kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Михаил Васильевич Ломоносов - гений земли русской "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  направлен на изучение знаний о М.В. Ломоносове. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Михаил Васильевич Ломоносов - гений земли русской "»



ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивационный этап

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

Ученье-свет, а неученье - тьма.


- Как понимаете смысл пословицы?

- Какие ещё пословицы об учении вы знаете?

- А нужно ли вам учиться?




Объясняют.

Называют пословицы об учении.


Отвечают.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания





А) Фронтальный опрос










Б) Работа в парах































.









вспомните имя знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей.



- Что такое империя?

- Почему Пётр 1 получил название Великий?


- Какие главные перемены произошли при Петре 1?





Игра «Найди пару» - обучающимся раздаются карточки с двумя столбиками слов; они должны соединить линиями слова первого и второго столбика.


Дмитрий Донской

Под командованием этого князя шведы были застигнуты врасплох

Кто из князей командовал Ледовым побоищем

Пётр Первый

Под командованием этого князя, произошло сражение на Куликовом поле.


Кто из князей перестал платить дань Золотой Орде.

Александр Невский

Царь, который освоил 14 специальностей, мог своими руками построить корабль

Основал первый музей -Кунсткамеру


Этот человек много сделал для развития образования в России. По его предложению был открыт Московский университет






- Были ли у вас сложности при выполнении этого задания?


- Оцените работу своей пары










Отвечают: Петр1.






Отвечают: империя - большое, сильное государство.

Отвечают.








Работают в парах.

Самопроверка.











Оценивание. ( сигнальными карточками)




















Отвечают. Нет фамилии!!!!





Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- А знаете ли вы имя человека, который много сделал для развития образования?



- С кем мы сегодня будет знакомиться?

Тема:

Михаил Васильевич Ломоносов

Гений земли русской


- Как фамилию Ломоносов можно связать с нашей пословицей?




Отвечают.

IV. Первичное усвоение новых знаний















































































Я предлагаю вам оценить свои знания о Ломоносове, для этого

вам выданы карточки, на которых я вас прошу отметить, что вы уже знаете из жизни Ломоносова, что не знаете.


  1. В каком году и где родился М.В.Ломоносов?

  2. Кем был отец Ломоносова?

  3. Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы?

  4. Куда был отправлен Ломоносов за хорошую учёбу?

  5. В каких областях раскрылся талан Ломоносова?

  6. Что организовал Ломоносов?

  7. Что сделал великий ученый для развития образования?


-Назовите, на какие вопросы вы можете дать ответы?


- А теперь скажите, какие факты вам не известны из жизни Ломоносова?

- О чем мы сегодня должны узнать на уроке?


  1. В каких областях раскрылся талан Ломоносова?

  2. Что организовал Ломоносов?

  3. Что сделал великий ученый для развития образования?


Ответив на эти вопросы сможем понять, почему Ломоносова называют гением земли Русской





-Ломоносов сделал открытия в различных науках.

Сейчас вы прочитаете тексты и каждой группе нужно подготовить информацию про открытия.



Текст


Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в ноябре 8 числа 1711 года. Место рождения деревня Мешанинская, Архангельской губернии. Сейчас это село носит название Ломоносово. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец ранимался рыболовным промыслом. Рос он в окружении нянечек и ещё двух мачех. 


Свои первые шаги в образовании Михаил Васильевич Ломоносов сделал в 1731 году, поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. И тут ему пришлось идти на хитрость. Ведь туда принимали только детей дворян, а он был крепостным. Поэтому он выдал себя за сына дворянина. Через 4 года его направили в академический университет в Петербурге. А уже в 1736 году его посылают в Германию, где он проходит обучение в Марбургском университете до 1739 года.. В 1741 году он возвратился на родину, где на протяжении четырёх лет был адъюнктом Физического класса Петербургской АН. Но уже через 4 года он стал академиком и профессором химии Петербургской академии наук. Кроме этого Ломоносов активно занимался химическими исследованиями дома в лаборатории. Открытия в области химии: открыл первую в России химическую лабораторию; составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

разработал принципы новой науки “Физической химии”.

В 1760 году его избрали почётным членом Шведской Академии наук. Открытия в области литературы, поэзии:разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;выпустил “Риторику”; в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

Открытия в области физики:открыл закон сохранения материи;

сконструировал термометр;изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

Открытия в области астрономии:открыл атмосферу на Венере;

построил телескоп.Открытия в области географии:составил “Полярную карту”; разработал приборы для морского кораблевождения;доказал возможность Северного морского пути в Индию. Открытия в области истории: закончен 1-ый том Российской истории.

составил “Краткий летописец с родословием”.

Ломоносов – просветитель:написал статью о должности журналистов;

составил проект учреждения Московского университета;

получил в заведование академическую гимназию и академический университет.Ломоносов – художник:открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;избран почетным членом Петербургской Академии художеств.


Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.



Отвечают.


Определяют, приходят к единому мнению, устанавливают значок.


1. 1711год, неподалёку от Холмогор

2. рыбаком

3. над ним смеялись, т.к. он был старше всех

4. в Петербург, потом в Германию

5. физик, химик, геолог, поэт, историк, астроном

6. первую химическую лабораторию

7. был открыт Московский университет



Смотрят, принимают участие при изучении.













Читают информацию на листочках.






1.Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;

б) выпустил “Риторику”;

в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

2.Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

3. Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

4. Открытия в области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;


б) построил телескоп.

5. Открытия в области географии:

а) составил “Полярную карту”;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

7. Открытия в области истории:

а) закончен 1-ый том Российской истории.

б) составил “Краткий летописец с родословием”.

8. Ломоносов – просветитель:

а) написал статью о должности журналистов;

б) составил проект учреждения Московского университета;

в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

9. Ломоносов – художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.


V. Первичная проверка понимания

Вспомните, на какие вопросы мы должны были получить ответы, что мы должны были узнать?

Достигли ли мы своей цели? Получили ли ответы?

  1. В каких областях раскрылся талан Ломоносова?

  2. Что организовал Ломоносов?

  3. Что сделал великий ученый для развития образования?


Почему же Ломоносова называют гением земли Русской?



VI. Первичное закрепление

Работа в группах. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.


  1. Возвращение в Россию.

  2. Учеба за границей.

  3. Детские и юношеские годы.

  4. Учеба в Славяно–греко – латинской академии.

  5. Работа в Петербургской академии наук.

  6. Учеба в Петербургской академии.



Проверка выполнения работы.

Работают в группах.



Один обучающийся зачитывает правильные пункты плана.

1)Детские и юношеские годы

2) Учеба в Славяно–греко – латинской академии.

3)Учеба в Петербургской академии

4) Учёба за границей

5) Возвращение в Россию.

6) Работа в Петербургской академии наук



Самопроверка. Оценивают свои работы.( проверка сигнальными карточками)





VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Отвечают.

VIII. Рефлексия

- Посмотрите на лист где вы оценивали знания о М.В. Ломоносове, увеличилось ли количество знаний об этом знаменитом человеке?


-Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?


- Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля.транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?






Отвечают, аргументируют своё мнение.








Высказывают своё мнение, ставят значок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Михаил Васильевич Ломоносов - гений земли русской "

Автор: Кононова Евгения Алексеевна

Дата: 24.04.2018

Номер свидетельства: 467506

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства