Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения. - А теперь познакомимся с былиной и проверим ваши предположения. Во время чтения вам встретятся слова, значения которых непонятны или требуют уточнения. Отметьте их карандашом . -Читаем не спеша, слегка протяжно, потягивая гласные звуки, чтобы слегка слышалось пение. (отрывок былины слушаем в записи) Включается аудиозапись. Проверка первичного восприятия текста учащимися. - Что показалось необычным в этом произведении? -Какой эпизод вас больше всего взволновал? -Уточним значение некоторых слов. Словарная работа. - С какими новыми словами познакомились, что они обозначают? КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, РАТАЙСЯ Что значит: КОРЧЕВАТЬ? ( вытаскивать из земли). Физминутка Дружно встали - раз, два, три - Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу! Чтение произведения и его анализ. - Перечитаем былину и поработаем над содержанием. 1 часть: " по цепочке" до слов - "не шевелятся" - Где жил Илья? - Город Муром относится к древнейшим городам Руси, находится во Владимирской области на берегу реки Оки, где в старину проходила граница Руси. - Кто были родители Ильи Муромца? - Прочитайте, как относились к нему родители. - Что огорчало его родителей? - Придумайте вопрос к данной части, ответ на который можно найти в 3 предложении. 2 часть: по абзацу (до слов "катились месяцы") - Спокойно ли было на Руси? - Как вы поняли, почему Илья жалуется на судьбу, лёжа на печи? - Что он при этом говорил, прочитайте? - Легко ли было Илье в таком состоянии? - Кто такой Змей Горыныч? Чем он занимался? (Собирательный образ врагов земли русской.) 3 часть: по ролям до слов "принеси- ка ещё воды" - Какое событие изменило жизнь Ильи? Предположите, что может быть дальше? - Как отреагировал Илья на слова странников встать? (Рванулся). -Что значит "рванулся"? О чём говорит это слово? - Поработайте в паре и подчеркните слова, описывающие воду, которую пил Илья. - Почему эта вода дала такую силу? (символ Родины) - Прочитаем былину до конца. -Почему калики не оставили Илье всю силу, которую он получил, выпив воды? (Образ Ильи приближен к образу человека.) - Продолжите вопрос к последней части: Зачем странники ........(дали Илье силу богатырскую)? - Восстановите наказ странников , вставив пропущенные глаголы, рабочий лист, задание 4. Задание 4. 1. ...... с врагами земли родной. 2...... вдов, сирот, малых деточек. 3. Со Святогором ..... 4. Ты .... с Микулой Селяниновичем. 5. .... на Вольгу Всеславьевича. Проверка. - Прочитайте имена богатырей, о которых напоминают калики. Запомните эти имена. - Какой наказ дали бы вы Илье? - Каким изображен Илья в былине? Охарактеризуйте этого героя, используя только прилагательные. -В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор этого богатыря. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь. - Это реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю и погибший за город Киев. Неспроста в древнем Муроме на высоком берегу установлен памятник легендарному богатырю, как символу не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. - В нашем учебнике эта былина дана в пересказе одной известной детской писательницы . Назовите её. (Ирина Валерьяновна Карнаухова) - Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье и пересказывала их. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на Ленинградском радио. |