kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе ("Школа 2100") "Б.Житков "Николай Исаич Пушкин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "Б.Житков "Николай исаич Пушкин". ("Школа 2100")

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе ("Школа 2100") "Б.Житков "Николай Исаич Пушкин"»

Урок ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ («Школа 2100»)

Учитель начальных классов Карепанова Виктория Юрьевна

МБОУ СОШ №70 г.Краснодар

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»)

Цели: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Работа в группах

-Откройте свои учебники на с.31. Дома вам нужно было выбрать из текста информацию о Борисе Житкове. Проверим. Откройте КОНВЕРТ С ЗАДАНИЕМ №1. Что нужно сделать? Исправьте ошибки, пользуясь текстом.

1. Борис Сергеевич (Степанович) Житков – писатель, штурман дальнего плавания, корабельный мастер, водолаз, ходил на яхте, знал несколько языков. А ещё был музыкантом и прекрасным преподавателем русского языка (математики).

2. В 1923 году Житков приехал в Москву (Питер) и встретился там с Чайковским (Чуковским).

3. Борис Житков и Коля Корнейчуков вместе учились в гимназии в Саратове (Одессе) и дружили.

4. Детям Борис Житков любил рассказывать о море. И первый свой рассказ «Штиль» («Шторм») очень понравился редакции журнала «Веселые картинки» (Воробей).

5. В 1925 (1930) году во время специального опроса большинство детей назовут своим любимым писателем Корнея Ивановича Чуковского (Бориса Степановича Житкова).

Проверка. Чтение исправленного текста учащимися.

- Сделайте вывод, что будем сегодня узнавать на уроке литературного чтения? (Будем знакомиться с произведением Бориса Житкова).


3. Подготовка к первичному восприятию.

Мультимедийная презентация. Рассказ учителя о Житкове.


Выставка книг Б.Житкова.


-Сегодня мы познакомимся с рассказом Бориса Степановича Житкова «Николай Исаич Пушкин» и выясним кто же такой настоящий капитан.

- Так как Борис Житков был штурманом дальнего плавания, в его рассказе много морских слов. Они могут быть вам непонятны. Записывайте эти слова на листах для записи, которые лежат у вас на столах.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.


II. Развитие умений.

















4. Первичное восприятие текста и выявление понимания.

Комментированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

По ходу чтения учащиеся записывают непонятные слова.

Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение.


1 часть:

– Почему не понимают друг друга пассажиры и моряки? (Пассажиры говорят о поэте, а моряки о капитане).


2часть:

- Что главное для капитана? (Чтоб его судно было целым и невредимым).

- Найдите, где меняется повествователь. Где повествование идет от третьего лица, где от первого? (Читают)

- Какие основания есть у автора для ведения повествования от первого лица? (Значит, случай произошел с ним).

- Как однажды рассказчик – герой посадил парусник? (Рассказывают)

- Какой урок он вынес из этой истории? (Не судно ходит, а капитан, не судно гибнет, а ...)


3часть:

- Чего боялся капитан ледокола? (Ледокол могло зажать льдами)


4часть:

- Найдите слова, где капитан дает команду “Полный ход”. (…) – Как он подает команды в машинное отделение? (Серьезно)

- Был ли другой выход у капитана, решившего таранить ледяной затор? (Нет)

- Почему помощник глянул на него косым взглядом? (Не доверял ему)

- В чем была опасность дрейфа? (Лед, носимый ветром, был не управляем)

- Опишите поведение капитана и машиниста во время удара парохода о лед пологим форштевнем. (Помогали ледоколу,……)

- А чем занята команда в это время? (Гудят, как на ярмарке,……)


5часть:

- Что такое “кошки Литке”? Найдите отрывок о них. Почему их боялся капитан?


6часть:

- Как пишет Житков об умении капитана слиться с пароходом, слышать его? Найдите отрывок.


7часть:

- Зачем капитан вытащил кольт, когда услышал чирканье днища о камни? Дает ли автор ответа на вопрос, для чего кольт? (Нет)

- Поддерживает ли помощник капитана в трудную минуту? (Нет)

- Как ведут себя команда и пассажиры?

- Можно ли это назвать предательством? (Да)

- Каким приемом автор показывает трагичность ситуации, неотвратимость столкновения? (Рефреном – повторением: “Опять. Опять!”)

- Чего “Нету! Нету! Уже 5 минут нету!”? (Аварии нет, гибели ледокола)

- “Красный человек”, “красная луна” - что хочет сказать писатель этими выражениями? (Образными выражениями писатель демонстрирует напряженность ситуации). 

- Что означают слова капитана, вышедшего на мостик? (Понял кто есть кто…)

- Чего стоили капитану эти 10 минут? Посмотрите, как заканчивается рассказ.

А утром стал бриться и увидал, что виски седые”.

- Почему? (Переживал за жизнь пассажиров и команды, за сохранность корабля)

- Можно ли было предотвратить ситуацию?

- Представьте, что вы капитан корабля. Как бы вы поступили в такой ситуации?


5. Беседа.

– Сравните свою реакцию на рассказ Б. Житкова с тем, как слушали его дети на квартире у Чуковского:

«Усевшись среди них на диване, стал рассказывать им о разных морских приключениях. Они слушали его очарованные и, когда он заканчивал свой рассказ, деспотически кричали: "Ещё!". Я слушал его рассказы урывками, приходили какие-то люди, постоянно звонил телефон. Но я видел, как увлечены его рассказами дети».

- А какова была ваша реакция на прочтение рассказа?

- Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым? (Нет.)

- С какими трудностями вы встретились? (В рассказе много непонятных слов).

- Докажите, что Житкову хорошо знакома профессия моряка? (Автор использует много “морских” слов).

- Какие морские слова были непонятны? (Работа с листочками для записи)


6. Создание словаря морских слов.


Откройте свои РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ на с.70. Прочитайте задание №1.

Посмотрите на доску. Догадайтесь, к какому слову дано каждое определение. Запишите.


- Продолжим составлять Морской словарик. Откройте КОНВЕРТ С ЗАДАНИЕМ №2. Соотнесите линией слово и его определение.

Фут – единица длины, около 0,3 метра.

Сажень – мера длины, равная 2,13 метра.

Дюйм – мера длины, равная 2,54 см.

Тендра - остров в северо-западной части Черного моря.

Лот - прибор для измерения глубины водоема.

Зыбь - легкое колебание водной поверхности, рябь на водной поверхности.

Балго – полным полно, много.

Дрейфовать – идти без машины, силой ветра.

Форштевень – выступающее ребро на носу парохода.

Планширь – перила поверх судового ограждения.

Ост – восток, сторона света.

Кошки Литке” - горы на дне Белого моря.

Кольт – револьвер.

Багор — инструмент, состоящий из деревянной или металлической рукояти длиной более метра, с наконечником в виде шипа, соединённого с загнутым назад крюком.


Проверка выполнения задания.

8. Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа (по вопросам учебника, стр. 43).

– Каким бы вы назвали этот рассказ – добрым или жестоким, несмотря на благополучную развязку? (В ходе беседы ребята приходят к выводам, что главное в рассказе – это настоящий морской капитан, который знает, что такое ответственность за людей, пароход, что такое честь и доброе имя).

– Почему у капитана ледокола нет имени? (Задание III.4 в тетради.) (Потому что не судно ходит, а капитан, не судно гибнет, а…)

Подберите пословицы, которые отражают главную мысль рассказа. Докажите.

  • Друзья познаются в беде.

  • Терпение и труд все перетрут.

  • Смелость города берёт.

  • Страшно не упасть – страшно не подняться.

  • Добротой можно все уладить.

  • Достоинство человека определяется только его поступками.

  • Честность - самая лучшая привычка.

Если вам понравился рассказ Б. Житкова “Николай Исаич Пушкин”, прочтите книгу “Морские истории”.


2) Составление характеристики капитана (задание в тетради).

- Какие черты характера помогли капитану выстоять в сложной ситуации?

настойчивый ловкий ответственный вспыльчивый отважный внимательный сильный смелый вежливый

Вывод: “Настоящий морской капитан – это…”


3) Пересказ по плану.

Примерный план (составляем вместе с детьми).

1. На причале.

2. Случай у Тендры.

3. Промысел в белом море. Везучий капитан.

4. “Кошки Литке” - горы в воде.

5. Чувства капитана во время опасности.

6. Седые виски.


4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

10. Рефлексия.

  • Сегодня я узнал …

  • Было трудно…

  • Было интересно…

  • Я понял…

  • Теперь я могу…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…



IV. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о капитане т.с.70 №2, читать с.36-43.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карепанова Виктория Юрьевна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства