kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Ненецкая сказка "Кукушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока-исследования с соответствии с требованиями ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Ненецкая сказка "Кукушка"»

" Сказки народов России. Ненецкая сказка "Кукушка"

УМК "Перспектива"



Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ г. Мурманска СОШ № 21

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи урока:

- учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;

-формировать необходимый уровень читательской компетенции;

-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

-формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Оборудование:

-презентация;

- Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012г. или -текст сказки ;

- рабочий лист ;

-музыкальный фрагмент "В гостях у сказки";

-музыкальный фрагмент ;

-таблички -опоры для формулирования целей урока ;

-аудио-запись сказки ;

-таблички со словами ;

- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО "А ТЕМП", 2010.- 874с.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Звучит музыкальный фрагмент.

- Именно с этой мелодии начиналась детская передача, которая называлась "В гостях у сказки".

- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой мелодии?

- Поднимите руку, кто любит сказки? А за что?

- Сказки любят читать и взрослые, и дети, они нас обязательно чему-то учат, делают лучше и добрее. Неслучайно, многие сказки заканчиваются словами, давайте прочитаем хором :

"Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок". К этой фразе мы ещё вернёмся.

- Посмотрите на слайд, что объединяет эти сказки? ( народные)

- У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая сказки разных народов, мы знакомимся с особенностями многих национальностей. 

III. Формулирование темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра и царствует полярная ночь.

- Какие народы Севера вы знаете?

- Уточним и дополним ваши знания. Обратимся к заданию №1 на рабочем листе. Необходимо найти границы слов и назвать народы Севера. Выполните это задание в паре.

Задание 1.

чукчинанайцыненцысаамыэскимосыякутыкорякихантыэвенки

Проверим вашу работу.

- С творчеством какого именно северного народа мы познакомимся, вы узнаете, исключив слово из данной группы. Это слово начинается на букву, обозначающую согласный звонкий мягкий звук.(ненцы)

- Ненцынарод, составляющий основное население северных районов России.

Расселены ненцы на весьма обширной территории — от восточного побережья Белого моря на западе до нижнего течения реки Енисей на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до границы лесов на юге. Эта территория, посмотрите на карту нашей страны, занимает несколько тысяч километров.

- Как называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв. Выполним задание № 2 на рабочем листе.

Задание 2.

К Ш К У

А У К

-Сформулируем тему урока.

-Можно ли по названию определить, кто будет героем нашей сказки?

- Сначала я хочу узнать, что вы знаете о кукушке?

- Прочитайте про себя дополнительные сведения об этой птице и расскажите ребятам.

Обратимся к заданию №3 на рабочем листе.

На рабочем листе тексты: (6 вариантов)

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Проверка

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение кукушки к своим птенцам. (слова- таблички заносятся на доску в 1 столбик)

Проверка (Кукушка: не высиживает, не заботится, оставила, не кормит, не растит, не ухаживает, подбросила)

Мотивация к исследованию.

- Рассмотрите главный рисунок к сказке

- Кого вы видите на рисунке?

- Где происходят события?

-Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь?

-Можно ли по иллюстрации определить, что это сказка?

-Соединим иллюстрацию с названием.

Определение темы, цели исследования и составление плана.

-Кукушка и женщина, совсем непохожие существа, что же связывает их?

-Сколько интересных предположений вы высказали! Но как определить, какое из них справедливое? Предлагаю провести исследование. Сформулируйте его цель.

- Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (в ходе высказываний детей составляется план исследования)

IV. Открытие нового знания. Исследование.

- Перед чтением сказки познакомимся с некоторыми особенностями быта ненцев.

- Основное занятие ненцев - оленеводство, рыболовство. В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Поэтому и дома у них особенные, их очень легко разобрать и перевезти на новое место.

- Как называется это жилище, может быть, кто-нибудь знает? (чум). Уточним значение этого слова в словаре Ожегова.

Русское название переносного жилища северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком.

- Какую форму имеет чум? Чем покрыт ? Определите на слайде, как выглядит чум среди жилищ других народов .

- На Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

- Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а малица. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу.  Женщины украшают её узорами – орнаментами.

- Обувь тоже из оленьего меха, она называется пимы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин.

- На слайде много различных вещей, давайте отберём только то, что относится к ненцам. Назовите номера фотографий.

- Вот так выглядят ненцы в своей одежде.

- Какие новые слова узнали? Что они обозначают? (на доске таблички со словами)

Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.

- А теперь познакомимся со сказкой и проверим ваши предположения. (звучит отрывок в записи)

-Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры. Придвиньте к себе текст сказки .

Проверка первичного восприятия текста учащимися.

- Подтвердились ли ваши предположения? Что вас удивило , а , может быть, понравилось в сказке?

-Назовите главных героев.

- Как вы думаете, почему народ так назвал своё произведение, что он подметил?

-Это первые рабочие версии нашего исследования, наши мнения разделились, давайте искать ответы.

-Впереди у нас серьёзная работа, необходимо набраться сил.

Физминутка

Тихо встали, потянулись,
Влево, вправо повернулись.

 Дышим ровно, глубоко.
Раз- присели, два- нагнулись
Три подпрыгнули легко.

Руки в сторону и вверх.

Каждый сядет тише всех.

Чтение произведения и его анализ. Обмен информацией.

- Перечитаем сказку и поработаем над содержанием. Придвиньте к себе текст сказки.

- Первую часть начнём читать "по цепочке".

- Придумайте вопрос к первой части, начиная со слова "Почему?"

-Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

- Охарактеризуйте детей. (непослушные, беззаботные, легкомысленные, ленивые)

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение матери к детям.

Проверка. (заботилась, ухаживала, оберегала - таблички -слова заносятся на доску во 2 столбик)

- Найдите в этой части предложение, которым можно подписать иллюстрацию.

-Вторую часть прочитают ребята.

- Заботились ли дети о больной матери?

- Прочитайте просьбу матери, выберите правильную интонацию.

- Как мать обращается к детям? (ласково, нежно)

-Прочитайте, что отвечали дети на просьбу матери.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

-Какими предстали дети в этой части? (злые, бесчувственные, неблагодарные)

- Рассмотрите иллюстрацию ко второй части. Правильно ли будет, если мы подпишем иллюстрацию данным предложением?

- Прочитаем третью часть "по цепочке".

- В кого превратилась мама?

- Что почувствовали дети после того, как мать-кукушка вылетела из чума? (испугались, стало жалко маму, захотели её вернуть).

-Что они стали делать, чтобы вернуть маму? (кричать, предлагать воды).

- Прочитайте, что ответила мама-кукушка первому сыну?

- Что значит "лечу к вольным водам"?

- Прочитайте ответ матери младшему сыну.

- Найдите в этом предложении главное, самое важное слово- причину отлёта матери. (поздно)

- Почему она превратилась именно в кукушку?

- У нас остались слова (рассердилась, бросила), в какой столбик их разместим?

- О чем сожалеют дети?

-Выберите предложение, самое удачное для названия иллюстрации.

- Дочитайте сказку "про себя "до конца.

- Сколько времени бежали дети за мамой?

- Что чувствовали они, когда бежали за кукушкой?

- Можно ли сейчас утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)

- Найдите предложение для подписи иллюстрации, которое начинается со слова "навсегда".

Организация и связывание информации. Формулирование вывода исследования.

-Пришло время подвести итог нашего исследования. Вернёмся к нашему вопросу.

-Давайте внимательно посмотрим на таблицу, сравним действия двух главных персонажей нашего урока.

Таблица:

Кукушка

Женщина

не высиживает, не заботится, оставила,

заботилась, ухаживала, оберегала,

не кормит, не растит, не ухаживает,

рассердилась, бросила

подбросила


-Что же может связывать таких разных персонажей? (обе бросают своих детей)

-По какой причине бросает своих детей женщина? А кукушка? Причины разные , а поступок одинаков.

- Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так...(продолжают дети)

- Вспомните своё предположение и сравните с выводом.

- Справедливо ли закончилась сказка?

- Эту сказку сочинили суровые, сильные духом люди, поэтому и такой грустный конец.

V.Подведение итога . Применение знаний.

- Могла бы сказка закончится по-другому?

-Вернёмся к фразе "Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок".Чему учит сказка?

- Любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь - жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом.

- Почему эту историю можно назвать сказкой?

- По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка? 

- Урок я хотела бы закончить пословицей, конечно же , о матери. Может быть, вы вспомните?

- Составим ещё несколько пословиц, выполнив задание 4 на рабочем листе.

Задание 4:

Составьте пословицы о матери, соединив части :

Нет на свете лучше дружка, солнца греет.

При солнышке светло, не заменишь.

Родную мать никем при матери добро.

Сердце матери лучше чем родная матушка.


Проверка.

VI.Рефлексия.

-Выразите своё мнение об уроке, используя рефлексивный экран.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

VII. Домашнее задание.

- Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников.)
- Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-перечитать сказку и придумать её продолжение;
- нарисовать иллюстрацию к сказке;
- подготовить подробный пересказ.





Список литературы:

Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова , под ред. Н.Б. Шумаковой "Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. ФГОС " ( М.- Просвещение, 2014 г.)

 Шумакова, Н. Б. "Развитие исследовательских умений младших школьников" (М.- Просвещение, 2011г.)   с, в чум и не заглядывали. Но вот захотел старший есть — вошёл в чум, а мать встала и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась.
Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска — хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат принесли! Отвечает им мать: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!»
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Меньшой сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я». Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. Л по тундре с той самой поры красный мох стелется.:;

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна

Дата: 18.04.2018

Номер свидетельства: 466780


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства