Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Порядок. Раньше, позже"»
Тема: «Порядок. Раньше, позже».
Основные цели:
1) сформировать представление о порядке событий, тренировать первичные навыки построения последовательности событий;
2) повторить порядок предметов, способы выбора порядка, сложение, вычитание, соотношение между частями и целым.
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) эталон порядка (урок 14):
2) эталон порядка действий;
3) ряд картинок (1 — кусок сыра, 2 — мышка ест сыр, 3 — мышка с толстым животом и корка от сыра.);
4) два набора картинок (1 — радуга, 2 — солнышко за тучей, 3 — дождь), на оборотной стороне которых соответственно 3, 1 и 2 кружка;
5) набор картинок к № 1, стр. 24 в увеличенном виде;
6)образец выполнения самостоятельной работы (№ 2, стр. 24 с выполненным заданием);
7) эталон разбиения на группы (урок 6, Д–10);
8) эталон сложения (урок 11, Д–3);
9) эталон вычитания (урок 11, Д–4);
10) табличка с названием темы «Порядок действий. Раньше, позже.»
Раздаточный материал:
1) «Геометрическое лото»;
2) чистые листочки.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность посредством яркого пятна;
2) определение содержательных рамок урока: порядок;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель начинает урок с чтения четверостишия:
Рассчитайтесь по порядку.
Быстро делаем зарядку.
Рассчитайтесь, улыбнитесь,
А теперь прошу, садитесь.
О чем это стихотворение? (О зарядке.)
Зачем ее делают? (Чтобы быть бодрым, окончательно проснуться, что бы день был хорошим.)
Что нам нужно назвать, чтобы работа на уроке была плодотворной? (Нам нужно назвать шаги учебной деятельности. Первый шаг понять, что мы еще не знаем. Второй шаг - самим открыть способ.)
Для чего нужно это помнить? (Каждый из нас должен стараться их сделать.)
Какое математическое понятие (слово, свойство) спряталось в этом четверостишии? (Порядок.)
Сегодня мы продолжим изучение порядка.
С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о порядке предметов;
3) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представления о порядке предметов.
Что такое порядок? (Это свойство, которое обозначает определённое расположение предметов.)
На прошлом уроке мы с вами составляли цепочки, расставляя бусинки в определённом порядке. Давайте вспомним, как мы это делали.
а) На доске в «мешке» расположены любые 4 фигуры «Геометрического лото». У детей на столах наборы «Геометрического лото». На доске эталон порядка Д–1.
Выберите в своём геометрическом наборе и положите на парты такие же фигуры, как на доске. Назовите их.
Учитель выставляет на доске эталон Д–1.
Составим цепочку из данных геометрических фигур. Каким будет первый шаг? Что будем делать потом? (Выбираем первую фигуру, она будет началом. Потом выберем вторую фигуру, и т.д.)
Дети выходят по одному и составляют цепочку, остальные работают на своих местах.
б) На доске 3 картинки, расположенные в столбик, друг под другом в правильном порядке (Д–3).
Цепочку можно составлять не только из геометрических фигур, но и из действий. Расскажите, в каком порядке происходили события. Что было раньше, что было позже? (Лежал сыр, мышка его увидела и съела. Мышка стала толстой, а от сыра осталась только корка.)
в) На скрытой доске 3 картинки, расположенные в столбик в неправильном порядке (Д–4).
Я приготовила для вас ещё один ряд из картинок.
Учитель открывает ряд.
Ой! Кто-то всё перепутал! Помогите мне восстановить порядок.
Дети по очереди выходят к доске и выставляют картинки в правильном порядке в один столбик.
Справились ли вы с предложенными заданиями? (Да.)
Что вы повторили? (Порядок.)
Что вам помогало? (Нам помог эталон, …)
Какое задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Готовы? (Да.)
2) Пробное действие.
Итак, моя соседка Верочка составила вот такую цепочку из этих картинок.
Учитель выставляет второй ряд из таких же картинок в неправильном порядке. Например, 1 — радуга, 2 — дождь, 3 — солнышко за тучей.
Вы согласны с таким порядком событий? (Нет.)
Но Верочка рассуждала по нашему эталону, так как мы её научили вчера на уроке: выбрала первую картинку, потом выбрала вторую, третью. Почему же у неё получился неправильный порядок? (Дети рассказывают, как они рассуждали: потому, что радуга появляется только после дождя и т.д.)
Значит, наш эталон в данной ситуации не подходит. Почему нельзя было выбрать любой порядок действий? (Потому, что действия связаны между собой, сначала должно произойти одно действие, а потом другое.)
Верочке будет трудно запомнить такое длинное рассуждение. Давайте его запишем. (Мы не умеем писать, долго, трудно.)
Тогда попробуйте составить для неё схему определения порядка событий. Воспользуйтесь для этого своими листочками и фломастерами.
Дети составляют свои схемы, им даётся 1 минута. По окончании работы учитель устраивает выставку.
Ребята, что вы видите? (У нас много разных вариантов.)
Кто же прав? Какую схему выбрать Вере? (Мы не можем этого сказать.)
Что же показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать в речи место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить схему определения порядка событий.)
Где возникло затруднение? (Мы составили разные схемы, не знаем кто прав.)
Почему возникло это затруднение? (Мы не выполняли подобное задание раньше.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какова же цель урока? (Построить схему для порядка действий: что раньше, что позже.)
Значит, какая тема нашего урока? (Порядок действий. Раньше, позже.)
Учитель вывешивает на доску табличку с темой урока.
Давайте подумаем, что нам может помочь. Вспомните, что мы повторили в начале урока. (Мы повторили эталон Порядка.)
Где он нам помогал? (Он помогал при составлении цепочек.)
Есть ли общее с новым заданием? (Есть порядок: первая картинка, вторая, третья, как и в бусинках.)
Что мы можем использовать для обозначения? (Точки.)
Чем мы можем заменить в схеме картинки? (Прямоугольниками.)
Если дети сами не предложат форму прямоугольника, то учитель может обратить их внимание на форму картинок.
Как мы их расположим? (Сверху вниз.)
Почему? (Более четко покажет следование.)
А как показать, что действие идёт одно за другим и изменяется? (Между прямоугольниками поставить стрелки, поставить точки, цифры и т.д.)
В случае необходимости учитель может сделать вывод:
Итак, в эталоне мы картинки обозначаем в виде прямоугольника, используем обозначения точками, располагаем картинки сверху вниз, последовательность показываем стрелками.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
организовать самостоятельное построение детьми эталона порядка действий.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Можно организовать групповую работу. Предварительно необходимо актуализировать правила работы в группе. По выполнению задания организуется защита проектов. Важно все варианты обобщить и привести к общему виду.
Другой вариант – один из учащихся работает у доски. Можно предложить модель прямоугольника в качестве шаблона. Учащийся последовательно обводит шаблон. Затем расставляет стрелки и точки. В случае необходимости можно использовать подводящий диалог:
Сколько точек поставим на первом прямоугольнике, втором и т.д.? (Одну, две, и т.д.)
Как мы покажем последовательность? (Стрелками.)
Как вы думаете, что обозначает последняя стрелка? (Что действия ещё будут происходить, меняться.)
Что у нас получилось? (Эталон порядка действий.)
Мы достигли своей цели? (Да.)
Что нам позволяет этот эталон? (Картинки мы можем переставлять, а эталон нам поможет восстановить порядок событий.)
Учитель переворачивает картинки Д–4 и учащиеся убеждаются в том, что они верно разгадали порядок их следования.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Какой следующий шаг в нашей работе? (Закрепить эталон порядка действий.)
Картинки стоят в неверном порядке, но если у нас возникнут затруднения, схема поможет нам восстановить его.
У учителя такой же набор картинок в увеличенном виде (Д–5). Дети выходят по одному, выставляют картинки в правильном порядке в столбик. Остальные выполняют у себя в тетрадях: рисуют стрелочки и ставят точки. (Сначала проклюнул росток — ставим одну точку, это первое событие. Потом у ростка появилось ещё два листика — второе событие, ставим две точки. Затем еще увеличилось количество листиков и т. д.)
Можем мы поменять местами действия? (Нет.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий с самопроверкой по эталону.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 2, стр. 24
А сейчас попробуйте выполнить похожее задание самостоятельно. Как вы думаете для чего? (Чтобы мы проверили себя, усвоили ли мы новое знание.)
Верно, если кто-то будет испытывать затруднения, он может воспользоваться новой схемой порядка действий.
Дети выполняют № 2 на печатной основе. На работу даётся 1 минута. Затем учитель предлагает им образец Д–6 выполнения самостоятельной работы: такие же картинки в увеличенном виде со стрелочками и точками в правильном порядке.
Возьмите зелёные карандаши, проверьте себя по образцу. У кого сделано не так, как в образце поставьте «?». У кого сделано всё так же — поставьте знак «+».
Поднимите руку, у кого возник вопрос. Расскажите, как надо было действовать. Проверьте себя все — обведите свои стрелочки зелёным карандашом.
Один ученик, допустивший ошибку, выходит к доске и объясняет выполнение задания.
Те, кто обнаружил у себя ошибки, исправьте их.
Я думаю, что Верочка теперь легко будет справляться с такими заданиями. А вы?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать навыки сложения и вычитания;
2) повторить разбиение предметов на группы и составление равенств.
Организация учебного процесса на этапе 8:
По какой схеме мы работали? (По схеме порядка действий.)
А какие действия мы можем совершать с предметами? (Разбивать на группы, складывать, вычитать, изменять и т.д.)
Потренируемся выполнять эти действия.
1) Разбиение предметов на группы и составление равенств.
Прочитайте задание № 4 на странице 25. (Или: как вы думаете, что нужно сделать в задании № 4 на странице 25?)
Вывесить на доску эталон разбиения предметов на группы (Д–7.) Он может помочь детям, испытывающим затруднения в этой работе.
На какие группы разобьём рыбок? (На маленьких рыбок и больших.)
Разбейте. Как мы обозначим больших рыбок, маленьких, всех рыбок? (Буквой «Б» обозначим больших рыбок, буквой «М» — маленьких, «Р» — всех рыбок.)
Если мы сложим больших и маленьких рыбок, что получим? (Получим всех рыбок.)
Какое равенство составим? (Б + М = Р.)
Какие ещё равенства к этому рисунку можно составить? (М + Б = Р, Р – Б = М, Р – М = Б.)
Что означает: Р – Б = М? (От всех рыбок отняли больших, остались маленькие рыбки.)
Назовите в получившихся равенствах части и целое. (Целое — это все рыбки, части — это большие рыбки и маленькие.)
Во всех равенствах обведите целое в кружочек, а части подчеркните.
Как получить целое?
Как получить часть?
На какие еще группы можно разбить рыбок? (По цвету — на жёлтых и красных рыбок и т.д.)
2) Подготовка к решению уравнений.
Работа ведется фронтально. Учитель дублирует выполнение задания на доске. В ходе их обсуждения вывешиваются схемы сложения Д–8 и вычитания Д–9.
а) – Посмотрите на задание № 3 под буквой «а». Какое действие сделали? (Действие сложения.)
Посмотрите, что нам известно, а что нет. (Известны вторая часть и целое. Неизвестна первая часть.)
Как вы думаете, чему будет равна эта часть? (Ответы детей.)
– Как вы рассуждали?
Проверим. Соединим карандашом фигуры из известной части с фигурами в целом. Какие фигуры из целого не имеют пары? (Три зелёных треугольника.)
Ваши предположения были верны? Дорисуйте фигуры в первый мешочек.
б) – С помощью какого арифметического действия записано равенство под буквой «б»? (Вычитания.)
Что нам известно, а что нет? (Известно целое и вторая часть.)
Как вы считаете, чему равна неизвестная часть? (Ответы детей.)
Попробуйте сами проверить ваши предположения.
Один ученик обосновывает у доски:
Соединим ниточками фигуры из целого с фигурами из известной нам части. Остался синий квадрат. Значит, взяли синий квадрат.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какой была цель нашего урока? (Построить схему порядка действий.)
Чем отличается порядок действий от порядка предметов? (Порядок предметов мы можем выбрать, а порядок действий не можем.)
Справились мы с поставленной задачей? (Да.)
А кому из вас удалось выполнить два шага учебной деятельности? (Докажите.)
Я покажу вашу схему Верочке. А кого из товарищей мы поблагодарим за помощь на уроке?
Какие действия с предметами мы выполняли? (Раскладывали в определённом порядке, разбивали на группы, складывали и вычитали.)
Остались ли у вас еще трудности?
Где мы можем над ними поработать? (Дома.)
П
Домашнее задание:
пропись – 1 строка, №6, стр. 25
ряд картинок о порядке действий.
оработайте в прописи и вместе с Феей над изменением предметов. Кто захочет — дополнительно может составить ряд картинок о порядке действий.