Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Виды углов" с использованием ИКТ»
Тип урока: Открытие нового знания
Тема: «Виды углов».
Цель:
1) Сформировать представление об остром и тупом угле, сформировать умение определять вид угла с помощью чертёжного угольника.
Ход урока:
1.
– Какой теме был посвящён предыдущий урок математики? (Умножение и деление на 3.)
– К какому разделу математики относится таблица умножения?
– Какой ещё раздел математики вам известен
– Что изучает геометрия?
– Сегодня урок я предлагаю посвятить геометрии. Согласны?
– В ходе урока вы узнаете новое о геометрических фигурах.
2.
1) Контрольный устный счёт.
– Но начнём мы всё-таки с мира чисел. Куда же в математики без него?! Продемонстрируйте свои силы в устном счёте. Записывайте только ответы в строчку через клетку:
Увеличить 27 на 53.
Найти сумму чисел 73 и 18.
На сколько 33 меньше 66?
Уменьшить 63 на 9.
Найти произведение чисел 2 и 8.
Я задумала число, разделила его на 3 и получила 5. Какое число я задумала?
Делимое 24, делитель 8. Найти частное.
Найти частное чисел 12 и 3.
Цена одной тетради 3 рубля. Сколько стоят 7 таких тетрадей?
Мама дала 9 конфет трём детям. Сколько конфет должен получить каждый, чтобы было не обидно?
Ответы: 80; 91; на 33; 54; 16; 15; 3; 4; 21 р.; 3 к.
Раздать карточки с таблицей.
Открыть на доске следующее задание:
С 1 11 Н 24 3 Ь 3 1 П 15 3 А 0 3
И 18 3 Л 6 3 Ы 2 7 Т 3 4 И 27 3
0 2 3 5 6 8 9 12 14
– Следующее задание заключается в расшифровке слова. Посмотрите внимательно на выражения. На какие группы их можно разбить?
– Что интересного в числах в таблице?
– Какое число пропущено?
– Впишите его в таблицу.
– Вычислите устно и запишите под ответами соответствующие буквы.
По 1 с места в быстром темпе. Учитель вписывает буквы в таблицу на доске после ответов детей.
– Прочитайте слово. (Альпинисты.)
Повесить на доску несколько снимков альпинистов:
– Кто такие альпинисты? (Это спортсмены, которые с помощью специального снаряжения взбира-ются на высокие горы.)
– Верно. О них говорят, что они покоряют вершины. Какими качествами должны обладать люди, которые преодолевают такие препятствия? (Отвагой, смелостью, мужеством, целеустремлённо-стью…)
– У вас есть возможность поработать над развитием в себе этих качеств, ведь вам сегодня тоже предстоит покорить очередную вершину знаний.
3) Актуализация представлений детей об угле. Повторение способа определения прямого угла.
Открыть на доске схематическое изображение гор.
Раздать листы с тем же рисунком.
– Конечно, горы все разные: низкие, высокие, очень высокие… Посмотрите на доску. На какую геометрическую фигуру похожи горы на рисунке? (На углы.)
– Что такое угол? (геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, исходящих из одной точки.)
– Какой вид углов вам знаком? (Прямой угол.)
– Какие способы определения прямого угла вам известны? (На глаз и с помощью угольника: надо совместить сторону и вершину прямого угла угольника со стороной и вершиной начерченного угла. Если вторая сторона совпадёт со второй стороной угольника, значит, измеряемый угол прямой.)
Открыть на доске эталон определения прямого угла с помощью угольника:
– Посмотрите ещё раз на изображение гор. Определите на глаз, есть ли прямой угол на рисунке? (Есть, это первый угол.)
– Как докажете, что первый угол является прямым? (С помощью угольника: …)
– Отметьте значком прямой угол.
Учитель отмечает на доске, дети – на листах.
– Что вы можете сказать о двух других углах? (Они не прямые.)
– Значит, помимо прямого, существуют другие виды углов.
Раздать листы с заданием для пробного действия.
– Посмотрите на карточку. Какие виды углов существуют? (Прямые, острые и тупые.)
– Завершён этап повторения. Какой необходимый вам материал об углах вы повторили? (Что такое угол, как найти прямой угол с помощью угольника.)
– О чём узнали в ходе повторения? (Углы бывают разных видов: прямые, острые и тупые.)
– Что должно быть дальше? (Задание для пробного действия.)
4) Задание для пробного действия.
– Слушайте задание. Найдите на рисунке острые и тупые углы, обведите каждую группу замкнутой линией соответствующего цвета и подпишите соответствующий номер. Образец выполнения пока-зан на группе прямых углов. Как вы поняли, что надо сделать? (…)
– Что в этом задании для вас ново? (Мы никогда не определяли, какие углы острые, а какие тупые.)
– Как же вы поступите? (Мы попробуем выполнить это задание.)
– Пробуйте.
Открыть на доске образец (не убирать его до начала пятого этапа):
– Посмотрите на образец выполнения этого задания. Поднимите руку, у кого задание выполнено неверно.
– В чём ваше затруднение? Что вы не смогли сделать правильно? (Мы не смогли правильно найти острые и тупые углы.)
– Поднимите руку, у кого задание выполнено верно. Докажите, что во второй группе все углы яв-ляются острыми, а в третьей – тупыми. (Мы не можем доказать, что во второй группе все углы ост-рые, а в третьей – тупые.)
– Вы все поняли, в чём ваша трудность. Что необходимо сделать дальше? (Надо понять причину за-труднения.)
3. Выявление места и причины затруднения.
– Повторите ещё раз, какое задание вы выполняли. (Надо было найти группу острых и группу ту-пых углов.)
– Расскажите, как вы действовали, какой известный способ использовали для распределения на группы острых и тупых углов? (…)
– Вы рассуждали по-разному. Многие из вас использовали способ «на глаз». Но затруднения воз-никли у всех. Почему же у некоторых из вас возникли трудности при выполнении задания, а у не-которых в доказательстве отнесения углов к той или иной группе? (Мы не знаем, какие углы явля-ются острыми, а какие тупыми. Не знаем способ определения видов углов.)
– Молодцы те, кто понял причину своего затруднения. Что нужно сделать дальше, чтобы устранить причину затруднения? (Надо поставить цель, выбрать средства и спланировать свою дальнейшую работу.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Какую цель вы перед собой поставите? (Выяснить, какие углы называются острыми, а какие – тупыми, построить способ определения острых и тупых углов.)
– Как бы вы назвали наш урок? (…)
Открыть тему на доске: ВИДЫ УГЛОВ.
– Моё название более общее. Прочитайте. (Виды углов.)
– Принимаете?
– Осталось выбрать средства и спланировать работу с целью преодоления затруднения. Я вам немного помогу. Какой вид углов вы умеете находить? (Прямой угол.)
– С помощью какого инструмента и как вы это делаете? (С помощью угольника: совмещаем …)
– Какими же инструментами (средствами) вы можете воспользоваться? (Знанием о прямом угле, угольником, способом нахождения прямого угла.)
– К выбранным вами средствам я раздам каждой группе лист с образцом выполнения задания для пробного действия. Как вы сможете выявить признаки острых и тупых углов, если вам известен только способ нахождения прямого угла (другого способа у вас нет)? (Мы воспользуемся известным способом.)
– Сегодня план я вам предлагаю в готовом виде. Прочитайте его.
Открыть на доске план: 1. Поработать с группой острых углов, используя известный способ.
2. Выявить общий признак (отличие от прямого угла).
3. Сделать вывод.
4. Далее аналогично с группой тупых углов.
– Расскажите, как вы будете действовать, опираясь на план? (…)
– Продуманы все важные моменты. Что дальше? (Начинаем действовать.)
5. Реализация построенного проекта.
– Работать вы будете в группах. Действуйте по плану. В результате работы в группах вам надо вы-явить, какие углы называют острыми, а какие – тупыми.
Раздать группам листы с образцом выполнения задания для пробного действия:
– Предлагаю вам озвучить результаты вашей работы.
Учитель приглашает представителя от группы. Остальные работают в режиме согласования и уточнения.
В результате выводы должны быть следующими: углы, которые меньше прямого, называют остры-ми; углы, которые больше прямого, называют тупыми.
После каждого вывода учитель вывешивает на доску эталон определения острого и тупого углов:
– Итак, как вы можете определить вид угла? (С помощью угольника: совмещаем одну сторону и вершину угольника со стороной и вершиной измеряемого угла. Если вторая сторона оказалась внутри прямого угла, т.е. угол меньше прямого, то угол острый. Если вторая сторона совпадает, то угол – прямой. Если другая сторона выходит за пределы угольника, т.е. угол больше прямого, то угол – тупой.)
– Затруднение вы преодолели. Какова будет цель вашей дальнейшей работы? (Потренироваться в определении видов углов.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Откройте в учебнике № 3 на стр. 108. Прочитайте задание.
– Выполняйте по 1 с места с объяснением. (Треугольник АВС. Определим вид угла А. Для этого совместим сторону и вершину с угольником. Вторая сторона оказалась внутри прямого угла, т.е. угол меньше прямого, значит, угол А – острый. Обводим букву А в кружок.)
Далее объяснения аналогичны.
Последние два угла в последнем многоугольнике можно дать для работы в парах, чтобы обеспечить каждому ребёнку проговаривание во внешней речи.
– Найдите острые, тупые и прямые углы в окружающей обстановке (№ 2, стр. 108).
– Каким образом вы можете выяснить, что поняли, как определять виды углов? (Надо поработать самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с использованием ИКТ ресурсов:
– Построить самостоятельно 2 острых угла, 3 тупых и один прямой.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон для самопроверки:
– У кого возникли затруднения? С чем они связаны?
– Кто справился с заданием без затруднений? Поставьте себе «+».
– Молодцы! Вы отлично поработали, и у вас осталось время на повторение изученного материала.
8. Включение в систему знаний и повторение.
По 1 с места с объяснением.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Урок подошёл к концу. Какую цель вы перед собой ставили? (Выяснить, какие углы называются острыми, а какие – тупыми, построить способ определения острых и тупых углов.)
– Достигли цели? Докажите.
– Какие виды углов вам известны? (Острые, прямые и тупые.)
– Как определить вид угла? (С помощью угольника: …)
– Какие затруднения остались? Как планируете их преодолевать?
– Какую вершину каждому из вас, как ученику, удалось сегодня покорить?
– Какие дополнительные сведения узнали на уроке? (О существовании такого вида спорта, как альпинизм, …)