Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме «П.П. Ершов «Конек-Горбунок», 4 класс»
Конспект урока литературного чтения по теме «П.П. Ершов «Конек-Горбунок», 4 класс
Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.Характеристика героев
Цели: углубить знания о жанре литературной сказки, выяснить, почему сказку «Конёк-Горбунок» по праву можно назвать «народной» сказкой; развивать самостоятельность, умение выразить мысль, воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам, повышать мотивацию обучения, отрабатывать навык выразительного чтения.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Тема урока. Целеполагание
– Сегодня заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Петр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!..» – На уроке мы попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова. – Иллюстрации, которые помещены в правой части доски, вы нарисовали к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок». Обратите внимание на остальные рисунки.
Иллюстрации к каким сказкам вы видите?
Назовите эти сказки. («Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка») – Что объединяет эти сказки? – Почему мы их называем русскими народными? – И сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-Горбунок» – русская сказка. А на памятнике П.Ершову можем прочитать такие слова: «П.П.Ершов автор народнойсказки» – На этом уроке мы подведем итог и выясним, почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной. 3. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь своими записями, попробуйте составить краткую характеристику-загадку, прочитайте ее одноклассникам, а они должны отгадать, о ком идет речь.
(Ученики выполняют задание.)
- Как в произведении раскрывается каждый из братьев? Герои поступают так из жадности, скупости, из-за желания достичь своей цели или стремления быть добрыми и честными?
— Почему старшие братья все время обманывали?
— Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
– Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок» (Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, концовка) – Для чего автор использует зачин? (Вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад) – Поскольку в сказке Ершова три части, автор написал зачин к каждой из них. Это особенность литературной сказки. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Кто желал бы рассказать? Какие троекратные повторы встретились в сказке Ершова? Приведите примеры победы добра над злом. Объясните, кто победил, а кто был наказан. (Иван стал царем, а царь сварился) – Найдите концовку, которая роднит сказку Ершова с русскими народными сказками. – Итак, мы нашли много общего в построении сказки Ершова и народных сказок.
4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и героеврусских народных сказок
– А теперь сравним главных героев этих сказок.
1) Главного героя Ершова называют Иваном (таблица), как и в большинстве русских народных сказках. – Вспомните, какими были герои Ивана в русских народных сказках. (Добрые, честные, смелые, справедливые) – А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества. – Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли. – Итак, у старика было три сына. Они были «в дозоре». Как повел себя Иван в дозоре? Прочитайте. – Каким оказался Иван? (Смелым) – Как рассказал Иван об увиденном (случившимся) дома? Прочитайте выразительно. – Как характеризует героя этот рассказ? (Иван оказался сообразительным, находчивым, смекалистым).Почему он не рассказал всей правды? – Прочитайте отрывок, в котором говорится , как Иван «настиг» братьев, укравших коней? – Какое качество ценит Иван? (Честность) – Мстит ли Иван братьям за украденных коней? Почему? (Иван добрый, он умеет прощать) – Прочитайте по ролям первую встречу Ивана с царем. (Автор, царь, Иван) – Как ведет разговор Иван? (Смело, на равных, с чувством собственного достоинства)
Вывод: Иван в сказке Ершова обладает теми же качествами, что и Иван в русских народных сказках.
2) – Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники) – Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации) («Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…) – Напомните описание Сивки-бурки. (Пересказ 1 ученика) – А кто помогает герою в сказке Ершова? – Прочитайте описание Конька-Горбунка. – Сравните образы этих коней. Скажите, взят ли образ Конька-Горбунка из «народа»? Но за что кобылица просит ценить конька? – Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. – Создатели народных сказок полагали: каков герой снаружи, такова и его душа. На примере Конька-Горбунка, внешний вид которого не соответствовал душевным качествам. Ершов показал, что внешнее уродство не признак бедности, скудности внутреннего облика. (Конек-Горбунок преданный, заботливый друг. Такого мотива нет в русских народных сказках) – Итак, мы убедись в том, что поэт, опираясь при создании сказки на народные традиции, привносил немало своего, индивидуального, авторского.
5. Физминутка
6. Продолжение сравнительного анализа
3) – А теперь ответьте, почему Ивану в жизни бывает необыкновенно трудно? (Противники) – Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке? (Братья, спальник, царь) – Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках?
— А сейчас вспомните всех героев сказки и скажите, на какие группы их можно поделить? (Положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.)
— Почему мы считаем это произведение сказкой? Что в нем сказочного, волшебного?
— Разгадайте кроссворд по сказке «Конек-Горбунок». Для этого надо вставить пропущенные слова.
Да еще рожу конька
Ростом только в три ... (вершка).
Подошел к нему отец,
Говорит ему: «Послушай,
Побегай в ... (дозор),
Ванюша».
На меня скорей садись,
Только знай себе держись;
Я хоть росту ... (небольшого),
Да сменю коня другого.
4. И с набитою ... (сумой)
Возвращалися домой.
Предо мною конный ряд:
Два коня в ряду стоят,
Молодые,... (вороные),
Вьются гривы золотые.
8. Подведение итогов урока
– Почему Иван получает и красавицу жену, и царство? (Он обладает качествами, которые ценятся в народе)
– И мы видим, что в концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.
– Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.
9. Рефлексия.
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
10. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, чему учит эта сказка?
— Почему она и сейчас нравится читателям? (Людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценились такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость.)
— На памятнике П.П. Ершову написано: «Автор народной сказки «Конек-Горбунок». А на какую народную сказку она похожа?
— Иван, являясь обладателем волшебного помощника, хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отвечает грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет.)