kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе М.Ауэзов "Сирота"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназачен для работы в школах Казахстана

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе М.Ауэзов "Сирота"»

Урок литературы в 4 классе

Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».

Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, пережавших смерть близких.

Задачи урока.

Обучающая: способствовать развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие способности через метод критического мышления.

Воспитывающая: воспитание навыков эмоционального

восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

(проверка готовности к уроку – учебник, тетрадь, рисунки, - настрой)

  1. Цели и задачи урока.

- На прошлом уроке мы познакомились с произведением великого казахского автора Мухтара Ауэзова «Сирота», увидели главных героев и немного побеседовали по сюжету происходящего. При подготовке домашнего задания у каждого из вас сложилось свое мнение о случившем, которое вы сегодня и будете озвучивать и подкреплять словами, рисунками, чтением отрывков. Прежде чем начать работу по тексту, давайте вспомним – кто же такой Мухтар Ауэзов и что его побудило написать такое произведение.

(биография М.Ауэзова в кратком пересказе) – подвести итог рассказанному

- Девиз нашего урока: « Мало уметь читать, надо уметь думать»

- Какие чувства при чтении вызвал этот рассказ?

- Есть такая пословица -« В сиротстве жить - слезы лить», - как вы ее понимаете?

- Кого называют сиротой? Какие еще определения можно подобрать к этому слову?

СИРОТА – бедный, одинокий, ненужный, несчастный

- Кому из героев рассказа подходят эти слова?


  1. Работа по теме урока.

- Главная проблема, которую мы должны разрешить на нашем уроке – найти ответ на вопрос: кто виноват в смерти Касыма?

- Нарисуйте словесный портрет мальчика до смерти родных

- Какая жизнь была у Касыма до горя?

( составление кластера)

а) Составляем кластер, схему, где будем записывать самое важное из сказанного: первую часть кластера выполним сейчас, а вторую часть - по ходу урока.


счастливая тяжелая

веселая одинокая

интересная бесприютная

беззаботная несчастная

радостная невыносимая


  1. Анализ произведения

Беседа по содержанию, (ответы подкрепляют строками из текста)

-Почему у Касыма прежде была беззаботная жизнь?

- Когда Касым осиротел по-настоящему?

- Чью смерть он переживал сильнее других? Почему?

- Почему бабушка так горевала о Касыме?

Вывод: Что, только потеряв бабушку, мальчик стал круглым сиротой.

б) Анализ эпизодов из жизни главного героя, оставшегося без родни. ( Работа с текстом)

- Поговорим теперь о жизни главного героя, оставшегося без близких, остановимся на самых затрагивающих эпизодах его нелегкой жизни.

- Как окружающие вначале отнеслись к тому, что Касым остался один?

- Был ли он счастлив после смерти родителей?

- А бывал ли он счастлив хоть иногда когда остался совсем один? (только во сне)

- Зачем он уходил в степь?

- Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша - добрые же люди, которые помогли сироте? Так ли это?

- Обсудим рисунки - ваши иллюстрации к тексту. Какие эпизоды они отражают?

(беседа по рисункам учащихся с комментированием)

- Что пытались сделать окружающие?

(Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).

г) Выборочное чтение.

- Предлагаю проследить, как меняется жизнь Касыма строками из текста

с.230- «Касым заплакал... на него никто не обратил внимание»

с.231 - «С того дня Касым все больше и больше стал задумываться о своем горе».

С.231 - «Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».

- Как изменился герой?

- Помогли ли ему окружающие?

(Соседки и старики замечали все, но не помогли: «Дитя еще! Ну что он может сделать?»)

-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?

( Они были равнодушными)

- Так почему Касым ушел из аула?

Вывод: эти рисунки подтверждают, что жизнь мальчика стала невыносимой.

(заполняем правую часть кластера).

- А теперь подумаем: кто виноват в смерти Касыма?

Вывод: прямые виновники в смерти мальчика - это нечистая

сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все, но ничего не сделал, чтобы спасти мальчика. Это - старики, соседи, аульные ребята.

в) Работа над пейзажем в начале рассказа и в конце.

- Какие художественные средства помогли передать

состояние героя?

Чтение отрывка из текста в сопровождении музыки.

(от слов: « Хмурый вечер...» до слов: « Там идет дождь»).

Отмечаем художественные средства использованные автором. Выделяют эпитеты: хмурый вечер, сумрачная прохлада тяжелые тучи, темно - багровый цвет, грустные сиротливые холмы.

Сравнить с описанием пейзажа в заключительной части.

(от слов: «Окутанные мраком каменные глыбы..», до слов: «И громко чихает») отмечаем художественные средства. Эпитеты: каменные глыбы, злые духи, ночные сплохи, таинственные ущелья обнаженные скалы густая листва черный страшный глаз.

Сравнения: темнота как ведьма, ночь -злая старуха .

Олицетворение: бродит ночь, страх прячется, ночь глядит .

Почему во втором отрывке больше эпитетов, сравнений, олицетворений ?

Страшно ли мальчику?

Какие ассоциации возникают у вас со словами страх, ужас.

испуг боязнь

жутко опасение

- Какие ведения возникли у Касыма?

( Злые духи, ведьма, черт, нечистая сила, шайтан)

д) Анализ заключительной части рассказа.

- Анализируем эпизод, когда все - и реальность, и вымысел - перемешалось в голове Касыма.

- Вновь появляются три всадника. И это и не случайно: ведь лошадь для казаха

самое благородное животное выносливое и умное. Лошади очень заботливые, они не дают своих жеребят в обиду. Но в нашей жизни не все имеет счастливый конец, вот и всадники не успели помочь Касыму. Очень жалко, что Касым умер. Окружающие люди остались равнодушными к судьбе мальчика. А человеку одному, без поддержки близких, тяжело.

Не зря у казахов есть такая пословица (записана на доске)

«Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»

  1. Работа в группах – составление характеристик

1 группа – образ Касыма (портрет/характер)

2 группа – образы Исы и Кадиши (черта характера/в чем проявляется)

3 группа – образы соседей, аульных мальчишек (поступки/черта характера)

4 группа – страх ребенка - природа и нечистая сила (предмет/описание)

Защита своих выступлений

- Тема сиротства волновала человечество во все времена.

Мы с вами в этом году читали рассказ, где тоже затронута тема сиротства.

Какой это рассказ и кто его автор? (В.Гюго « Козетта»).

В рассказе М. Ауэзова сирота - Касым, а в рассказе В, Гюго -Козетта.

- Давайте сделаем сравнительную характеристику этих героев

Итак, мы с вами нашли сходства и отличия между героями. Какой можно сделать вывод?

Вывод: у этих героев очень много сходств, но есть и отличия. О Касыме никто не хотел заботиться и в конце рассказа он умирает, Козетта продолжает жить счастливо, потому что нашелся человек, который хотел, чтобы после смерти матери девочка была счастлива

  1. Итог урока

-Урок свой хочу закончить стихотворением татарского поэта

Мусы Джалиля « Сироты»:

Он совсем еще маленький...

Участь зла...

Скоро год, как без матери,

Без угла.

Он по селам скитается

Сиротой...

Счастье в жизни потеряно

Для таких...

Сто дорог перемеряно

Горевых!

Жмет жарою и холодом,

Вьюгой бьет.

Вдоль домов гонит голодом

Все вперед...


Плачет он, убивается,

Сирота,

Но плотней запираются

Ворота.

Просит хлеба хоть сколечко

Да тепла.

Света б малая щелочка

Где была!

Ни руки помогающей,

Ни словца.

Лишь буран завывающий

Без конца...

Люди сытые, черствые

Крепко спят...

Разве мальчик, сиротствуя,

Виноват?

- Что понравилось вам на уроке?

- Какое настроение у вас было в течение всего урока?

- Какие моменты урока произвели на вас впечатление?

-Ребята, что мы должны извлечь из нашего урока'

-Каким должен быть человек?

7. Домашнее задание

Составить рассказ: « Как можно было помочь Касыму?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения в 4 классе М.Ауэзов "Сирота"

Автор: Кузнецова Татьяна Федоровна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства