kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики «Порядок. Раньше, позже"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке формируются  представления о порядке событий  и даются первичные навыки построения их последовательности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Порядок. Раньше, позже"»

Тема: «Порядок. Раньше, позже».

Основные цели:

1) сформировать представление о порядке событий, тренировать первичные навыки построения последовательности событий;

2) повторить порядок предметов, способы выбора порядка, сложение, вычитание, соотношение между частями и целым.

Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) эталон порядка (урок 14):




2) эталон порядка действий;

3) ряд картинок (1 — кусок сыра, 2 — мышка ест сыр, 3 — мышка с толстым животом и корка от сыра.);







4) два набора картинок (1 — радуга, 2 — солнышко за тучей, 3 — дождь), на оборотной стороне которых соответственно 3, 1 и 2 кружка;






5) набор картинок к 1, стр. 24 в увеличенном виде;

6)образец выполнения самостоятельной работы (2, стр. 24 с выполненным заданием);

7) эталон разбиения на группы (урок 6, Д–10);

8) эталон сложения (урок 11, Д–3);

9) эталон вычитания (урок 11, Д–4);

10) табличка с названием темы «Порядок действий. Раньше, позже.»

Раздаточный материал:

1) «Геометрическое лото»;

2) чистые листочки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность посредством яркого пятна;

2) определение содержательных рамок урока: порядок;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель начинает урок с чтения четверостишия:

Рассчитайтесь по порядку.

Быстро делаем зарядку.

Рассчитайтесь, улыбнитесь,

А теперь прошу, садитесь.

  • О чем это стихотворение? (О зарядке.)

  • Зачем ее делают? (Чтобы быть бодрым, окончательно проснуться, что бы день был хорошим.)

  • Что нам нужно назвать, чтобы работа на уроке была плодотворной? (Нам нужно назвать шаги учебной деятельности. Первый шаг понять, что мы еще не знаем. Второй шаг - самим открыть способ.)

  • Для чего нужно это помнить? (Каждый из нас должен стараться их сделать.)

  • Какое математическое понятие (слово, свойство) спряталось в этом четверостишии? (Порядок.)

  • Сегодня мы продолжим изучение порядка.

  • С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представление о порядке предметов;

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

3) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представления о порядке предметов.

  • Что такое порядок? (Это свойство, которое обозначает определённое расположение предметов.)

  • На прошлом уроке мы с вами составляли цепочки, расставляя бусинки в определённом порядке. Давайте вспомним, как мы это делали.

а) На доске в «мешке» расположены любые 4 фигуры «Геометрического лото». У детей на столах наборы «Геометрического лото». На доске эталон порядка Д–1.

  • Выберите в своём геометрическом наборе и положите на парты такие же фигуры, как на доске. Назовите их.

Учитель выставляет на доске эталон Д–1.

  • Составим цепочку из данных геометрических фигур. Каким будет первый шаг? Что будем делать потом? (Выбираем первую фигуру, она будет началом. Потом выберем вторую фигуру, и т.д.)

Дети выходят по одному и составляют цепочку, остальные работают на своих местах.

б) На доске 3 картинки, расположенные в столбик, друг под другом в правильном порядке (Д–3).

  • Цепочку можно составлять не только из геометрических фигур, но и из действий. Расскажите, в каком порядке происходили события. Что было раньше, что было позже? (Лежал сыр, мышка его увидела и съела. Мышка стала толстой, а от сыра осталась только корка.)

в) На скрытой доске 3 картинки, расположенные в столбик в неправильном порядке (Д–4).

  • Я приготовила для вас ещё один ряд из картинок.

Учитель открывает ряд.

  • Ой! Кто-то всё перепутал! Помогите мне восстановить порядок.

Дети по очереди выходят к доске и выставляют картинки в правильном порядке в один столбик.

  • Справились ли вы с предложенными заданиями? (Да.)

  • Что вы повторили? (Порядок.)

  • Что вам помогало? (Нам помог эталон, …)

  • Какое задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Готовы? (Да.)

2) Пробное действие.

  • Итак, моя соседка Верочка составила вот такую цепочку из этих картинок.

Учитель выставляет второй ряд из таких же картинок в неправильном порядке. Например, 1 — радуга, 2 — дождь, 3 — солнышко за тучей.

  • Вы согласны с таким порядком событий? (Нет.)

  • Но Верочка рассуждала по нашему эталону, так как мы её научили вчера на уроке: выбрала первую картинку, потом выбрала вторую, третью. Почему же у неё получился неправильный порядок? (Дети рассказывают, как они рассуждали: потому, что радуга появляется только после дождя и т.д.)

  • Значит, наш эталон в данной ситуации не подходит. Почему нельзя было выбрать любой порядок действий? (Потому, что действия связаны между собой, сначала должно произойти одно действие, а потом другое.)

  • Верочке будет трудно запомнить такое длинное рассуждение. Давайте его запишем. (Мы не умеем писать, долго, трудно.)

  • Тогда попробуйте составить для неё схему определения порядка событий. Воспользуйтесь для этого своими листочками и фломастерами.

Дети составляют свои схемы, им даётся 1 минута. По окончании работы учитель устраивает выставку.

  • Ребята, что вы видите? (У нас много разных вариантов.)

  • Кто же прав? Какую схему выбрать Вере? (Мы не можем этого сказать.)

  • Что же показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать в речи место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить схему определения порядка событий.)

  • Где возникло затруднение? (Мы составили разные схемы, не знаем кто прав.)

  • Почему возникло это затруднение? (Мы не выполняли подобное задание раньше.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова же цель урока? (Построить схему для порядка действий: что раньше, что позже.)

  • Значит, какая тема нашего урока? (Порядок действий. Раньше, позже.)

Учитель вывешивает на доску табличку с темой урока.

  • Давайте подумаем, что нам может помочь. Вспомните, что мы повторили в начале урока. (Мы повторили эталон Порядка.)

  • Где он нам помогал? (Он помогал при составлении цепочек.)

  • Есть ли общее с новым заданием? (Есть порядок: первая картинка, вторая, третья, как и в бусинках.)

  • Что мы можем использовать для обозначения? (Точки.)

  • Чем мы можем заменить в схеме картинки? (Прямоугольниками.)

Если дети сами не предложат форму прямоугольника, то учитель может обратить их внимание на форму картинок.

  • Как мы их расположим? (Сверху вниз.)

  • Почему? (Более четко покажет следование.)

  • А как показать, что действие идёт одно за другим и изменяется? (Между прямоугольниками поставить стрелки, поставить точки, цифры и т.д.)

В случае необходимости учитель может сделать вывод:

  • Итак, в эталоне мы картинки обозначаем в виде прямоугольника, используем обозначения точками, располагаем картинки сверху вниз, последовательность показываем стрелками.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

организовать самостоятельное построение детьми эталона порядка действий.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Можно организовать групповую работу. Предварительно необходимо актуализировать правила работы в группе. По выполнению задания организуется защита проектов. Важно все варианты обобщить и привести к общему виду.

Другой вариант – один из учащихся работает у доски. Можно предложить модель прямоугольника в качестве шаблона. Учащийся последовательно обводит шаблон. Затем расставляет стрелки и точки. В случае необходимости можно использовать подводящий диалог:

  • Сколько точек поставим на первом прямоугольнике, втором и т.д.? (Одну, две, и т.д.)

  • Как мы покажем последовательность? (Стрелками.)

  • Как вы думаете, что обозначает последняя стрелка? (Что действия ещё будут происходить, меняться.)

  • Что у нас получилось? (Эталон порядка действий.)

  • Мы достигли своей цели? (Да.)

  • Что нам позволяет этот эталон? (Картинки мы можем переставлять, а эталон нам поможет восстановить порядок событий.)

Учитель переворачивает картинки Д–4 и учащиеся убеждаются в том, что они верно разгадали порядок их следования.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новый способ действий во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • Какой следующий шаг в нашей работе? (Закрепить эталон порядка действий.)

  • Попробуем использовать нашу схему. Выполним 1, стр. 24. Прочитайте задание.

Картинки стоят в неверном порядке, но если у нас возникнут затруднения, схема поможет нам восстановить его.

У учителя такой же набор картинок в увеличенном виде (Д–5). Дети выходят по одному, выставляют картинки в правильном порядке в столбик. Остальные выполняют у себя в тетрадях: рисуют стрелочки и ставят точки. (Сначала проклюнул росток — ставим одну точку, это первое событие. Потом у ростка появилось ещё два листика — второе событие, ставим две точки. Затем еще увеличилось количество листиков и т. д.)

  • Можем мы поменять местами действия? (Нет.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 7:

2, стр. 24

  • А сейчас попробуйте выполнить похожее задание самостоятельно. Как вы думаете для чего? (Чтобы мы проверили себя, усвоили ли мы новое знание.)

  • Верно, если кто-то будет испытывать затруднения, он может воспользоваться новой схемой порядка действий.

Дети выполняют 2 на печатной основе. На работу даётся 1 минута. Затем учитель предлагает им образец Д–6 выполнения самостоятельной работы: такие же картинки в увеличенном виде со стрелочками и точками в правильном порядке.

  • Возьмите зелёные карандаши, проверьте себя по образцу. У кого сделано не так, как в образце поставьте «?». У кого сделано всё так же — поставьте знак «+».

  • Поднимите руку, у кого возник вопрос. Расскажите, как надо было действовать. Проверьте себя все — обведите свои стрелочки зелёным карандашом.

Один ученик, допустивший ошибку, выходит к доске и объясняет выполнение задания.

  • Те, кто обнаружил у себя ошибки, исправьте их.

  • Я думаю, что Верочка теперь легко будет справляться с такими заданиями. А вы?

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать навыки сложения и вычитания;

2) повторить разбиение предметов на группы и составление равенств.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • По какой схеме мы работали? (По схеме порядка действий.)

  • А какие действия мы можем совершать с предметами? (Разбивать на группы, складывать, вычитать, изменять и т.д.)

  • Потренируемся выполнять эти действия.

1) Разбиение предметов на группы и составление равенств.

  • Прочитайте задание 4 на странице 25. (Или: как вы думаете, что нужно сделать в задании 4 на странице 25?)

Вывесить на доску эталон разбиения предметов на группы (Д–7.) Он может помочь детям, испытывающим затруднения в этой работе.

  • На какие группы разобьём рыбок? (На маленьких рыбок и больших.)

  • Разбейте. Как мы обозначим больших рыбок, маленьких, всех рыбок? (Буквой «Б» обозначим больших рыбок, буквой «М» — маленьких, «Р» — всех рыбок.)

  • Если мы сложим больших и маленьких рыбок, что получим? (Получим всех рыбок.)

  • Какое равенство составим? (Б + М = Р.)

  • Какие ещё равенства к этому рисунку можно составить? (М + Б = Р, Р – Б = М,
    Р – М = Б.)

  • Что означает: Р – Б = М? (От всех рыбок отняли больших, остались маленькие рыбки.)

  • Назовите в получившихся равенствах части и целое. (Целое — это все рыбки, части — это большие рыбки и маленькие.)

  • Во всех равенствах обведите целое в кружочек, а части подчеркните.

  • Как получить целое?

  • Как получить часть?

  • На какие еще группы можно разбить рыбок? (По цвету — на жёлтых и красных рыбок и т.д.)

2) Подготовка к решению уравнений.

Работа ведется фронтально. Учитель дублирует выполнение задания на доске. В ходе их обсуждения вывешиваются схемы сложения Д–8 и вычитания Д–9.

а) – Посмотрите на задание 3 под буквой «а». Какое действие сделали? (Действие сложения.)

  • Посмотрите, что нам известно, а что нет. (Известны вторая часть и целое. Неизвестна первая часть.)

  • Как вы думаете, чему будет равна эта часть? (Ответы детей.)

  • – Как вы рассуждали?

  • Проверим. Соединим карандашом фигуры из известной части с фигурами в целом. Какие фигуры из целого не имеют пары? (Три зелёных треугольника.)

  • Ваши предположения были верны? Дорисуйте фигуры в первый мешочек.

б) – С помощью какого арифметического действия записано равенство под буквой «б»? (Вычитания.)

  • Что нам известно, а что нет? (Известно целое и вторая часть.)

  • Как вы считаете, чему равна неизвестная часть? (Ответы детей.)

  • Попробуйте сами проверить ваши предположения.

Один ученик обосновывает у доски:

  • Соединим ниточками фигуры из целого с фигурами из известной нам части. Остался синий квадрат. Значит, взяли синий квадрат.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какой была цель нашего урока? (Построить схему порядка действий.)

  • Чем отличается порядок действий от порядка предметов? (Порядок предметов мы можем выбрать, а порядок действий не можем.)

  • Справились мы с поставленной задачей? (Да.)

  • А кому из вас удалось выполнить два шага учебной деятельности? (Докажите.)

  • Я покажу вашу схему Верочке. А кого из товарищей мы поблагодарим за помощь на уроке?

  • Какие действия с предметами мы выполняли? (Раскладывали в определённом порядке, разбивали на группы, складывали и вычитали.)

  • Остались ли у вас еще трудности?

  • Где мы можем над ними поработать? (Дома.)

  • П

    Домашнее задание:

     пропись – 1 строка, №6, стр. 25

     ряд картинок о порядке действий.

    оработайте в прописи и вместе с Феей над изменением предметов. Кто захочет — дополнительно может составить ряд картинок о порядке действий.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока математики «Порядок. Раньше, позже"

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока на тему "Алгоритмы" с включением в работу ребёнка с кохлеарным аппаратом. "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-alghoritmy-s-vkliuchieniiem-v-rabotu-riebionka-s-kokhliearnym-apparatom"
    ["file_id"] => string(6) "159236"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421860867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства