4. Первичное восприятие текста и выявление понимания. Комментированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками. По ходу чтения учащиеся записывают непонятные слова. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение. 1 часть: – Почему не понимают друг друга пассажиры и моряки? (Пассажиры говорят о поэте, а моряки о капитане). 2часть: - Что главное для капитана? (Чтоб его судно было целым и невредимым). - Найдите, где меняется повествователь. Где повествование идет от третьего лица, где от первого? (Читают) - Какие основания есть у автора для ведения повествования от первого лица? (Значит, случай произошел с ним). - Как однажды рассказчик – герой посадил парусник? (Рассказывают) - Какой урок он вынес из этой истории? (Не судно ходит, а капитан, не судно гибнет, а ...) 3часть: - Чего боялся капитан ледокола? (Ледокол могло зажать льдами) 4часть: - Найдите слова, где капитан дает команду “Полный ход”. (…) – Как он подает команды в машинное отделение? (Серьезно) - Был ли другой выход у капитана, решившего таранить ледяной затор? (Нет) - Почему помощник глянул на него косым взглядом? (Не доверял ему) - В чем была опасность дрейфа? (Лед, носимый ветром, был не управляем) - Опишите поведение капитана и машиниста во время удара парохода о лед пологим форштевнем. (Помогали ледоколу,……) - А чем занята команда в это время? (Гудят, как на ярмарке,……) 5часть: - Что такое “кошки Литке”? Найдите отрывок о них. Почему их боялся капитан? 6часть: - Как пишет Житков об умении капитана слиться с пароходом, слышать его? Найдите отрывок. 7часть: - Зачем капитан вытащил кольт, когда услышал чирканье днища о камни? Дает ли автор ответа на вопрос, для чего кольт? (Нет) - Поддерживает ли помощник капитана в трудную минуту? (Нет) - Как ведут себя команда и пассажиры? - Можно ли это назвать предательством? (Да) - Каким приемом автор показывает трагичность ситуации, неотвратимость столкновения? (Рефреном – повторением: “Опять. Опять!”) - Чего “Нету! Нету! Уже 5 минут нету!”? (Аварии нет, гибели ледокола) - “Красный человек”, “красная луна” - что хочет сказать писатель этими выражениями? (Образными выражениями писатель демонстрирует напряженность ситуации). - Что означают слова капитана, вышедшего на мостик? (Понял кто есть кто…) - Чего стоили капитану эти 10 минут? Посмотрите, как заканчивается рассказ. “А утром стал бриться и увидал, что виски седые”. - Почему? (Переживал за жизнь пассажиров и команды, за сохранность корабля) - Можно ли было предотвратить ситуацию? - Представьте, что вы капитан корабля. Как бы вы поступили в такой ситуации? 5. Беседа. – Сравните свою реакцию на рассказ Б. Житкова с тем, как слушали его дети на квартире у Чуковского: «Усевшись среди них на диване, стал рассказывать им о разных морских приключениях. Они слушали его очарованные и, когда он заканчивал свой рассказ, деспотически кричали: "Ещё!". Я слушал его рассказы урывками, приходили какие-то люди, постоянно звонил телефон. Но я видел, как увлечены его рассказами дети». - А какова была ваша реакция на прочтение рассказа? - Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым? (Нет.) - С какими трудностями вы встретились? (В рассказе много непонятных слов). - Докажите, что Житкову хорошо знакома профессия моряка? (Автор использует много “морских” слов). - Какие морские слова были непонятны? (Работа с листочками для записи) 6. Создание словаря морских слов. Откройте свои РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ на с.70. Прочитайте задание №1. Посмотрите на доску. Догадайтесь, к какому слову дано каждое определение. Запишите. - Продолжим составлять Морской словарик. Откройте КОНВЕРТ С ЗАДАНИЕМ №2. Соотнесите линией слово и его определение. Фут – единица длины, около 0,3 метра. Сажень – мера длины, равная 2,13 метра. Дюйм – мера длины, равная 2,54 см. Тендра - остров в северо-западной части Черного моря. Лот - прибор для измерения глубины водоема. Зыбь - легкое колебание водной поверхности, рябь на водной поверхности. Балго – полным полно, много. Дрейфовать – идти без машины, силой ветра. Форштевень – выступающее ребро на носу парохода. Планширь – перила поверх судового ограждения. Ост – восток, сторона света. “Кошки Литке” - горы на дне Белого моря. Кольт – револьвер. Багор — инструмент, состоящий из деревянной или металлической рукояти длиной более метра, с наконечником в виде шипа, соединённого с загнутым назад крюком. Проверка выполнения задания. 8. Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа (по вопросам учебника, стр. 43). – Каким бы вы назвали этот рассказ – добрым или жестоким, несмотря на благополучную развязку? (В ходе беседы ребята приходят к выводам, что главное в рассказе – это настоящий морской капитан, который знает, что такое ответственность за людей, пароход, что такое честь и доброе имя). – Почему у капитана ледокола нет имени? (Задание III.4 в тетради.) (Потому что не судно ходит, а капитан, не судно гибнет, а…) - Подберите пословицы, которые отражают главную мысль рассказа. Докажите. Друзья познаются в беде. Терпение и труд все перетрут. Смелость города берёт. Страшно не упасть – страшно не подняться. Добротой можно все уладить. Достоинство человека определяется только его поступками. Честность - самая лучшая привычка. Если вам понравился рассказ Б. Житкова “Николай Исаич Пушкин”, прочтите книгу “Морские истории”. 2) Составление характеристики капитана (задание в тетради). - Какие черты характера помогли капитану выстоять в сложной ситуации? настойчивый ловкий ответственный вспыльчивый отважный внимательный сильный смелый вежливый Вывод: “Настоящий морской капитан – это…” 3) Пересказ по плану. Примерный план (составляем вместе с детьми). 1. На причале. 2. Случай у Тендры. 3. Промысел в белом море. Везучий капитан. 4. “Кошки Литке” - горы в воде. 5. Чувства капитана во время опасности. 6. Седые виски. |