kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"»

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-практикум

Время проведения: октябрь

Технологическая карта изучения темы

«Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина

« Как Илья из Мурома богатырём стал»

Тема

«Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём стал»


Цели

- формировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества;

- познакомить с былиной об Илье Муромце, создать у детей целостный образ героя;
- воспитать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества;
- совершенствовать культуру речи;

- развивать связную речь, умение давать полные ответы;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения

Основные понятия

былина, богатырь

Межпредметные связи

окружающий мир

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 . Ч. 1 / [В.С.Свиридова] – Самара: - Фёдоров, 2012.

- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО "А ТЕМП", 2010.- 874 с. (на каждой парте);

- презентация;

- карточки ;

- рабочий лист

Формы работы

фронтальная, парная, индивидуальная


Этапы урока

Ход урока

I.Организационный момент


-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы слушали внимательно. Всё, что услышите, пригодится вам.

II. Актуализация знаний









- С каким разделом учебника мы познакомились на прошлом уроке? ("Волшебная старина".)

- Назовите обобщённым понятием, с произведениями каких жанров встретимся при изучении этого раздела?

- Определим некоторые виды устного народного творчества, выполнив задание в паре. Узнайте жанр фольклора по его определению. Выполните задание 1 в рабочем листе.

Задание 1. (три вида)

1. Жанр устного народного творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего (загадка).

2. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных фантастических сил (сказка).


1. Весёлое произведение устного народного творчества, служащее для забавы, потехи детей (потешка).

2. Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры (считалка).

1. Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов (скороговорка).

2. Законченное краткое изречение, выражающее житейскую мудрость народа (пословица).

Проверка.

- С заданием вы справились успешно.

- Познакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества.

- Но сначала вспомним, как называлась наша родина в старину. (Русь) А в те давние времена люди ласково называли: "Русь - матушка".

- Почему так называли люди свою землю?

- Гой ты еси, родимая матушка, земля русская. Не дают тебе покою враги иноземные, губят людей твоих мирных, детей сиротят, поля твои бескрайние вытаптывают. Да ещё разбойники грабят по дорогам, не дают покою простым людям. Да коле будет мать, сыра земля да обижена.

- Неужели некому было защитить Русь от врагов?

- А кто такие богатыри? ( Богатырь – это герой, совершающий воинские подвиги. Человек необыкновенной силы, стойкости, отваги.)

- Богатыри являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

- Каких богатырей вы знаете?

- В те давние времена страну защищали Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, более известные нам по картине Васнецова, но история помнит и такие имена: Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Садко, Святогор, Ставр Годинович. Вот они, богатыри земли русской!

- Составим синквейн со словом "богатырь".

-Рабочий лист. Задание 2.

Пример:

богатырь

мужественный, отважный

защищает, спасает, помогает

отважно служит своей Родине

герой

- Подвиги богатырей описывались в одном из жанров фольклора, его название можно перевести так : "правдивое повествование" , то , что было на самом деле. Может быть, кто-то назовёт этот жанр?

-Слово "былина " произошло от древнерусского выражения "быль ина", что в переводе на современный язык означает "основано на иной были"

-Выясним толкование этого слова в словаре Ожегова.

- В ходе урока мы уточним значение слова "былина" , ответив на вопросы :

что?

о ком или о чём?

как?

зачем?

III. Формулирование темы и целей урока



- Расшифруйте название былины, выполняя задание 3 на рабочем листе .

Задание 3.

- первое слово - союз, состоящий из одного слога (словно, чтобы, как)

- во втором слове одинаковое количество букв и звуков (Илья, мать, лить)

- предлог, оканчивающийся на согласный звук ( на, про, из)

- имя собственное ( Муром, народ, город)

-былинный синоним к слову "герой" ( защитник, богатырь, силач)

- глагол в прошедшем времени (стал, будет, охраняет)

- Прочитайте название былины, употребив слова в нужном падеже. ( «Как Илья из Мурома богатырём стал». )

- Предположите, кто будет героем произведения? Как могут разворачиваться события? 

-Сформулируйте цели урока, используя опорные слова.

Узнать ...

Научиться ...

Воспитывать ...

- Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные, про чудеса невиданные. И сложено было этих былин и ходило их по Руси великое множество. Рассказывали былины нараспев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте.

- А как былины дошли до наших дней?

-Для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

- На какие вопросы о былине вы уже можете ответить?


IV.Открытие нового знания













































































Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.
- А теперь познакомимся с былиной и проверим ваши предположения. Во время чтения вам встретятся слова, значения которых непонятны или требуют уточнения. Отметьте их карандашом .
-Читаем не спеша, слегка протяжно, потягивая гласные звуки, чтобы слегка слышалось пение. (отрывок былины слушаем в записи) Включается аудиозапись.

Проверка первичного восприятия текста учащимися.

- Что показалось необычным в этом произведении?

-Какой эпизод вас больше всего взволновал?

-Уточним значение некоторых слов.

Словарная работа.
- С какими новыми словами познакомились, что они обозначают?

КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, РАТАЙСЯ

Что значит: КОРЧЕВАТЬ? ( вытаскивать из земли).

Физминутка
Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим, 
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой 
Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Чтение произведения и его анализ.

- Перечитаем былину и поработаем над содержанием.

1 часть: " по цепочке" до слов - "не шевелятся"
- Где жил Илья?

- Город Муром относится к древнейшим городам Руси, находится во Владимирской области на берегу реки Оки, где в старину проходила граница Руси.

- Кто были родители Ильи Муромца?

- Прочитайте, как относились к нему родители.
- Что огорчало его родителей?

- Придумайте вопрос к данной части, ответ на который можно найти в 3 предложении.
2 часть: по абзацу (до слов "катились месяцы")

- Спокойно ли было на Руси?
- Как вы поняли, почему Илья жалуется на судьбу, лёжа на печи?

- Что он при этом говорил, прочитайте?
- Легко ли было Илье в таком состоянии?

- Кто такой Змей Горыныч? Чем он занимался? (Собирательный образ врагов земли русской.)

3 часть: по ролям до слов "принеси- ка ещё воды"

- Какое событие изменило жизнь Ильи? Предположите, что может быть дальше?

- Как отреагировал Илья на слова странников встать? (Рванулся).

-Что значит "рванулся"? О чём говорит это слово?

- Поработайте в паре и подчеркните слова, описывающие воду, которую пил Илья.

- Почему эта вода дала такую силу? (символ Родины)

- Прочитаем былину до конца.

-Почему калики не оставили Илье всю силу, которую он получил, выпив воды? (Образ Ильи приближен к образу человека.)

- Продолжите вопрос к последней части:

Зачем странники ........(дали Илье силу богатырскую)?

- Восстановите наказ странников , вставив пропущенные глаголы, рабочий лист, задание 4.

Задание 4.

1. ...... с врагами земли родной.

2...... вдов, сирот, малых деточек.

3. Со Святогором .....

4. Ты .... с Микулой Селяниновичем.

5. .... на Вольгу Всеславьевича.

Проверка.

- Прочитайте имена богатырей, о которых напоминают калики. Запомните эти имена.

- Какой наказ дали бы вы Илье?

- Каким изображен Илья в былине? Охарактеризуйте этого героя, используя только прилагательные.

-В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор этого богатыря. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.

- Это реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю и погибший за город Киев. Неспроста в древнем Муроме на высоком берегу установлен памятник легендарному богатырю, как символу не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы.

- В нашем учебнике эта былина дана в пересказе одной известной детской писательницы . Назовите её. (Ирина Валерьяновна Карнаухова)

- Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье и пересказывала их. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на Ленинградском радио.


V. Итог урока







- Ответим на вопросы о былине.

что?
о ком или о чём?

как?

зачем?

- О других отличительных особенностях былины мы поговорим на следующих уроках.
- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

VI . Рефлексия


- Возьмите любую букву из слова "богатырь" и охарактеризуйте наш урок, используя только прилагательные.

VII . Домашнее задание

- Научиться читать былину правильно и выразительно.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна

Дата: 19.04.2018

Номер свидетельства: 466941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства