II. Актуализация знаний Проверка домашнего задания А) Фронтальный опрос Б) Работа в парах . | вспомните имя знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей. - Что такое империя? - Почему Пётр 1 получил название Великий? - Какие главные перемены произошли при Петре 1? Игра «Найди пару» - обучающимся раздаются карточки с двумя столбиками слов; они должны соединить линиями слова первого и второго столбика. Дмитрий Донской | Под командованием этого князя шведы были застигнуты врасплох | Кто из князей командовал Ледовым побоищем | Пётр Первый | Под командованием этого князя, произошло сражение на Куликовом поле. | | Кто из князей перестал платить дань Золотой Орде. | Александр Невский | Царь, который освоил 14 специальностей, мог своими руками построить корабль | | Основал первый музей -Кунсткамеру | | Этот человек много сделал для развития образования в России. По его предложению был открыт Московский университет | | | | | - Были ли у вас сложности при выполнении этого задания? - Оцените работу своей пары | Отвечают: Петр1. Отвечают: империя - большое, сильное государство. Отвечают. Работают в парах. Самопроверка. Оценивание. ( сигнальными карточками) Отвечают. Нет фамилии!!!! |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Я предлагаю вам оценить свои знания о Ломоносове, для этого вам выданы карточки, на которых я вас прошу отметить, что вы уже знаете из жизни Ломоносова, что не знаете. В каком году и где родился М.В.Ломоносов? Кем был отец Ломоносова? Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы? Куда был отправлен Ломоносов за хорошую учёбу? В каких областях раскрылся талан Ломоносова? Что организовал Ломоносов? Что сделал великий ученый для развития образования? -Назовите, на какие вопросы вы можете дать ответы? - А теперь скажите, какие факты вам не известны из жизни Ломоносова? - О чем мы сегодня должны узнать на уроке? В каких областях раскрылся талан Ломоносова? Что организовал Ломоносов? Что сделал великий ученый для развития образования? Ответив на эти вопросы сможем понять, почему Ломоносова называют гением земли Русской -Ломоносов сделал открытия в различных науках. Сейчас вы прочитаете тексты и каждой группе нужно подготовить информацию про открытия. Текст Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в ноябре 8 числа 1711 года. Место рождения деревня Мешанинская, Архангельской губернии. Сейчас это село носит название Ломоносово. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец ранимался рыболовным промыслом. Рос он в окружении нянечек и ещё двух мачех. Свои первые шаги в образовании Михаил Васильевич Ломоносов сделал в 1731 году, поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. И тут ему пришлось идти на хитрость. Ведь туда принимали только детей дворян, а он был крепостным. Поэтому он выдал себя за сына дворянина. Через 4 года его направили в академический университет в Петербурге. А уже в 1736 году его посылают в Германию, где он проходит обучение в Марбургском университете до 1739 года.. В 1741 году он возвратился на родину, где на протяжении четырёх лет был адъюнктом Физического класса Петербургской АН. Но уже через 4 года он стал академиком и профессором химии Петербургской академии наук. Кроме этого Ломоносов активно занимался химическими исследованиями дома в лаборатории. Открытия в области химии: открыл первую в России химическую лабораторию; составил рецепт для приготовления фарфоровых масс; разработал принципы новой науки “Физической химии”. В 1760 году его избрали почётным членом Шведской Академии наук. Открытия в области литературы, поэзии:разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;выпустил “Риторику”; в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”. Открытия в области физики:открыл закон сохранения материи; сконструировал термометр;изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений Открытия в области астрономии:открыл атмосферу на Венере; построил телескоп.Открытия в области географии:составил “Полярную карту”; разработал приборы для морского кораблевождения;доказал возможность Северного морского пути в Индию. Открытия в области истории: закончен 1-ый том Российской истории. составил “Краткий летописец с родословием”. Ломоносов – просветитель:написал статью о должности журналистов; составил проект учреждения Московского университета; получил в заведование академическую гимназию и академический университет.Ломоносов – художник:открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.
| Отвечают. Определяют, приходят к единому мнению, устанавливают значок. 1. 1711год, неподалёку от Холмогор 2. рыбаком 3. над ним смеялись, т.к. он был старше всех 4. в Петербург, потом в Германию 5. физик, химик, геолог, поэт, историк, астроном 6. первую химическую лабораторию 7. был открыт Московский университет Смотрят, принимают участие при изучении. Читают информацию на листочках. 1.Открытия в области литературы, поэзии: а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”; б) выпустил “Риторику”; в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”. 2.Открытия в области физики: а) открыл закон сохранения материи; б) сконструировал термометр; в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений 3. Открытия в области химии: а) открыл первую в России химическую лабораторию; б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс; в) разработал принципы новой науки “Физической химии”. 4. Открытия в области астрономии: а) открыл атмосферу на Венере; б) построил телескоп. 5. Открытия в области географии: а) составил “Полярную карту”; б) разработал приборы для морского кораблевождения; в) доказал возможность Северного морского пути в Индию. 7. Открытия в области истории: а) закончен 1-ый том Российской истории. б) составил “Краткий летописец с родословием”. 8. Ломоносов – просветитель: а) написал статью о должности журналистов; б) составил проект учреждения Московского университета; в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет. 9. Ломоносов – художник: а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин; б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”; в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. |
VIII. Рефлексия | - Посмотрите на лист где вы оценивали знания о М.В. Ломоносове, увеличилось ли количество знаний об этом знаменитом человеке? -Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы? - Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля.транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы? | Отвечают, аргументируют своё мнение. Высказывают своё мнение, ставят значок. |