразительностью чтения

– Зачем они употреблены?



– Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?


– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о «заботах» Мороза.

– Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

– Как Мороз говорит о своем могуществе?

– Найдите в тексте, как называет эту песню Некрасов.

– Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

– Прочитайте песню Мороза вслух.

– Кто лучше прочитал?

Прослушивание Музыки Вивальди Времена года» и Чайковского «Декабрь»

- Какая музыка подходит к образу Нащнго Мороза –воеводы?


– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.



– Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?

– Первую часть – неторопливо, бодро.

– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.

– Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.

– Как понять выражение:

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро?




– Предлагает пропеть стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

.










– Хвастливой.

– Властный, грозный, удалой, хвастливый.

Читают 2–3 ученика.






– Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.



– Хвастливо, гордо.





Выполняют задание.


Объясняют толкование выражения.


Пропевают песню вполголоса. Описывают картины,





Продолжение табл.

1

2

3

4





– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?

– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.

– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?





– Какие картины видим?


– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.


– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

– Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин?

– Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

– Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их?

– Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.)





Читают по «цепочке».

– Словно ветер бушует,

с гор побежали ручьи... Слышим треск льда,

то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.

– Мороз украшает все снегом, инеем.

-используются слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны».

Выполняют задание.


Читают «по цепочке».

– «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок.



Физкультминутка

– Представьте, что в классе мороз. Как дышится в морозную погоду? (Трудно, закрываем рот и нос.)

– Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Встали. Я буду произносить слова, а вы – показывать действия.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя


Носом вдох, а выдох ртом, Не боимся мы пороши,

Дышим глубже, а потом – Ловим снег – хлопок в ладоши.

Шаг на месте, не спеша, Руки в стороны, по швам –

Как погода хороша! Снега хватит нам и вам



Продолжение табл

1

2

3

4

V. Продолжение работы по теме урока

– Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз поёт хвастливую песню. Прочитаем выразительно песню Мороза.


Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

– Какая предстала картина?

– Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством.

– Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.)

– Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».

– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)

– Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.






– Какая зима у Некрасова?



– Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

– Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.

– А о каком морозе нам рассказал поэт?

– Мороз-воевода. Какой он?


– О Морозе-воеводе.

Высказывают предположения.

– Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему?

– Разные картины – разное настроение.

– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.

– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам?

Читают текст стихотворения.

– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы

Продолжение табл.

Слушание музыки и работа по картине

-Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Некрасов любил и крестьянских детей, и природу родного края, и все, что его окружало. Иначе бы он не заметил алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза-воеводы.


- Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

-Люди каких профессий тоже могут передать красоту природы? -

Произведение известного композитора П.И.Чайковского «Декабрь» мы уже прослушали, а сейчас посмотрим картину художника И.И. Шишкина «Зима в лесу»












Художники, музыканты


Рисование картин ластиком

- Хотите стать художниками и создать свои картины зимней природы?

-Перед вами листочки альбомные. Попробуеи ластиком нарисовать зимнюю картину.



Рисуют ластиком


1

2

3

4

VI. Домашнее задание

Выбрать (по желанию):

– Нарисовать Мороза-воеводу.

– Сочинить о нём сказку.

– Найти пословицы и поговорки о зиме.

– Прочитать отрывок из произведения выразительно.

– Выучить отрывок наизусть

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают

и сохраняют цели и задачи.

Осуществляют поиск средств их достижения

VII. Итог урока. Рефлексия

– В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили:

• Тема произведения – …

• Жанр произведения – …

• Главный герой – …

• Автор рассказывает о…
СМАЙЛИКИ


– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?




– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты,

и в обычном увидишь необычное».

– Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.)

– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…».

Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.

  • Виталий Бианки, писатель, сказал: «Произведения мастеров слова – это зёрна,

  • Многие стихи Некрасова еще при жизни стали народными песнями, их поют доныне. Например, «Коробейники», «Меж высоких хлебов», «Тройка» и т. д.


Вот и кончился урок, 
Он пошёл, надеюсь, впрок. 


Осуществляют самоанализ учебной деятельности.






– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.

Внимательно слушают

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Формулируют ответы на поставленные вопросы

Окончание табл

1

2

3

4


брошенные в души читателей. Появляются в них и крепнут ростки ясной любви
к природе».

– А вы почувствовали, что стали внимательнее? 

– Вы готовы увидеть всю красоту русской зимы, готовы еще сильнее полюбить нашу русскую зиму?





Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс

Цель: Анализ образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз,

красный нос».

Задачи:

образовательные:

1. создать условия для знакомства обучающихся с отрывком из

произведением Некрасова;

2. обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения

Некрасова.

3. создать условия для написания обучающимися синквейна – как

способа характеристики персонажа.

развивающие:

способствовать:

- умению анализировать текст и находить в нём языковые средства

выразительности;

- развитию мотивации на вдумчивое чтение художественной литературы;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитию и обогащению памяти, мышления, внимания, воображения.

воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к литературному наследию.

2. воспитывать любовь к красоте природы в любое время года.

Формировать УУД:

Познавательные:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное

рисование, составление характеристики, написание синквейна)

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Овладение приёмами понимания прочитанного.

4. Выделение существенных признаков объекта.

5. Построение рассуждений.

Регулятивные:

1. развивать умения:

- высказывать свои предположения на основе изученного материала;

- формулировать тему и цель урока;

- планировать свои действия;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

развивать умения:

- строить речевые высказывания;

- работать в паре;

- согласовывать свои действия с партнёрами.

Личностные:

1. развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои

эмоции;

2. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

читать осознанно, выразительно, без ошибок;

работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет

литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том

числе и к художественной стороне текста.

Личностные:

проявлять:

интерес к чтению русской поэзии;

свои чувства при анализе произведения;

интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом

учебника.

Выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь слушать и понимать речь других.

Оформлять свою речь в устной и письменной форме.

Уметь работать в паре.

Уметь находить в тексте ответы на вопросы.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ

произведений.

Уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Основные понятия: олицетворения, эпитеты, сравнения, Синквейн.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Ресурсы:

основные: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 3

класс УМК «Школа России»;

дополнительные:

аудиозапись стихотворения «Мороз-воевода»

презентация к уроку.

карточки.

задания.


Этапы урока

Организация урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация к

учебной

деятельности.

Цель:

Создание

условий для

возникновения

у обучающихся

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность.

(2   мин.)

1.Оргмомент. Психологическая   установка на урок.

На улице зима, солнце   закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно   смотрит на тебя и протягивает свои лучики к твоим щёчкам. Улыбнись ему в   ответ, и тебе сразу станет теплее и веселее! А теперь представь, что твои   ладошки, это маленькое зеркальце, посмотри в него и улыбнись себе – какая ты   симпатичная и умная. Если твоё настроение на уроке будет бодрым и   приподнятым, то тебе захочется узнавать новое, а это так интересно. СЛАЙД 1

2. Речевая разминка:

а) Расшифровать анаграммы:

ЗОМОР ВАГЬЮ ТЕМЕЬЛ

(мороз вьюга метель)

б) Скороговорки: СЛАЙД 2

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Сад в снегу и я в снегу,

А по снегу я бегу.

Нам сегодня предстоит перенестись   в зимний морозный день. Но прежде чем мы туда

отправимся, давай вспомним…

Организует:

психологическую

установку на работу

обучающихся;

речевую разминку.

Проявляет   эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Настраивается   на работу

II

Актуализация

знаний.

Цель:

Повторение

изученного

материала,

необходимого

для открытия

нового знания.

2 мин.

Как называется раздел, над   произведениями которого мы с тобой работаем? (Поэтическая тетрадь №2)

К какому жанру можно отнести   произведения, с которыми мы знакомимся последнее время

на уроках литературного чтения?   (Стихотворения)

Чем этот жанр отличается от   других литературных произведений?

Что такое стихотворение?   (Стихотворение

– это произведение, написанное   в ритмически организованной форме).

Сегодня на уроке чтения мы   продолжим работу над

произведением   этого жанра.

Организует анализ

Имеющихся знаний

обучающихся на основе

повторения ранее

усвоенных знаний.

Вспоминает известные

сведения; формулирует

ответы.

III Выявление

места и

причины

затруднения и

построение

проекта

выхода из

затруднения.

Цель:

Подвести детей

при помощи

подводящего

диалога к

формулированию темы и

цели урока,

планированию

своей

деятельности.

10 мин.

Посмотри   на экран. СЛАЙД 3

Я   люблю тебя осень за красу небывалую…

Осень.   Разноцветная, разнообразная.

Сначала   она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. СЛАЙД   4

Осень   – красивая, переменчивая и не скучная пора.

А   какой изобразил осень Н.А. Некрасов в стихотворении «Славная осень»?

Об   этом мы узнаем, когда послушаем стихотворение «Славная осень». СЛАЙД 5

Какие   чувства передаёт автор в этом стихотворении?

Уходит   осень, красит хоровод

Становится   всё серо и уныло.

Но   скоро снег на землю упадёт

И   солнце засияет всем на диво.

Зима   настоящая волшебница! СЛАЙД 6

Ей   свойственно преображать всё вокруг. Ни жуткий холод, ни пробирающий до самых   костей хлёсткий ветер не могут отобрать у зимы её чарующего волшебства. СЛАЙД   7 Её краски способны превратить самый унылый пейзаж в искусную картину. СЛАЙД   8 А в помощниках у зимы – неподражаемый знаток искусства. Кто же это? СЛАЙД 9

(Конечно,   мороз)

Этот   проказник выводит на окнах своей волшебной кистью неповторимые узоры. Он   подбирает особые краски, каких нет ни у одного художника. СЛАЙД 10

Давай   попробуем сформулировать тему нашего урока.

(Это   стихотворение Н.А.Некрасова о морозе)

Открой   учебник на странице 169, прочитай название стихотворения. Уточни тему.

(Стихотворение   Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»)

Скажи,   пожалуйста, можно ли по названию стихотворения сказать о ком пойдёт речь?

(Да,   речь пойдёт о морозе).

Давай   вспомним какие сказки о морозе мы читали.

(Два   мороза, Мороз Иванович, Морозко).

Каким   был мороз в сказке «Морозко», а каким в сказке «Мороз Иванович»?

(Морозко   и Мороз Иванович добрые, справедливые, могут наградить или наказать). СЛАЙД   11

По   названию стихотворения Некрасова можно ли определить каким будет Мороз?   (Нет).

Хотелось   бы тебе узнать каким будет Мороз в этом стихотворении? (Да).

Какую   цель поставим для работы на уроке?

(Выясним,   каким изобразил Мороза в своём стихотворении Н.А.Некрасов).

Выдвижение   гипотез:

Давай   попробуем предположить каким будет Мороз в стихотворении?

(Добрый,   весёлый, крепкий)

Чтобы   подтвердить предположение выполним следующие виды работы:

1.Прочитаем   стихотворение

2.Найдём   в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы   описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого   героя)

3.Дадим   характеристику героя.

Организует работу по

вычленению необходимых умений и

знаний; проблемную

ситуацию.

Подводит обучающихся к   формулированию темы и цели урока,

планированию своей

деятельности.

Читает выразительно

отрывки из стихотворений, формулирует   ответы.

Определяет тему и

цель урока.

По названию и имени

автора прогнозирует

содержание и характер

главного героя.

IV.Физминутка

1 мин

«Ёлочка»

 

 

V. Первичное

восприятие

учебного

материала.

7 мин.

Цель: Создать

в классе

эмоциональну

ю атмосферу

для восприятия

произведения;

разбудить

воображение

обучающихся.

1. Прослушивание аудиозаписи.   СЛАЙД 12

А теперь сядьте поудобнее мы с   вами перенесёмся в зимний, морозный день в лес.

Послушайте этот отрывок   (включение аудиозаписи)

Портрет реального героя   нарисовал Некрасов или

сказочного? Почему вы так   думаете?

(Сказочного, потому, что   реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки).

2. Самостоятельное чтение.

Прочитайте про себя этот   отрывок.

Какие непонятные слова   встретились вам в этом

отрывке? СЛАЙД 13 – 14

воевода – начальник войска

дозор – обход для осмотра

палица – старинное оружие-   тяжёлая дубинка с утолщённым концом

гнёт – тяжесть, груз

обозы – несколько повозок с   грузом

казна – имущество, деньги   или иные средства

не скудеет – не беднеет

Прочитайте 1 четверостишье.

Как называет Некрасов Мороза?

(Воеводой). СЛАЙД 15

Каким здесь показан Мороз?

(Сильным, огромным, суровым).

Чтобы показать силу, мощь этого   героя, с чем автор его сравнивает? (с ветром,

бушующим над бором, с шумом

горных ручьёв).

А что за владения у Мороза?

(Поля, леса, реки, моря).

Как вы думаете, у него должно   быть своё войско? Что же это за войско? (Метели, вьюги, снега). СЛАЙД 16

Организует

прослушивание

аудиозаписи;

объяснение

непонятных слов и

выражений.

Формулирует вопросы,

Подводящие к

Нахождению сравнений в тексте.

Прослушивает

аудиозапись

стихотворения;

объясняет значение

непонятных слов;

формулирует ответы на

вопросы;

ищет сравнения.

VI.Физминутка

1 мин

«Снеговик»

 

 

VII. Усвоение

новых знаний.

7мин.

Цель: уметь

осуществлять

анализ

поэтического

произведения с

выделением

художественных приёмов,

использованных для   характеристик

и   героев.

Ну а раз Мороз-воевода   сказочный герой, то давай

попробуем найти в тексте те   литературные приёмы, которые использовал Некрасов, чтобы мы ясно представили   этого сказочного героя в образе

живого человека. Что это за   приёмы?

Олицетворения – приписывание неодушевлённымпредметам   свойств и действий,

присущих человеку.

Прочитай стихотворение.

Найди олицетворения, присущие   Морозу. Прочитай.

Для чего автор использует   олицетворения в своём

стихотворении?

(Чтобы показать силу,   могущество огромные размеры Мороза).

Каким ты увидела Мороза?

Какие ещё приёмы использовал   автор для описания Мороза?

Эпитеты – образная характеристика,   влияющая на

выразительность.

Найди эпитеты, относящиеся к   Морозу (косматая борода, удалая, хвастливая песня).

Для чего автор использовал   эпитеты в стихотворении?

(чтобы мы яснее представили   портрет этого героя). Нарисуй словесный портрет Мороза.

Работа по карточке.

Давай охарактеризуем этого   сказочного богатыря-великана.

У тебя на столе лежит карточка.

Поставьте + рядом с

подходящими, на твой взгляд,

для него чертами характера.

Мороз-воевода:

Волевой

Слабохарактерный

Сильный

Трусливый

Суровый

Могущественный

Умелый

Проверка

Может быть ты ещё хочешь   добавить какие-либо черты характера, отсутствующие в карточке? (хвастливый, всемогущий).

Организует: чтение

поэтического текста с

целью выделения

приёмов, использован-

ных для характеристики героев.

Читает стихотворение;

Извлекает информацию;

Работает   с карточкой.

VIII.Включение   в

систему знаний

и повторения.

10 мин

Цель:

фиксирование

новых знаний в

устной и

письменной речи.

Формирование умения

использовать

полученную

информацию.

Написание синквейна.

Мы много сегодня говорили о Морозе-воеводе.   У тебя, наверное, уже сложился определённый образ этого героя. Напиши   синквейн на тему Мороз. Подумай, каким ты его увидела в стихотворении.

Если ты забыла правила написания   синквейна, то смотри на экране.

СИНКВЕЙН СЛАЙД 17

1 строка – тема (1 существительное).

2 строка – описание объекта (2 прилагательных)

3 – характерные действия объекта   (3 глагола).

4 строка – фраза из 4 слов (личное   отношение к объекту).

5 строка – ассоциация (1 существительное).

Выразительное чтение

Теперь давай поговорим о том,   как нужно правильно выразительно прочитать это

стихотворение, т.е. составим партитуру   текста. Голос – громкий.

Тон – торжественный

Темп – медленный.

Паузы – там, где есть знаки препинания

Логические ударения – при

усилении смысла читаемого   (глаголы в олицетворениях, эпитеты в описаниях).

Прочитай стихотворение самостоятельно   соблюдая все эти правила.

А теперь тебе предстоит побывать   в роли артиста,

стоящего на сцене перед аудиторией.   Каждого

зрителя должно тронуть твоё чтение,   каждый из них должен представить силу и мощь этого

волшебника. СЛАЙД 18 – 24

Организует: работу в

творческой мастерской

по составлению

синквейна;

работу над выразительным чтением.

Выполняет творческое

задание (сочиняет

синквейн);

готовит выразительное

чтение.

Отвечает на вопросы

учителя.

IX. Итог и

рефлексия

учебной

деятельности.

Цель:

1.Зафиксировать

новое

содержание

урока.

2.Организовать

рефлексию и

самооценку

обучающимися

собственной

учебной

деятельности.

5 мин.

Сегодня мы продолжили путешествие   по миру поэзии 19 века.

Произведение, какого поэта мы   читали на уроке?

Как оно называется?

Какую цель мы ставили в начале   урока?

(Цель: выяснить, каким   изобразил Мороза

Некрасов в своём   стихотворении).

Достигли ли мы поставленной   цели? (Да).

Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в   начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем).

С чем это связано?

(Я строила свои предположения,   не прочитав

произведения).

Какие приёмы использовал   Некрасов, чтобы показать нам Мороза - воеводу во всей своей

красе? (Сравнения, эпитеты,   олицетворения). СЛАЙД 25

Перед тобой цветные   снежинки: розовые, голубые и белые. Возьми розовую ,если всё понравилось на   уроке и было комфортно. Голубую- если урок тебе не понравился и ты   чувствовала на нём неуютно. Белая снежинка скажет нам о том , что тебе   безразлично то , что происходило на уроке.

Организует итог и

самоанализ урока.

Формулирует

ответы.

Оценивает свою

работу.

X.Домашнее

задание

(разноуровневое) 2 мин

Задание на дом мы можешь   выбрать для себя сама:

1. составить сказку о Морозе –   воеводе

2. выучить стихотворение   наизусть

3. подготовить выразительное   чтение стихотворения.

Предлагает

разноуровневое

домашнее задание.

Выбор задания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока "Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором"

Автор: Петрова Лариса Владимировна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства