п.г.т. Новокручининский
- наблюдать над использованием разнообразных средств языковой выразительности, определять их в стихотворениях (олицетворение, сравнение, эпитет);
- понимать, как рождаются художественные образы в творчестве поэтов, синтезировать и обобщать прочитанное;
- совершенствовать выразительность чтения.
- бережного и внимательного отношения к природе через чувства и художественные образы картин природы;
- умения формулировать тему и учебную задачу, удерживать её на протяжении всего урока;
- навыков сотрудничества.
- словесного рисования, составления связного рассказа.
- дидактический материал: инструкция « Работа с текстом (стихотворением) и творческим заданием», карточки с номером МИГа, жетоны для самооценки;
- чистые листы для работы.
Этапы урока. Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся |
1.Самоопределение в учебной деятельности. (мотивация) | Настрой на учебный процесс на уроке. Девиз урока: « С малой удачи начинается большой успех!» |
2 Речевая гимнастика (чистоговорка) | Проговаривают чётко слоги, слова: тихо, громче, ещё громче: Ма-ма-ма пришла зима! Ёт-ёт-ёт снег идёт! Ри-ри-ри прилетели снегири! Ме-ме-ме рады мы зиме! |
3. Постановка учебной задачи. - Прочитайте слова на доске, посмотрите иллюстрации, созданные вами. Выскажите свои предположения о необходимости записи этих слов и рисунков. - Эти слова определяют нашу работу на уроке, попытайтесь сформулировать задачи на урок. Попытайтесь определить тему урока. | Читают слова на доске. Высказывают свои предположения. Высказывания детей, коллективное обсуждение. Постановка задач и темы урока. |
4.Актуализация знаний, выявление трудностей. 1)Выразительное чтение наизусть стихотворений о зиме по темам: - Снег - Зимняя природа - Зимние заботы и занятия наших предков - Зимние забавы детей . | Выразительно читают стихотворения по темам: - Снег: С.Дрожжин «Снег летает и сверкает…» З.Александрова «Снежок»; - Зимняя природа: М.Пришвин «Деревья в лесу», С.Есенин «Берёза»; - Зимние заботы и занятия наших предков: И Никитин «Весело сияет месяц над селом…», А. Пушкин «Зимний вечер»; - Зимние забавы детей: И.Суриков «Детство»(детей предков), С.Чёрный «На коньках»(детей нашего времени). |
2) Динамическая пауза «Танец снежинок» По коленочкам ударим Тише-тише-тише, Ручки, ручки поднимаем Выше-выше-выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И остановились. | |
3) Повторение средств языковой выразительности. | Вспоминают средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет), используемые авторами в стихотворениях о природе. (Для тех учащихся, которые не помнят, лежат на столах памятки – подсказки) |
5. Обобщение по теме «Снег летает и сверкает…» 1)Творческое задание. Работа с текстом – лирическим произведением(анализ произведения). Выполнение заданий по инструкции, составленной учителем. - Как рождаются у поэтов художественные образы картин природы зимой, вы попытаетесь выяснить, выполнив задания по инструкции. | Работа в группах. ( Распределяют обязанности. Развивают умение высказывать свою точку зрения, умение отстоять свое мнение и согласиться с мнением другого.) Работают по инструкции, самостоятельно читают, анализируют стихотворения: отвечают на вопросы, находят средства выразительности в стихотворениях, составляют связные рассказы, выполняют творческие задания. 1 группа: К.Бальмонт «Снежинка» 2 группа: С.Есенин « Пороша» 3 группа: С.Есенин «Поёт зима – аукает…» 4 группа: А.Блок «Ветхая избушка» |
2). Защита выступления по анализу лирического произведения ( работа группы). | Читают составленные рассказы от каждой группы. Слушают, дают оценку работе группы. |
3).Обобщение по теме « Снег летает и сверкает…» | Вспоминают фамилии поэтов и названия стихотворений о зиме по микротемам. Делятся впечатлениями, чувствами, эмоциями от лирических произведений о зиме. |
6.Этап подведения итога урока. Рефлексия. - Вернёмся к началу урока. Какие задачи были поставлены на урок? - Найдены ли ответы на поставленные задачи? - Мы всему научились? - Что вам понравилось? - Что было трудным? В чём были трудности? - Что было неудачным? - Чему ещё нужно научиться? | Умение удерживать цель работы. Осознание процесса обучения. Умение определить границы знания и незнания. |
7. Этап оценки, самооценки. - Оцените свою работу на уроке с помощью жетонов, работу ребят, всего класса, учителя. | Дети дают самооценку своей работы, оценивают работу одноклассников, учителя, высказывают свои впечатления об уроке, выражая свои чувства и эмоции от урока. |
8. Этап домашнего задания (по выбору). 1.Читать книги о зиме. 2.Найти загадки, пословицы о зиме. 3.Выразительное чтение стихотворения о зиме. 4.Создать сочинение – описание по картине в конце учебника. | Осознание процесса обучения. Дети выбирают домашнее задание по желанию. |