Конспект урока литературного чтения по теме "Итоговый урок по изучению буквы Х. Хлеб - это жизнь. "
Конспект урока литературного чтения по теме "Итоговый урок по изучению буквы Х. Хлеб - это жизнь. "
Урок направлен на развитие речи учеников через работу на повторение изученной буквы Х, формируются навыки плавного, слогового чтения текста познавательного характера, используются интерактивные методы и приёмы, воспитывается бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к людям труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Итоговый урок по изучению буквы Х. Хлеб - это жизнь. "»
РАЗРАБОТКА УРОКА
по литературному чтению
1 класс
Итоговый урок
по изучению звуков [х] [х‘], буквы Х.
ХЛЕБ – это жизнь.
Учитель начальных классов
МОУ «Школа №78 г. Донецка»
Дудка Елена Анатольевна
Тема. Итоговый урок по изучению звуков [х] [х’], буквы Х. ХЛЕБ – это жизнь.
Цель:
- создать условия для развития речи через работу на повторение,
- закрепить и обобщить ранее полученные знания на основе совершенствования навыка плавного, слогового чтения текста познавательного характера,
- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к людям труда.
Ход урока
Актуализация опорных знаний учащихся. (Слайд 1)
1. Чтение слов. (Слайд 2)
- Посмотрите на слова, повреждённые жуком-буквоедом. Подумайте, какая буква «съедена», вставьте её и прочитайте слова:
БУ…АНКА ПА…АРИ
- К какому слову подойдёт эта схема?
Повторение сведений о букве Х, обозначающей звуки [х] [х‘].
- Какие звуки и какую букву учили на прошлом уроке?
- Дайте характеристику этим звукам.
3. Чтение рассказа учителем. (Слайд 3)
Вот какой был случай… Мать утром спросила сына : «Что бы ты хотел съесть к завтраку?». Мальчик ответил, не задумываясь:
- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.
- Ты подумай хорошенько: кроме того, что просишь, ничего на столе не будет.
- А мне ничего больше и не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил.
- Невкусно!
- Что так?
- Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:
- Вот и вышло, что самое простое и нужное – хлеб да соль – ты позабыл. Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
Хлеб в старину называли «жито», от слова жить.
Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Тема нашего урока – ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ. (Слайд 4)
- Мы поговорим о хлебе, о профессиях людей, делающих всё, чтобы к нам на стол пришла булочка, обсудим как и почему нужно беречь хлеб.
- За работу на уроке вы будете получать зёрнышки и в конце урока из этих зёрнышек мы составим колоски нашего общего коллективного труда.
Закрепление и обобщение изученного материала.
Чтение слов.
Хлеб – это древний и необходимый продукт человеческого труда. Мы встречаемся с хлебом ежедневно.
Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб славяне. А иначе и быть не может. Никогда еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни и в праздники. Хлебом солью встречают самых дорогих гостей.
- Составьте слова из слогов.
НОЙ РЯ МЯГ ПШЕ НЫЙ ШИС
РЖА ГО ЧИЙ КИЙ НИЧ ДУ ТЫЙ
Ассоциативный куст
- Подберите слова, рассказывающие, какой бывает хлеб.
- Скажите слово хлеб – однозначное или многозначное слово?
- Ребята, какое значение имеет слово «хлеб»?
- Оказывается слово ХЛЕБ имеет несколько значений:
ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)
ХЛЕБ – батоны, булки, пирожки (показ картинки)
ХЛЕБ – любая пища человека, продовольствие
Чтение стихотворения учацимися.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Вот он – хлебушко душистый, Вот он теплый, золотистый, В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал – пришел. В нем здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло: Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Профессии людей.
- Хлеб рождён четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём. Мы сегодня услышим звуки солнца, земли, огня и воды. С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
- Откуда же берётся хлеб?
- Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка.
- Давайте попробуем вместе по рисункам определить путь хлеба к столу и определить люди, каких профессий принимали участие в его создании.
С чего же надо начать? (Слайды 6-15)
1. Распахать землю. Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (ТРАКТОРИСТ)
2. Посеять зерно.
3. Ухаживать Чтоб амбар наш был с зерном,
Нужен в поле…. ( АГРОНОМ)
Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.
4. Собрать урожай В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт…. (КОМБАЙНЁР)
Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище.
5. Просушить Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай.
6. Перемолоть,мукомольный завод Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам…. (МЕЛЬНИК)
7. Оттуда – на хлебозавод.
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.(ПЕКАРЬ)
8. И только там рождается хлеб.
9. Отвезли в магазин.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я ...(ШОФЁР)
10. Продали в магазине.
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ...(ПРОДАВЦЫ)
- Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (Очень много)
Он не падает с неба
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
Физкультминутка. (Слайд 16-17)
В землю зёрнышко попало. ( Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают ее руками.)
Прорастать на солнце стало. (Дети поднимают руки вверх над головой)
Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай! ( Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх и «брызгают » на себя водой)
Дождик землю поливал, И росточек подрастал. ( Дети медленно встают.)
К свету и теплу тянулся(Руки в стороны) И красавцем обернулся. ( Руки вперед)
Золотые колоски на ветру качаются, (Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз.) Низко накланяются. (Дети машут поднятыми вверх руками )
Поспел урожай! Приезжай, убирай! (Наклоны вниз)
Работа над текстом «Всё здесь, внученька».
- Прочитайте название текста.
- Как вы думаете, о чём будет идти речь в этом тексте?
- Прослушайте текст, а затем мы обсудим правильность ваших догадок.
- Как вы понимаете слова бабушки о том, что на поле растут и хлеб, и булки, и баранки, и пряники?
Чтение текста учениками.
- Прочитайте текст «цепочкой».
- Найдите первое вопросительное предложение. Чьи это слова?
- Прочитайте следующее предложение. Кто сказал так?
- Назовите действующих лиц этого рассказа.
Чтение по ролям.
10. Работа над пословицами о хлебе. Работа в парах. (Слайд 18)
Хлеб народ наш уважает,
Его очень почитает.
И пословицы о хлебе
Очень часто он слагает.
- Прочитайте пословицы .
- Прочитайте записанные предложения на листочках. Назовите пословицы, смысл которых объясняют эти предложения.
Много снега зимой на полях – будет хороший урожай. (Зима со снегом – лето с хлебом.)
Сначала люди научились печь ржаной хлеб, а потом калачи из пшеничной муки. (Ржаной хлебушко – калачу дедушка)
Хлеб – главный продукт питания. (Хлеб – всему голова)
Работа над стихотворением С.Михалкова «Булка». Бережное отношение к хлебу.
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
туда-сюда гоняли булку,
и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Скажите, о чём это стихотворение? (Ответы детей)
- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики?
- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку?
- Как нужно относиться к хлебу?
Берегите, дети, хлеб: Крошечки все собирате, Никогда их не топчите, Птичкам лучше отдавайте.
Итог урока.
- О чём мы сегодня говорили?
– Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – это жизнь? Вы с этим согласны? (Слайд 19)
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?!
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
Посмотрите, что у нас получилось (3 колоса). (Слайд 20)
Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.